Для Украины, а также других крупнейших экономик СНГ — России, Казахстана и Беларуси — торговые отношения внутри региона и с Евросоюзом утрачивают прежнюю значимость по мере роста объемов торговли с Китаем и другими странами Азии, говорится в обзоре банка HSBC.
Для Украины к 2050 году торговля с ЕС утратит значимость
По мнению экономистов финучреждения, к 2050 году в мировой экономике должны произойти тектонические сдвиги. Ожидается, что рост экономики ключевых развивающихся рынков может активизировать торговлю по линиям Север-Юг и Юг-Юг.
Кроме того, к 2050-му КНР опередит страны еврозоны по объемам торговли с четверкой СНГ, при этом ни одна другая страна не сможет полноценно соперничать с Китаем в этом направлении.
«Говоря о торговых отношениях четверки, также необходимо сказать о заметно растущей доле Турции. Мы ожидаем, что к 2050 году четверка будет торговать с Турцией более активно, чем с Германией. А все страны Азиатского региона в целом, вероятно, удвоят свою текущую долю в торговле с »четверкой« до 47% за счет сокращения доли Европы и других регионов», — говорят в HSBC.
В то же время, говорится в обзоре, с ослаблением торговых отношений с Европой страны СНГ могут нарастить объемы торговли с более близкими восточноевропейскими соседями, например с Польшей.
Эксперты указывают и на тот факт, что, несмотря на продолжающийся рост, внутренняя региональная торговля будет иметь все меньшую относительную значимость по сравнению с торговлей с Китаем и другими развивающимися азиатскими странами. При прочих равных это будет угрожать экономической интеграции стран-лидеров СНГ.
«Если »четверке« и странам Таможенного союза не удастся найти способы интеграции своей торговли в мировые производственные цепочки с опорой на сравнительные преимущества каждой страны, то, учитывая центробежные силы гравитации в мировой торговле, масштаб будущей экономической интеграции СНГ может оказаться под вопросом», — утверждается в обзоре.
Кроме того, специалисты отмечают, что низкий уровень диверсификации и существенная доля природных ресурсов в структуре экспорта России и Казахстана, по нашему мнению, создают дополнительное препятствие для региональной экономической интеграции «четверки СНГ» в долгосрочной перспективе.
Прежде всего, есть все условия для наращивания уже существующих экспортных потоков. Стремительно растущая Азия, испытывающая острую потребность в ресурсах, при ведущей роли Китая продолжит создавать большой спрос на сырье из стран СНГ, которые открывают у себя все новые природные запасы.
Интересно, что, по мнению экспертов, Россия вплотную приблизилась к подписанию многомиллиардного долгосрочного соглашения о поставках нефти в Китай. Российский Газпром ведет переговоры о заключении аналогичного соглашения об экспорте природного газа со своими китайскими партнерами. Россия планирует увеличить электрогенерацию на Дальнем Востоке, опять же для китайского потребления.
Страны «четверки» обладают большим потенциалом для производства и экспорта минерального сырья, металлов и химической продукции, а также продуктов сельского хозяйства, которые при более активном экспорте могли бы удовлетворять спрос на продовольственные товары со стороны растущего среднего класса стран Азии. Проблема остается в том, что экспорт сырья обычно создает низкую добавленную стоимость.
Таким образом, констатируют эксперты, следующим шагом в развитии экспорта «Большой четверки» СНГ могло бы стать усовершенствование существующих цепочек создания добавленной стоимости.
Для более эффективной разработки месторождений необходимо создание новых технологий, которые впоследствии могут быть проданы на экспорт или защищены лицензией. Кроме того, экспорт частично переработанного сырья может быть более экономически выгодным, чем экспорт необработанного сырья, особенно с учетом высокой стоимости транспортировки.
Напомним, украинское правительство ставит сотрудничество с Китаем среди приоритетов. В последнее время Китай все более становится кредитором Украины, стороны также расширяют сотрудничество в аграрном секторе.
Коментарі - 4
Не хотят видеть как эти вопросы решаются крупными субъектами рынка.