Мінфін - Курси валют України

Встановити
10 червня 2013, 9:36

Нацбанк разрешил Приватбанку привлекать валюту на особых условиях

Крупнейший в стране ПриватБанк несет и самые большие валютные риски. На 1 апреля 2013 года его обязательства в иностранной валюте достигли 87,2 млрд гривен и на 27% превысили его валютные активы. В случае девальвации гривны банку, чтобы рассчитаться по валютным долгам, придется докупить валюту по более высокому курсу, что приведет к убыткам, пишет Forbes.ua

Разница между валютными пассивами и активами или короткая открытая валютная позиция, регулируемая нормативом НБУ Л13(2), не должна превышать 10%. Норматив рассчитывается по более сложной формуле, чем простая разница между валютными активами и пассивами, но еще недавно в ПриватБанке Л13(2) он зашкаливал.

Занять позицию

Значение короткой открытой валютной позиции ПриватБанка на 1 января 2013 года составляло 66,56%. К 1 апреля оно снизилось до 19,61%, а в начале мая вошло в норму, опустившись до 8,62%. «Нарушением считается превышение лимита норматива даже на протяжении дня», — подчеркивает банковский эксперт Виктория Страхова.

Регулятор имеет право ограничить, приостановить или прекратить некоторые операции банка, нарушающего норматив Л13-2. Например, запретить проводить валютные операции или отозвать валютную лицензию. Но ПриватБанку удалось избежать санкций.

«ПриватБанк заключил индивидуальное соглашение с НБУ, — отмечает руководитель казначейства ПриватБанка Людмила Шмальченко. — Все показатели нормативов были согласованы с Нацбанком». По ее словам, структура пассивов банка обусловлена предпочтениями вкладчиков, которые значительную часть своих сбережений хранят в долларах. «Кредитование в Украине производится в основном в гривне. Таким образом у банка образуется несоответствие по валютам между пассивами и активами», — поясняет Шмальченко.

Банк рекламирует ставки по долларовым депозитам в размере 9,75% годовых. По данным НБУ, на 4 июня 2013 года средневзвешенная ставка по депозитам в иностранной валюте для физлиц равнялась 6,7% годовых. «Для меня загадка, почему крупные банки продолжают формировать свои пассивы в валюте и предлагают такие высокие ставки», — удивляется исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. При существующих ограничениях на кредитование в валюте банки, по мнению Устенко, должны переориентировать свои пассивы на гривну.

Заработать или потерять

На 1 апреля 2013 года размер недействующих кредитов (IV и V категорий качества) в ПриватБанке достиг 30,8 млрд гривен. «Переизбыток валюты» позволяет банкам зарабатывать на спекулятивных операциях. «Если банк знает, что курс будет стабильным, он может через своп обменять привлеченную валюту на гривну и кредитовать в гривне, так как это приносит больший доход», — констатирует бывший зампред НБУ Александр Савченко. «Для хеджирования валютных рисков ПриватБанкиспользует своп-инструменты как в межбанковских сделках, так и в сделках с корпоративными клиентами», — говорит Шмальченко.

На 1 апреля 2013 года активы ПриватБанка составляли 174,9 млрд гривен. Кредитный портфель — 121,0 млрд гривен, из них 83% — займы юрлиц. Основные владельцы банка — Игорь Коломойский и Геннадий Боголюбов, которым принадлежит по 33,8% акций.

В начале мая Raiffeisen Bank International оценивал общий размер открытой короткой валютной позиции украинских банков в $5 млрд. Почти половина этой суммы приходится на ПриватБанк. «Падение обменного курса гривны на 10% может привести к уничтожению 2,5% капитала банковской системы», — предупреждают аналитики Raiffeisen. По данным финансового отчета ПриватБанка за 2012 год, в случае укрепления доллара США к гривне на 5% банк потеряет 552,0 млн гривен.

Алексей Комаха

Коментарі - 46

+
+4
vikki
vikki
10 червня 2013, 9:41
#
Тиха украинская ночь, но баксы надо перепрятать…
+
+61
allescaput2030
allescaput2030
10 червня 2013, 9:43
#
ПриватБанк заключил индивидуальное соглашение с НБУ

Среди равных всегда найдется более равный…
+
0
KostyaBank
KostyaBank
10 червня 2013, 9:51
#
Главное чтобы они договор аренды печатного станка не заключили, лет так на 99ть :)
+
+12
tyutyun
tyutyun
10 червня 2013, 9:53
#
В Украине хватает параллельных печатных станков — векселя, электронные деньги и прочие эрзацы
+
+23
Mozart
Mozart
10 червня 2013, 11:18
#
«Приват» всегда был «государством в государстве», этаким Ватиканом посреди Рима.
Для него законы всегда были не писаны. А сейчас об этом заявили на всю страну.

Конечно, он too big to fall, но я бы в нем деньги не держал. Это уже не банк, а политическая структура :) И… неизвестно, как карта ляжет.
+
0
vangol76
vangol76
10 червня 2013, 12:52
#
А где же деньги держать то?
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 12:55
#
Кроме коломойской г-нобанки есть еще 175, половина из которых вполне приличные.
+
+4
vangol76
vangol76
10 червня 2013, 12:57
#
Ну назовите пару-тройку приличных, я ж серьёзно спросил
+
+4
Володимир Пінчук
Володимир Пінчук
10 червня 2013, 21:02
#
Сбербанк россии.карточки без %.в любом банкомате украины.
+
0
tyutyun
tyutyun
10 червня 2013, 9:50
#
К Привату индивидуальное отношение и Визы с Мастером.
+
+77
infopotok
infopotok
10 червня 2013, 9:57
#
Ну так еврей с евреем всегда гешефт устроит
+
+8
yarg
yarg
10 червня 2013, 10:08
#
Тоже мне новость… разрешили норматив позиции нарушить…
+
+15
Mozart
Mozart
10 червня 2013, 10:51
#
Это нехорошая новость сама по себе. А то, что это пишут «на каждом заборе» (т.е. в «Форбсе») — тем более плохо.
Нормативы берутся не с потолка…
+
+12
infopotok
infopotok
10 червня 2013, 10:55
#
На законы давно плюют, а на нормативы тем более…
+
+5
Prostak
Prostak
10 червня 2013, 11:02
#
То есть можно нарушать. И курс будут держать.
+
+5
yarg
yarg
10 червня 2013, 11:16
#
Курс и так держать будут. без этого экономика завалится. а то, что приват позволяет себе шалости с нормативами — самый большой же. Ему можно…
+
+5
Rebel
Rebel
10 червня 2013, 13:19
#
А якщо тримати курс, то економіка не завалиться?
+
+19
yarg
yarg
10 червня 2013, 13:38
#
Экономике нужна передышка от встрясок. хотя-бы несколько лет.
Какой смысл строить завод и получать с него 10 % годовых, если можно будет купить доллары и в результате плановой девальвации получить те же 10 % дохода? Без хлопот и риска. Это одна из причин того, почему рост курса убивает экономическую активность. не считая кучи других.
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 13:43
#
Естественно, куплять доляр много приятней, нежели морочить голову каким-то там производством.
+
+13
infopotok
infopotok
10 червня 2013, 13:43
#
Поэтому финансовый рынок необходимо уничтожить, как паразитический
+
+4
yarg
yarg
10 червня 2013, 13:46
#
Вот в первый раз соглашусь. Я тоже за запрет обращения доллара в Украине. нашли бакс — 15 лет кутузки. И точка.
+
+14
inner
inner
10 червня 2013, 13:49
#
А вот я с Вами не соглашусь, запретами ничего не добьешься. Пример-сдохший совок. Оборот бакса внутри страны должен быть экономически нецелесообразным.
+
0
Serjisun
Serjisun
10 червня 2013, 16:09
#
Назад в 37-е гг… За 3 колоска тоже расстрел? Наверное в Японии идиоты в правительстве, что не расстреливают за найденные доллары и плавно девальвируют иену.
+
+5
inner
inner
10 червня 2013, 16:13
#
Причем тут Япония? Там нет такого объема критического импорта.
+
0
Serjisun
Serjisun
10 червня 2013, 16:21
#
Да хоть где. Что за бред сажать за наличие доллара в кармане? Это куда путь?

И второй момент, для yard. Вы тут писали, что люди перестанут вкладывать деньги в бизнес, а ждать девальвацию.
Так вот если бы девальвация была текущая, плавная, по 3-5% в год, пусть даже до 7-8%, то особо на этом не заработаешь.
А так как у нас получается, редко но метко, то понятно дело, что будут ждать…
+
+5
Rebel
Rebel
10 червня 2013, 22:06
#
Контрпропозиція — розстрілювати за такі ідеї.
+
+6
yarg
yarg
10 червня 2013, 22:08
#
Страшно? вот и хорошо. значит действенная мера.
+
+4
Rebel
Rebel
10 червня 2013, 22:12
#
Мабуть. На жаль, у 18-му товаріщів з такими ідеями не вдалось вирізати…
+
0
sukach
sukach
10 червня 2013, 11:22
#
Обратно Приват выделился…
-«Они жирафы им видней...»
+
+65
inner
inner
10 червня 2013, 12:13
#
Самый большой, государство в государстве… Смешно граждане, таковым делаете его вы, когда со стуком копыт несете туда депозиты и пользуетесь его кривыми услугами. А евреи что? Они просто подоили аленей ибо доят того, кто доится… Ваша точка опоры… с Приватбанком на всю жизнь… эх… пересичные…
+
+6
infopotok
infopotok
10 червня 2013, 12:34
#
Иннер, здесь не смогу с вами не согласится… + вам от меня
+
0
Mozart
Mozart
10 червня 2013, 14:11
#
Это Вы сейчас к кому обращались, цитируя меня? :) Или Вы меня тоже в пересичные и олени записали? :)
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 14:14
#
Вас я цитировал насчет государства в государстве:) Тоже мне Ватикан нашли:)
+
+13
Mozart
Mozart
10 червня 2013, 15:08
#
Просто поверьте — я знаю, о чем говорю. В случае с «Приватом» это, увы, так и есть — и данная статья это лишний раз подтверждает.
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 16:11
#
Уважаемый Моцарт. Все же Вы переоцениваете значимость и влияние привата.
+
0
Mozart
Mozart
10 червня 2013, 16:15
#
Не-а… :) Не буду дискутировать по этому вопросу.

Маленькая цитата: «… юристы «Приватбанка» берутся спорить даже с судьями Верховного Суда, часто заставляя тех уступить...»
У них реально лучшие юристы в Украине. Вы, как житель Европы, должны понимать, ЧТО это значит :)
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 16:19
#
Спорить взяться может любой. Только вот выигрывают-ли?
+
0
sukach
sukach
10 червня 2013, 16:12
#
По поводу евреев перебрал…
+
0
vikki
vikki
10 червня 2013, 22:40
#
Ну почему же, сколько их в Верховном суде?
+
0
ssr
ssr
10 червня 2013, 12:29
#
А что делать пересичным если пока никто из конкурентов не создал ничего похожего как Приват24. Да и колличеством банкоматов никто похвастать не может. Вот и приходится пересичному иметь дело с Приватом.
+
0
Prostak
Prostak
10 червня 2013, 12:55
#
Я тоже так считал, но говорят, что ОТП(онлайн банкинг) не плох.

А массовостью они конечно же берут. И массовость и очереди.
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 12:33
#
Лень и глупость -две вещи за которые приходится платить дороже всего. В принципе -поделом. А насчет клинически глючного Приват 24, так многие банки имеют вполне приличный интернет -банкинг. И еще, где вы узрели особое отношение к коломойской банке МПС? Наоборот, в Европе операции с данным банчиком относятся к разряду рискованных.
+
0
Prostak
Prostak
10 червня 2013, 12:56
#
НО почему такие большие большие, раз такие плохие… Не все так просто…
Хозяева и Топы молодцы, так зомбировать работников банка… Я уже боюсь с ними общаться, даже с друзьями…

После минуты разговора обязательно разговор о банке…
+
0
inner
inner
10 червня 2013, 13:00
#
Ничего удивительного -чем хуже тем больше, да и вообще любит наш народ всякое г-но. www.youtube.com/watch?v=L-rOS5p1ZRg
+
0
tyutyun
tyutyun
10 червня 2013, 13:39
#
Странно, что до сих пор в ветку не заглянул усатый клоун. Хотя чукча не читатель…
+
0
Володимир Пінчук
Володимир Пінчук
10 червня 2013, 21:08
#
Жидов нарушающих л13-2 нужно резать.странная позиция нбу…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися