1. «Мы не сможем предсказать следующий кризис»
10 вещей, которые нужно знать об экономистах
О чем говорит история? О том, что прогнозы экономистов и спиритический сеанс не суть как различаются. Каждый системный кризис застигал экономистов врасплох — и Великая депрессия, и скачок цен на нефть в 1970-х и мыльный пузырь доткомов в начале 2000-х, и даже мировой финансовый кризис 2008 года.
«Сложность предсказания ипотечного кризиса состояла в том, что субстандартных ипотечных кредитов практически не было 15 лет назад. Мир меняется очень быстро», — оправдывается Лоренс Болл, профессор экономики в Университете Джона Хопкинса. Экономисты смотрят на прошлые события, чтобы выяснить, что будет дальше, но некоторые события не имеют прецедентов.
2. «… но мы можем помочь вызвать его»
Если радужные прогнозы экономистов могут предопределить неготовность инвесторов к катастрофе, то их пессимизм эту самую катастрофу может и спровоцировать. По этой причине они должны нести большую социальную ответственность за публичные высказывания.
«Среди факторов, которые влияют на решения потребителей тратить, являются доходы, волатильность фондового рынка, и то, что говорят экономисты», - отмечает Сет Рабинович, партнер консалтинговой компании Silicon Associates. — Если потребители слишком напуганы — они будут тратить меньше, что повредит экономике при восстановлении».
3. «Мы не знаем, но мы немножко догадываемся»
Математические модели часто оказываются бесполезными в реальном мире. Экономисты не раз обжигались на голых цифрах, а ведь такие события как, например, теракты 11 сентября 2001 года невозможно вычислить формулами.
«Более половины экономических прогнозов основаны на интуиции. Это, конечно, научно обоснованные догадки, но все же догадки. Со временем, экономисты начали понимать, что люди непредсказуемы, и это заставило их отклоняться от предсказаний по формулам», — говорит Марк Перри, профессор финансов и бизнес-экономики в Университете Мичигана.
4. «В наших смелых прогнозах виноват тестостерон».
Большинство экономистов — мужчины. Лишь около 30% новых Ph.D. экономистов составляют женщины, доля которых увеличилась лишь незначительно с 1995 года, согласно исследованию, составленному экономистами Джоном Зигфридом и Чарльзом Скоттом и опубликованном в American Economic Review.
При этом как показывают исследования, мужчины более склонны к безрассудным прогнозам, нежели женщины. Они также более импульсивны, менее склонны признавать свои ошибки, сосредоточены на больших идеях. Виной этому — тестостерон, который увеличивает аппетит к риску.
5. «Наши индикаторы работают не всегда»
Экономисты полагаются на множество мер для оценки состояния «здоровья» экономики, но многие из них не отражают реального положения дел. К примеру, Комитет Национального бюро экономических исследований США считает, что рецессия официально закончилась в июне 2009, ориентируясь на данные по ВВП.
Но ряд экспертов утверждают, что американская экономика все еще находится в застойном состоянии. Тот же ВВП, за которым так внимательно следят экономисты, не обязательно обозначает здоровую экономику. Тем более, основные экономические кризисы часто возникают в периоды быстрого роста.
6. «Мы не представители точной науки»
Прогнозы американских экономистов по росту ВВП страны в этом году разошлись в широком диапазоне — от 1,8% до 3,9%. Лучше всего не доверяться одному экономисту, а делать срез на основании хотя бы нескольких прогнозов. Хотя среднее арифметическое тоже не всегда помогает.
«Экономисты находятся под давлением, от них ожидают, что они будут более точными, чем позволяет им наука», — говорит Линн Ризер, главный экономист экономического института в университете Сан-Диего.
7. «Мы политически зависимы»
В 2008 году почти половина членов Американской экономической ассоциации сказали, что они были зарегистрированы демократами, тогда как только 17% сказали, что они были республиканцами. Последние исследования на эту тему также позволяют предположить, что экономисты больше склонны быть демократами в своих взглядах. Такие предпочтения влияют и на содержание их докладов.
8. «У нас есть своя повестка дня»
Многие влиятельные экономисты работают в учреждениях, которые окружены аурой беспристрастности. Однако на самом деле работа большинства экономистов оплачивается финансовыми институтами, у которых есть своя повестка дня для решения собственных вопросов.
Около 70% экономистов различных университетов и центров имеют финансовые интересы за пределами научных кругов, гласит исследование Джеральда Эпштейна и Джессики Каррик 2010 года. «Экономисты зачастую умалчивают о связях с бизнесом и частным сектором», — говорится в нем.
9. «Мы не можем упростить свой жаргон»
Представители всех профессий имеют тенденцию говорить на жаргоне, в том числе и экономисты. Когда они появляются на публике, то пытаются свести жаргон к минимуму и говорить простым языком, но беда в том, что уровень финансовой подготовленности слушателей еще ниже, чем они предполагают.
К примеру, одно из исследований 2009 года показало, что только треть населения США знало принцип работы кредитных карт. Более того, около половины взрослых прошли тест на вопросы о личных финансах на отметки C, D, F.
10. «А нужны ли мы вообще?»
Некоторые эксперты говорят, что эта тема открыта для обсуждения. Экономисты предоставляют услуги для банков и других учреждений, но в некотором смысле, они знают не больше, чем «средний Джо», хотя надеются, что этого никто не заметит.
Перевод с Marketwatch
Коментарі - 8
www.youtube.com/watch?v=dtrZFPrf4CE
Теория вероятностей позволяет предсказать относительную вероятность происхождения того или иного события. Управление такой динамической системой — это великое искусство.
Навіть синоптики помиляються, незважаючи на те, що атмосферні маси на порядок передбачуваніші за homo sapiens.