На международной конференции в Берлине 27-28 мая обсудят шансы новой технологии.
Германия прощается с целью миллион электромобилей
Из тех примерно 43 миллионов легковых автомобилей, что бегают сейчас по дорогам Германии, электромобилями являются целых 7 тысяч. Однако подобная цифра не мешает министру окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов ФРГ Петеру Альтмайеру (Peter Altmaier) по-прежнему свято верить в достижимость официально провозглашенной цели: к 2020 году довести в стране число электромобилей различных типов, включая розеточные гибриды, как минимум до 1 миллиона.
«Необходимо сосредоточиться на автопарках предприятий», — заявил на днях министр на презентации проекта полугосударственной компании Deutsche Post: почтовики до конца года собираются ввести в эксплуатацию 79 автомобилей с электрическим приводом.
Не в личный гараж, а в автопарк предприятия
В данный момент это, похоже, единственно разумная стратегия. «В настоящее время электромобили используются в Германии преимущественно предприятиями или в рамках проектов каршеринга», — подтвердил директор Центра автомобильного менеджмента при Высшей школе экономики в Бергиш-Гладбахе профессор Штефан Братцель (Stefan Bratzel).
А вот для обычных немецких автолюбителей приобретение электромобиля пока явно не выгодно: дальность пробега невелика, общедоступных зарядных станций в стране всего 2 тысячи, а возможность подзаряжать машину в собственном гараже имеют далеко не все.
К тому же электромобили пока слишком дорогие — они стоят приблизительно на 50 процентов больше, чем сопоставимые легковые машины с двигателем внутреннего сгорания, отметил профессор Братцель: «Этот разрыв в ценах в ближайшие годы необходимо ликвидировать».
Ульрих Айххорн (Ulrich Eichhorn), исполнительный директор Объединения немецкой автомобильной промышленности (VDA), объясняет низкий спрос на электромобили еще и «отсутствием широкого и убедительного выбора». «Однако в ближайшие годы ситуация кардинально изменится», — заверил он и привел следующие данные: «К концу 2014 года можно будет выбирать из 16 моделей немецких производителей и целого ряда электромобилей иностранных автостроителей». Перспективам новой технологии посвящена международная конференция в Берлине, проходящая 27-28 мая.
Лидерство Японии и Южной Кореи
Пока с технологической точки зрения на мировом рынке электромобилей лидируют японские компании, за ними идут южнокорейские. К такому выводу пришли мюнхенская консалтинговая компания Roland Berger и Общество по изучению автомобильного транспорта (FKA) в Ахене.
В только что опубликованном совместном исследовании они утверждают, что дальнейшее техническое усовершенствование аккумуляторных батарей для электромобилей будет происходить фактически только в этих двух странах. Германия в данной сфере играет лишь незначительную роль, говорится в исследовании.
Профессор Штефан Братцель с такой оценкой в принципе согласен. «Япония и Южная Корея в деле разработки батарей на годы опережают всех остальных, в том числе благодаря своим достижениям в электротехнике и при производстве потребительских товаров».
Вопрос о батареях, подчеркнул ученый, является сейчас ключевым: до тех пор, пока они не станут куда более мощными и куда менее дорогими, чистые электромобили (не гибриды) для физических лиц представляют интерес разве что в качестве второй машины.
Какой должна быть помощь государства?
В отраслевом объединении VDA так не считают. В опубликованном недавно исследовании говорится, что приобретение электромобиля экономически оправдано не только для корпоративных автопарков и курьерских служб, но и для тех частных лиц, которым приходится ездить на работу в другой город.
В любом случае нынешний низкий уровень распространения электромобилей вовсе не означает, что сама технология не имеет будущего, убежден Ульрих Айххорн. В беседе он привел такое сравнение: «Глядя на то, сколько сотовых телефонов имелось в начале 1980-х годов, трудно было предположить, что сегодня они окажутся у всех».
В какой мере и в какой форме государство должно содействовать внедрению новой технологии? Германия до 2015 года вложит в развитие электромобильности около 700 миллионов евро государственных средств. Эти деньги пойдут, главным образом, на научные исследования и на поддержку региональных пилотных проектов, а также на налоговые льготы для покупаталей автомобилей с электрическим приводом.
В то же время во Франции и некоторых скандинавских странах покупателям электромобилей выплачивают премии. В ситуации, когда многие страны страдают от огромной задолженности и никак не могут справиться с дефицитом бюджета, такой способ стимулирования продаж представляется весьма сомнительным, считает профессор Братцель. К тому же, напомнил он, «такой метод в большинстве стран не привел к более широкому распространению электромобилей».
Против подобных премий выступает и объединение немецкой автоиндустрии VDA — отчасти потому, что пока в Германии в продаже больше иностранных моделей, чем отечественных. По словам Ульриха Айххорна, надо позаботиться о том, чтобы электромобили во всех отношениях стали более привлекательными, «тогда они и без премий будут хорошо продаваться».
Нужен глобальный прорыв
Так, в Японии электромобилей уже свыше 24 тысяч. Это, конечно, существенно больше тех 7 тысяч, что зарегистрированы в Германии, но, по большому счету, по-прежнему слишком мало по сравнению с общим числом легковых машин в стране. Вот почему большинство специалистов считает нереалистичной задачу к 2020 году довести в Германии число автомобилей с электрическим приводом до 1 миллиона.
Даже объединение VDA исходит уже из того, что при сохранении нынешних рамочных условий через 7 лет удастся выйти в лучшем случае на 600 тысяч. Но на самом деле, считает Штефан Братцель, конкретный показатель по какому-то одному национальному рынку, пусть и такому важному, как немецкий, в эпоху глобализации для автопроизводителей большой роли не играет. Профессор дает такой прогноз: «Прорыв в области электромобильности произойдет только тогда, когда на определенный уровень выйдут глобальные объемы продаж».
Коментарі - 2
Классический разворот тренда. Сначала почти все сомневаются, что это может произойти. Потом появляются первые смельчаки, купившие авто с новыми технологиями. Чуть позже появляется первый узенький ручеек таких покупок, который медленно расширяется. В это время маркетологи старых технологий начинают строить защитные информационные дамбы. Они надеются высушить этот ручеек, применяя серьезные комплексы, состоящие из манипуляций, запугиваний, различных подкупов и т.д.
Но как только новой технологией заинтересовались на государственных уровнях, то сразу ручеек покупок превращается в поток. Но еще не все верят в его силу, есть еще сомневающиеся консерваторы. На этом этапе обычно осуществляется такое снижение цен, что помогает расширить поток до необъятных размеров.
И вскоре только последние живые старики будут по привычке пользоваться еще старыми технологиями.