Мінфін - Курси валют України

Встановити
29 серпня 2014, 19:52

Налоговые каникулы в зоне АТО

Пока политики демонстрируют заботу о жителях юго-восточных регионов Украины, предпринимателям из зоны АТО начисляют штрафы за неуплаченные налоги. Портал «Минфин» уже рассказывал, как защитить бизнес в смутные времена.

Но тема не теряет актуальности: в парламенте уже второй месяц без движения лежат законопроекты, которые помогли бы бизнесу нестабильных регионов пережить эти времена. Налоговики и кредиторы стали не меньшей головной болью, чем обстрелы: разрушенные предприятия, заблокированные офисы компаний и госструктур, невозможно отправить или получить платежи.

Предприниматели оказались в замкнутом кругу: закон предполагает возможность отсрочки уплаты налогов в случае форс-мажора, но доказать его предприниматели не могутНесмотря на то, что для многих предприятий стала невозможной сама бизнес-деятельность, на налоги распространяется правило мирного времени — «вынь да полож».

Более двух недель без движения в Раде лежит уже принятый в первом чтении законопроект, который должен ввести не только своего рода «налоговые каникулы» для предприятий в проблемных регионах, но и упростить процедуру подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

Здесь предприниматели оказались в замкнутом кругу: действующее законодательство предполагает возможность отсрочки уплаты налогов в случае возникновения форс-мажора, но доказать его предприниматели не могут.

Тонкость состоит в том, что такие «справки» не распространяются на территории охваченные беспорядками. Каждому бизнесмену нужно подтверждать свой случай индивидуально справкой из региональной Торгово-промышленной палаты. А получить эту справку невозможно в силу тех же причин, по которым невозможно вести бизнес: офисы ТПП закрыты или заблокированы.

Случай предпринимателя из Мариуполя, который вынужден был обращаться в парламентский комитет по вопросам предпринимательства, уже довольно типичен: как и многие предприятия оно попало в замкнутый круг.

Получить отсрочку по выплате налогов предприятие не может, поскольку чисто формально на юго-востоке Украины «ничего экстраординарного не происходит». Ни местные органы власти Мариуполя, ни управление Министерства внутренних дел не дают обыкновенную информационную справку о происходящем в регионе. А без этих бумаг региональная ТПП не может предоставить свое заключение о наступлении форс-мажора.

«Тем не менее, штрафы за неуплату налогов уже начислили», — отмечает предприятие в своем обращении.

Со своей стороны фискальное ведомство тоже не может пойти навстречу бизнесу: без обоснованных «на бумаге» причин в виде справки из ТПП решение об отсрочке уплаты налогов будет носить также сомнительный юридический характер. А сам налоговик, проявив «добрую волю» оказывается под статьей.

Разорвать этот замкнутый круг мог бы законопроект, который «блуждает» по парламентским комитетам и чиновничьим кабинетам.

Положения законопроекта распространяются на субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность на территории проведения антитеррористической операции.

Законопроект предлагает на территории АТО, для плательщиков налога, сроком уплаты налогов и сборов признать следующий период, который начинается после окончания антитеррористической операции.

Законопроект также предусматривает освобождение от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение налоговых обязательств налогоплательщика, который осуществляет деятельность на территории проведения антитеррористической операции, в период проведения антитеррористической операции, а также в течение 365 дней с момента ее окончания.

Кроме того, предлагается сроки выполнения налоговых обязательств в период и на территории проведения антитеррористической операции, перенести на срок до 365 дней с дня окончания АТО.

Также, законопроектом предусмотрен упрощенный механизм отказа физического лица — предпринимателя, который осуществляет деятельность в зоне АТО, от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату других налогов и сборов.

Правительство отказалось поддерживать данную законодательную инициативу. Как пояснил заместитель министра финансов Денис Фудашкин, в документе речь идет не только о предприятиях и «мелких лавочниках»: его действие распространяется и на уплату рентных платежей от добычи полезных ископаемых.  Одна только эта норма, по подсчетам Минфина, обеспечит недобор рентных платежей в бюджет на сумму до 7 млрд грн. А рента для парламента — вопрос серьезный. Еще недавно попытка чиновников «запустить руку» в карманы владельцев рудо-, угле-, нефте- и газодобывающих предприятий чуть не стоила поста премьеру Арсению Яценюку. Дополнительные деньги для бюджета пришлось изыскивать через «военный сбор» в карманах простых налогоплательщиков.

Еще один минус документа в том, что он предусматривает «налоговые поблажки» для всех без исключения предприятий, которые зарегистрированы в зоне проведения АТО. Но в отечественной практике юридический адрес часто не имеет никакого отношения к реальному месту нахождения предприятия, поэтому лазейкой могут воспользоваться и предприниматели, чей бизнес находится далеко от выстрелов и уличных беспорядков.

Поэтому привязка к месту регистрации при предоставлении налоговых каникул весьма сомнительна. На эту же лазейку указывали и банкиры, когда депутаты попытались принять законопроект о кредитных каникулах для заемщиков из зоны АТО.

Этот документ предлагает предоставить отсрочку в выплате кредитов для зарегистрированных там должников банков — предприятий, частных лиц и физлиц-предпринимателей, а также ввести мораторий на начисление пени и штрафов за просрочки.

Но финансисты попросили законодателей внимательнее проработать документ, поскольку его нормами могут воспользоваться владельцы вполне благополучного бизнеса, который лишь юридически находится на территории проведения АТО, но реальная деятельность осуществляется в более спокойных регионах.

«В законопроекте не указан перечень населенных пунктов в Луганской и Донецкой областях, на территории которых проводится АТО. Из содержания документа непонятно, каким образом будет подтверждаться факт проживания физического лица или местонахождение юридического лица в зоне АТО. Есть очень много предприятий, физических лиц, имеющих местожительство или местонахождение в Донецкой или Луганской областях, но свою деятельность они проводят в других регионах, или на всей территории Украины. Таким образом, банки даже не могут спрогнозировать масштаб и эффект влияния на банковский сектор такого закона», — говорится в обращении Независимой ассоциации банков Украины, адресованном парламентскому комитету по вопросам правовой политики.

Степан Бурчак

Коментарі - 5

+
+24
Donkey
Donkey
30 серпня 2014, 8:41
#
Многие политики упорно продолжают называть происходящее на востоке — АТО. Другие политики и в т.ч. представители власти иногда называют происходящее военными действиями. Я склонен считать происходящее все таки военными действиями и в этих областях нужно было давным давно объявить военное положение. Ни о каких «налоговых каникулах» не может идти речь. Весь бизнес востока должен быть освобожден от уплаты всех налогов и физлица должны быть освобождены от уплаты налогов не просто до достижения мира, а до восстановления своих бизнесов и производств в полном объеме, а физлица до восстановления жилья и рабочих мест. Это по-честному. И власти было бы лучше сработать на упреждение и объявить об этом самой. Более того, сейчас очень многие предприниматели из других регионов Украины, которые потеряли торговых партнеров, контрагентов, потеряли возможность вести свои бизнесы,- задаются вопросом: за что они должны платить налоги, когда они потеряли возможность вести бизнес по крайней мере в прежнем объеме. Так не бывает- чтобы человеку нечего было кушать, а он продолжал платить налоги. Тем более, что вина власти в сложившейся ситуации очевидна и бесспорна. Поэтому власть должна понять это и принять. Нельзя душить людей до бесконечности налогами — это даст прямо противоположный эффект. А вот предпринимателям из других облстей Украины, где нет военных действий, но их бизнесы тtрпят убытки — нужно давать «налоговые каникулы».
+
+19
Bikeman
Bikeman
30 серпня 2014, 12:39
#
«Так не бывает- чтобы человеку нечего было кушать, а он продолжал платить налоги» давайте вспомним мирное время, когда «по бухгалтерии» предприятию или чепешнику тоже кушать нечего, а он на Порше голодный, бедолага катается :-)
И тотальные налоговые каникулы — палка о двух концах: тогда придется назначить «питательно-расходные» каникулы учителям, медикам и другим, кто с этих налогов питается.
И привязка к месту регистрации — тоже весьма сомнительный критерий: вот купит кто-то, например, из благополучного Закарпатья фирму-бабочку в зоне АТО (для чистоты эксперимента Луг&Дон области, а еще лучше в самих обл центрах — их разгромили, вопросов ни у кого не возникнет), купит справочку о форс-мажоре. Фирме чтобы формально ну хотя бы лет 3-5 было от момента регистрации — вопросов меньше. Ставим фирму на «каникулы», проворачиваем через нее всякие дела, а с приближением налогового периода — бросил с долгами и «всем пока», ищи ветра в поле.
Поэтому нужно четко прописать формальные критерии установления прямого влияния АТО на невозможность ведения бизнеса, но чтобы не «пережать» с оформлением того же форс-мажора.
А по-нормальному для предприятий АТО еще пересмотреть нормативы отнесения расходов на валовые затраты. Но тоже в разумных пределах, чтобы не покупали Порши «на восстановление автопарка» с полным отнесением на вал, к примеру. Ввести временно некий особый период, когда в вал можно закладывать ремонт/строительство офисов, производственных площадей. Те же налоги можно было бы не в бюджет забрать, а создать спецсчета, с которых можно только реинвестирование/восстановление: налоги посчитал, на счет бросил — государство видит что у тебя да как, но деньги не забирает, они лежат еще и в банке (о как — и им хорошо), а бизнык с этого спецсчета может брать денежку исключительно ремонт/восстановление, возможно, оборотка. Т.е. НЕ ИЗЫМАТЬ ДЕНЬГИ, а только учитывать и контролировать расходование ОТДЕЛЬНО ОТ ДРУГИХ денег предприятия. И это все даже без денег можно завертеть на одних ЦБ, один хрен деньги в бюджет не попадут, но печатный станок не нагревать, лучшие мировые практики есть, поднимали так экономики из руин.
Вопрос как всегда лишь в том, готовы ли наши «ребятки-элитки» не по майданам скакать, а садиться да рутиной заниматься, и заниматься так, чтобы не «себе и еще тому пацану», а для страны. Но это уже утопия, зная практики и мотивы этих ребят :-)
+
0
Toha
Toha
30 серпня 2014, 20:24
#
В том то и дело, что утопия
+
+11
Donkey
Donkey
31 серпня 2014, 8:25
#
«Сегодня, 3 августа, финансовая комиссия Кнессета будет рассматривать предложения по размерам денежной компенсации фермерам и владельцам мелкого и среднего бизнеса, понесшим ущерб из-за военных действий в ходе операции «Несокрушимая скала». Член финансовой комиссии Кнессета депутат Хамед Амар выступил с инициативой расширить за рамки 7 км. границы района, в котором предполагается выплата денежной компенсации и увеличить сумму компенсации, исходя из анализа прошлого опыта выплаты компенсаций во время операции «Литой свинец».
«Финансовая комиссия Кнессета утвердила сегодня проект выплаты компенсаций фермерским хозяйствам, расположенным в радиусе 40 км от сектора Газы, которые понесли ущерб во время проведения операции «Несокрушимая скала». …В соответствии с формулой, предложенной министром сельского хозяйства и развития аграрных районов Яиром Шамиром (НДИ), фермерские хозяйства, расположенные в радиусе до 7 км от территории сектора Газы, получат компенсацию, составляющую 80% оборота за соответствующий период времени (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).»
Это всего один маленький пример того, как поступают умные правительства. А кое-кто рассказывает здесь о Поршах, фирмах-бабочках и купленных справках. Меньше завидуйте и ваша жизнь наладится. А еще задумайтесь о своем менталитете и презумпции невиновности.
+
+9
Bikeman
Bikeman
31 серпня 2014, 9:43
#
Да, решение Кнессета вполне здравое — кто же спорит. Но ключевое допущение в Вашем посте «умные правительства» — собственно, этим уже многое сказано.
А еще попробуйте сопоставить масштабы стран в принципе, что поможет хотя бы примерно представить масштабы ущерба/компенсаций:
— районы, прилегающие к сектору Газы не особо густонаселенные: военные действия там не первый раз и не первый год, люди туда особо не рвутся, не особо промышленный регион, довольно специфичный даже по меркам самого Израиля. Главное — «семикилометровая зона».
— Донбасс: густонаселенные районы страны, мегаполисы с миллионами и сотнями тысяч людей, городская и промышленная инфраструктура. Радиус охвата далеко не 7 км, а почти пол-страны.

Сравнивайте сравнимое, а не круглое с теплым.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися