После вступления в действие новой конвенции с Кипром, которую парламентарии ратифицировали 4 июля, предпринимателям, использующим Кипр для оптимизации налогов, придется отказаться от привычных нулевых ставок и платить по новым — от 2 до 15%. Однако новый налоговый режим не приведет к массовому исходу украинских бизнесменов из кипрской юрисдикции. Изменению налогового режима с Кипром противился крупный бизнес, но способствовало давление ЕС. Положительное решение могло стать следствием компромисса государства и лоббистов промышленных групп.
Офшорный период. Кипр непотопляем
Ведь условия с точки зрения отечественных предприятий остаются довольно выгодными. «Ставка налога на выплату дивидендов составит 5%. Учитывая, что дивиденды не будут облагаться при их получении и дальнейшем распределении в пользу акционеров кипрской компании, ставка выглядит вполне приемлемо, — детализирует директор налоговой и юридической практики PwC Украина Светлана Билык. — Налог на проценты составит 2%.
Но подобное увеличение не будет существенным благодаря возможности вычитать налог, уплаченный в Украине, против налога на доходы на Кипре и возможности налогообложения только небольшой маржи на Кипре. Ставка налога на роялти составит 5%. Но с учетом льготного режима налогообложения лицензионного дохода Кипр вряд ли потеряет свою привлекательность в качестве юрисдикции для построения лицензионных структур».
Начало действия новых правил будет отсрочено как минимум до 2014 года. Юрист ЮФ Ильяшев и Партнеры Андрей Сидоренко напоминает, что одной только ратификации конвенции украинской стороной еще недостаточно. «Для вступления конвенции в силу ее должны принять на Кипре и информацией об этом страны должны обменяться через дипломатические каналы, — уточняет Андрей Сидоренко. — Если Кипр ратифицирует конвенцию до конца года, ее положения начнут применяться с 1 января 2014 года. Если кипрская сторона до конца года не успеет — вступление в силу отложится».
Остров везения
Островная республика останется привлекательной для отечественных предпринимателей. «Так как крупные холдинги готовились к такому повороту событий еще с прошлого года и не ушли с Кипра, значит экономический эффект от работы через эту страну остается, — говорит начальник сектора рыночных исследований Украинского кредитно-рейтингового агентства Виктор Шулик. — Правда, теперь Кипр будет лишь одним из государств с понятными и более низкими налогами, а также знакомым для многих крупных компаний законодательным полем».
Экономический эффект от проведения операций через Кипр снижается. Но даже новый налоговый режим выглядит довольно привлекательно в сравнении с другими юрисдикциями.«Проведение операций через Кипр останется экономически выгодным для украинского бизнеса, — считает глава налогового комитета Европейской бизнес ассоциации, руководитель практики налогообложения и юридических услуг компании EY Владимир Котенко. — Массового исхода существующих предприятий из Кипра ожидать не стоит. Как минимум, в силу инерции компании продолжат работать в этой юрисдикции еще какое-то время. В будущем Кипр может стать менее интересным для структур, которые проводили операции, связанные с выводом лицензионных платежей и процентов. Но никто не помешает компаниям и дальше использовать Кипр в качестве холдинговой юрисдикции, откладывая выплату дивидендов, а, стало быть, отодвигая налоговые последствия».
По мнению советника практики корпоративное право/M&A МЮФ Intergites Ярослава Абрамова, для владения IP (интеллектуальной собственностью) Кипр по-прежнему является выгодной юрисдикцией, где никто не отменял освобождение от налогообложения 80% дохода, полученного от использования прав интеллектуальной собственности. А Светлана Билык отмечает, что Кипр остается эффективной юрисдикцией для структурирования владения объектами недвижимости в Украине.
Альтернативные направления
По мнению начальника отдела стратегического планирования рейтингового агентства IBI-Rating Игоря Андрусика, количество операций через кипрский офшор будет сокращаться, поскольку бизнес начнет искать новые пути оптимизации налогообложения, в том числе и через другие офшоры. «Бизнесмены не склонны останавливаться на одной юрисдикции, — комментирует финансовый директор ИФК АРТ Капитал Дмитрий Мельник. — Между ними идет постоянный переток капитала. Часто используется несколько юрисдикций для разных целей. Но популярность Кипра как держателя активов будет меняться». Усиление давления на бизнес и закрытие офшоров становится тенденцией мировой политики. Поэтому использование отечественными предприятиями иностранных юрисдикций можно минимизировать, обеспечив надежную защиту капиталов в Украине.
Владимир Котенко подчеркивает, что несмотря на сохранение на Кипре конкурентного налогового режима новые компании могут всерьез рассматривать альтернативные юрисдикции. Влиять на решение не в пользу Кипра будет не только новая конвенция, но и банковский кризис. Но перейти в другие юрисдикции будет непросто. «Компании могут уйти в Великобританию, чему будут препятствовать сложные требования к аудиту в этой стране, — отмечает Ярослав Абрамов. — Основными конкурентами Кипра останутся страны Балтии. Но из-за возрастания давления на эти государства со стороны ЕС их удобные налоговые режимы со временем могут прекратить существование». Впрочем, в зоне риска оказываются все европейские офшорные юрисдикции. По мнению Дмитрия Мельника, на популярность Кипра может повлиять особенное внимание к этому государству со стороны регулирующих органов ЕС, которые нацелены на закрытие всех офшоров в Евросоюзе.
Отечественный бизнес ценил Кипр не только за нулевые налоги, но и за высокий уровень защиты капитала, который до недавнего времени гарантировала республика. Теперь найти тихую гавань для инвестиций становится сложнее. «Ужесточение условий для бизнеса наблюдается по всему миру, — подводит итог Виктор Шулик. — Если при этом в Украине будут не только закручивать гайки, но и обеспечивать гарантии безопасности средств, потребность работать с нашей страной через иностранные юрисдикции будет минимизироваться».
Комплексный подход
Введение в действие нового соглашения с Кипром — только одна из мер, направленных на увеличение поступлений в бюджет. «Парламент одновременно предпринял два шага — во-первых, были ужаты возможности проведения операций через Кипр, во-вторых — введены требования по контролю над трансфертными ценами (ТЦ), которые создают препятствия для использования торговых накруток и игр с занижением или завышением таможенной стоимости», — напоминает Ярослав Абрамов. По мнению руководителя аналитического подразделения группы Инвестиционный капитал Украина (ICU) Александра Вальчишена, обе вышеназванные инициативы стали продолжением ранее принятых в Налоговом кодексе изменений, снизивших ставку налога на прибыль предприятий с 21% до 19% в 2013 году и с 19% до 16% в 2014 году. «Эти нововведения направлены на активизацию бизнеса в Украине. Ведь в правительстве явно делают ставку на инвестиции в основной капитал как на базовую движущую силу для роста экономики в 2013-2014 годах».
Дыры в госбюджете вынудили государство принять ряд мер, ущемляющих интересы крупного бизнеса.Не исключено, что поддержка в парламенте соглашения с Кипром стала возможна лишь после успешного голосования за законопроект о ТЦ. «Кипр с точки зрения закона о ТЦ попадет в белый список, и не будет считаться офшором, — отмечает Ярослав Абрамов. — Ведь ставка корпоративного налога, которая на Кипре составляет 12,5%, с 1 января 2014 года будет отличаться от украинской менее чем на 5%. Благодаря этому использование Кипра становится безопасным в рамках правил контроля над ТЦ. Поэтому тот, кто проводил торговые операции через Кипр, будет и дальше работать по старой схеме».
Когда ждать результатов
По мнению Игоря Андрусика, результативность мер, направленных на контроль за оттоком капитала из страны, станет очевидна через год после того, как предприятия адаптируют свои бизнес-модели к новым условиям. Следовательно, первые итоги государство будет подводить в 2015 году, накануне президентских выборов. «Последствия принятия этих мер должны иметь позитивный эффект для экономики за счет увеличения налоговых поступлений. Но хватит ли этих средств для перекрытия всех дыр бюджета и реализации предвыборных обещаний?, - рассуждает Андрей Сидоренко.
Нововведения приведут к некоторому увеличению налоговых поступлений. Но фискальное давление может сделать серые схемы бизнеса еще более изощренными.Если эффект от новых правил трансфертного ценообразования будет проявляться со временем, то первые результаты вступления в силу конвенции с Кипром станут заметны вскоре после начала ее действия.
»Поскольку бизнес продолжит осуществлять платежи, по которым должны увеличиться ставки налогов, в украинский бюджет начнут поступать удержанные налоги, — объясняет Владимир Котенко. — И хотя у компаний остается возможность придержать платежи, чтобы отсрочить удержание этих налогов, тем не менее существуют отношения, в рамках которых подобное торможение невозможно. Речь идет о погашении кредитов, лицензионных платежах".
Вряд ли стоит рассчитывать на то, что данные меры одномоментно приведут к выходу бизнеса из «серой зоны». Дмитрий Мельник считает, что попытки налоговой службы зарегулировать те или иные сферы деятельности толкают предпринимателей к более изощренным формам оптимизации бизнес-процессов. По мнению собеседника, сломить подобную тенденцию можно только за счет создания условий, при которых прозрачное ведение хоздеятельности станет более выгодным, чем закрытость.
Мария Бабенко
Коментарі