На рынке обязательного страхования автогражданской ответственности уже давно назрел ворох проблем. Причем большинство из них тянется еще с рубежа 2011-2012 годов. Именно тогда разразился скандал с «Украинской экологическо-страховой компанией» и компанией «Инвестсервис», которые погорели на демпинге по полисам «Зеленой карты». Что и довело их до разорения.
ОСАГО. Кто заплатит за страховщиков-банкротов?
Тем не менее, печальный опыт этих компаний не научил других: многие страховщики продолжали платить немыслимые комиссионные агентам по полисам «автогражданки» (до 40-50%). В итоге, за последние 2 года права работать в сегменте ОСАГО лишилось немалое количество компаний: «Лафорт», «Авионика», «Инкомстрах», «Интертрансполис», «Провита», Городская страховая компания. И это еще не полный перечень страховщиков, столкнувшихся с трудностями и оказавшихся на грани.
«По нашим данным, текущая задолженность страховых компаний по ОСАГО, у которых уже забрали лицензию, 175 млн. грн. Среди них не только упомянутые страховщики, но и «Статус», «НАСТА», «Добробут», — говорит директор факторинговой компании «Маркс.Капитал» Сергей Процик.
Для сравнения, это почти 17% от суммы всех выплат, которые украинские страховые компании осуществили по «автогражданке» за 2013 год.
На фоне безнаказанности страховых компаний-нарушителей начало развиваться мошенничество. Мало того, что страховые агенты нередко заключают договора ОСАГО, и кладут полученный платеж себе в карман. Зачастую продавцы торгуют якобы утерянными полисами и даже страховками-фальшивками, подделывая их с помощью копировальной техники. Бланки не имеют практически никакой серьезной защиты (водяных знаков или голограмм), поэтому изготовление «дубликатов» становится для предприимчивых агентов очень простой задачей.
«И если автовладелец оказывается «счастливыми» обладателем фальшивого полиса ОСАГО, он должен понимать, что при наступлении страхового события убыток пострадавшей стороне никто не компенсирует», — предупреждает директор юридического департамента «PZU в Украине» Василий Зубач.
Текущая задолженность страховых компаний по ОСАГО, у которых уже забрали лицензию, 175 млн. грн.
В Моторном (транспортном) страховом бюро уверяют, что с агентами-мошенниками, равно как и страховщиками, злостно преступающими закон, вскоре будет покончено. Очень большую надежду в бюро возлагают на внедрение электронного полиса ОСАГО, который сведет риск обмана до минимума. После заключения страхового договора, его номер автоматически попадает в базу МТСБУ (сейчас все полисы «забиваются» в базу вручную — авт.). Соответственно, пытаться подделывать бумажные экземпляры полисов станет бесполезной затеей.
Самих же страховщиков будут гораздо тщательнее контролировать, чтобы снизить количество потенциальных банкротов до минимума.
«Первое что необходимо сделать, провести стресс-тестирование страховых компаний. Это позволит выяснить уровень их платежеспособности, а также устранить с рынка так называемые «компании-однодневки», — считает член координационного совета МТСБУ Андрей Пинчук.
В то же время, в МТСБУ признаются, что фонды бюро, предназначенные для подобных выплат, не имеют необходимого запаса ресурсов. Их объем на данный момент оценивается в 100 млн гривен, в то время как еще около 250 млн гривен растворились в неизвестном направлении. И пока что бюро продолжает настаивать на том, что выплаты из своих фондов оно будет производить лишь после завершения ликвидации страховщиков-банкротов.
Тем, кто ждет возмещения убытков от уже разорившихся страховщиков, от этого явно не легче. Ведь начиная с 2008 года МТСБУ выплатило сущий мизер (см.таблицу). И то, благодаря давлению со стороны судов.
Выплаты МТСБУ за разорившиеся страховые компании (с 2008 года)
Авионика | 76 дел | 618 тыс грн |
Галактика | 46 дел | 634 тыс грн |
Страховые традиции | 2 дела | 37 тыс грн |
Вексель | 15 дел | 224 тыс грн |
УЭСК | 1 дело | 17,4 тыс грн |
Лафорт | 19 дел | 371 тыс грн |
Городская страховая компания | - | 1,7 млн грн (готовы выплачивать) |
Данные: МТСБУ
Правда, со стороны координационного совета МТСБУ уже есть предложение передавать проблемные дела сразу в бюро, если страховая компания не может погасить убыток в течение 90 дней. А не так, как сейчас, когда приходится ждать объявления страховщика банкротом.
Чтобы подобная норма вступила в силу, необходимо принять коррективы в закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственностивладельцев наземных транспортных средств». При содействии депутатов, вполне реально добиться изменений до конца года. И тогда пострадавшим от рук недобросовестных компаний не придется ждать своей очереди на получение выплаты годами.
Павел Костицин
Коментарі