Налоговый режим, который был основой рынка еврооблигаций с момента его создания 50 лет назад, может претерпеть фундаментальное переустройство, после которого корпоративные заемщики должны прибегнуть к выпуску акций, а не к получению банковских кредитов.
Налоговый режим Евросоюза может претерпеть фундаментальное переустройство
В этом году объем продаж еврооблигаций достиг 4 трлн долл., что сопоставимо с рекордной суммой в 4,5 трлн долл., зафиксированной в 2009 г. Согласно данным Bloomberg, кредитование корпоративного сектора в Европе сократилось в первом полугодии на 8,7% до 379 млрд долл. по сравнению с концом 2012 г, и на 37% относительно рекордных 598 млрд долл., отмеченных в первой половине 2011 г.
Рынок еврооблигаций может столкнуться с самой большой проблемой, после того как законодатели установят новые правила, направленные на защиту налогоплательщиков после самого масштабного со времен Великой депрессии финансового кризиса, вынудившего правительства помочь кредиторам.
В то же время, количество долларовых облигаций, держателями которых являются международные инвесторы, выросло в текущем году на 7,4% до 4,5 трлн долл., а предлагаемый налог на финансовые операции может сократить спрос.
«Мы сильно обеспокоены введением налога на сделки из-за влияния на ликвидность», — заявил Джон Патулло, управляющий 4,67 млрд долл. в качестве главы департамента на рынке инструментов с фиксированной доходностью в Henderson Global Investors.
Банки могут еще больше сократить объем торговли, так как Европейский союз планирует обложить налогом в размере 0,1% сделки с облигациями, что означает выплату 10 тыс. долл. от сделки стоимостью в 10 млн долл. Со сделок по деривативам также будет взиматься налог в размере 0,01%.
Сбор налогов может начаться уже в следующем году. Если 11 стран, которые согласились принять участие, договорятся по структуре нововведений и введут налоги на сделки компаний и финансовых институтов, расположенные на своих территориях. По оценкам европейской комиссии, предлагаемый налог может собрать целых 35 млрд евро в год.
Напомним, ранее Европарламент поддержал введение единого минимального налога на финансовые транзакции (FTT) в 11 из 28 государств Евросоюза. Законопроект предполагает ставку в 0,1% по операциям с акциями и бондами и 0,01% на торговлю деривативами. Кроме того, облагать сборами планируется и сделки, проведенные на территории страны, применяющей FTT, даже если эмитенты или участники транзакции не основаны в ней. При этом значительная часть сделок проходит в Великобритании, которая не пожелала принять единый налог.
Страны, которые хотят ввести FTT, должны иметь возможность использовать более высокие ставки налогов по операциям ОТС (внебиржевые сделки). Деривативная торговля на ОТС внесла серьезный негативный вклад в развитие глобального финансово-экономического кризиса.
В ряде государств ЕС подобные налоги уже существуют. Внедрить систему налогообложения финансовых сделок на уровне ЕС Еврокомиссии не удалось, ее законопроект не был согласован всеми странами союза. Поэтому теперь рассматривается возможность создания единого налога лишь группой стран. В список этих стран входят: Австрия, Бельгия, Эстония, Франция, Германия, Италия, Греция, Португалия, Словакия, Словения и Испания.
Коментарі