На высшем уровне не раз говорилось о приоритетности туризма для отечественной экономики и развития Украины в целом, пишет День. Но, к сожалению, эти слова пока не претворились в конкретную и системную работу государства для развития туризма и курортов. Почти за два года, прошедших после создания нового органа власти — Государственного агентства по вопросам туризма и курортов, деятельность которого координируется Министром инфраструктуры, туриндустрия страны так и не получила ответа, в чем конкретно заключается сегодня роль государства в развитии туризма?
10 ключевых задач государства
Анализируя сегодняшнюю ситуацию в сфере госуправления туризмом и курортами можно констатировать — у Гостуризмкурорта нет ни денег, ни идей, ни желания делать какие-либо системные шаги для развития отечественной индустрии гостеприимства.
И дело здесь не только в недостаточном уровне профессиональной подготовленности руководства Агентства. К сожалению, в очередной раз сложилась ситуация, когда орган государственной власти в сфере туризма и курортов, который должен координировать усилия государства в самых различных отраслях — от транспорта и культуры до медицины и социального развития села, формировать систему эффективного сотрудничества с регионами, городами и бизнесом, фактически позиционируется как одно из структурных подразделений отраслевого министерства.
При этом «подчинение» туризма вопросам транспорта (ведь изменения названия Минтранса на Мининфраструктуры в целом ничего не изменило в основных функциях Министерства — все виды транспорта и дорожное строительство) могло бы принести немалую пользу для туриндустрии. Информационные центры на вокзалах, реклама внутреннего туризма на транспорте и, самое главное, стратегическое планирование и координация в использовании транспортного потенциала страны для потребностей туризма — все это можно было бы сделать, используя систему общего подчинения. Мы уже не говорим о прокладке дорог к новым горным курортам и улучшения качества основных трасс для потоков автотуристов к летним курортам. Достаточно зайти на сайт Гостуризмкурорта и изучить нехитрую деятельность этого агентства в 2011-2012 годах, чтобы понять — такие вопросы даже не поднимались.
Будем предельно откровенны. Если мы хотим, чтобы страна заняла достойное место на мировом рынке туризма и предложила качественный конкурентоспособный продукт, необходимо относиться к туризму как к бизнесу национального масштаба, который делается несколькими ключевыми партнерами, у каждого из которых есть своя функция. Государство в лице центрального органа исполнительной власти является одним из таких партнеров. Другие ключевые участники этого процесса — местные власти, органы самоуправления «туристических» городов и национальный туристический бизнес, представленный либо крупнейшими компаниями, либо профессиональными ассоциациями. Если кто-либо из партнеров плохо выполняет свою работу, это прямо сказывается на конкурентоспособности национального туристического продукта — и в мире, и внутри самой страны.
Это достаточно непростой процесс. И он усложняется еще и тем, что на сегодня так окончательно и не определены функции и компетенции каждого из партнеров.
Поскольку в этой статье мы говорим о центральном уровне государственной власти, то, очевидно, нужно еще раз остановиться на том, какие задачи в каких сферах должны решаться именно на центральном уровне. Чтобы понять, что список таких задач государства очень широк, достаточно просто изучить многие десятки критериев, по которым эксперты Всемирного экономического форума в Давосе определяют конкурентоспособность страны в туризме. Напомним, что Украина традиционно занимает в этом рейтинге место в конце восьмого десятка.
Попробуем назвать лишь первые 10 ключевых задач государства, все из которых имеют практически одинаковое по важности значение, в формировании конкурентоспособного национального турпродукта и его продвижении на рынке.
1. Создание позитивного имиджа Украины и как туристического направления, и как привлекательной для бизнеса и жизни страны в целом. Ключевую роль в этой работе играет Министерство иностранных дел и орган власти, отвечающий за работу государственных средств массовой информации, вещающих для мировой аудитории.
2. Эффективное использование историко-культурного потенциала государства как одной из важнейших аттракций для туризма. Музеи и театры, памятники культуры мирового значения, яркие культурные события являются неотъемлемой составной туристической привлекательности любой страны. Именно поэтому во многих государствах туризм и культура находятся в ведении одного органа государственной власти. Напомним, что и в Украине с 2005 по 2010 год было Министерство культуры и туризма. Но и без приставки «туризм» в названии Минкультуры имеет массу компетенций в сфере туризма.
3. Рациональное использование природных и природно-заповедных территорий для потребностей туризма. Здесь мы должны говорить и о правильном экологически сбалансированном использовании пляжных территорий летних морских курортов, и об организации активного туризма в горах и лесных массивах, и о деятельности природных заповедников, как туристических объектов. Понятно, что ключевые компетенции здесь принадлежат Министерству экологии и природных ресурсов.
4. Качественная и экономически адекватная транспортная инфраструктура как составная туризма - от скоростных поездов и бюджетных авиалиний, до хороших дорог от городов-миллионников к месту отдыха миллионов. Понятно, что здесь мы говорим об ответственности Министерства инфраструктуры.
5. Качественные медицинские услуги санаторно-курортной системы. Рынок медицинских курортных услуг плюс социальная система лечения профилактики здоровья на курортах здравоохранения находится в компетенции Минздрава.
6. Детский и молодежный туризм как часть воспитания и оздоровления подрастающего поколения и одна из самых больших в мире инфраструктура детского отдыха находится в ведении Министерства образования. Отдельно здесь также стоит упомянуть о рациональном использовании спортивной инфраструктуры в рекреации, а значит — в туризме. За эту сферу отвечает Государственное агентство молодежи и спорта, с 2011 года входящее в сферу влияния Министра образования.
7. Безопасность туристов - здесь мы говорим о функциях и МВД, и бывшего Министерства чрезвычайных ситуаций, которое сегодня «интегрировано» в Министерство обороны. Хотелось бы, чтобы у спасательных служб было поменьше работы, но в форс-мажорных ситуациях для туриста именно по результатам их действий судят о качестве туриндустрии в целом.
8. Развитие туристической инфраструктуры. Как ни странно, но если мы говорим о строительстве отелей, курортных комплексов и развитии новых туристических зон и так далее, само Министерство инфраструктуры в этих вопросах практически не имеет никаких полномочий. Главные кураторы этой проблематики — местные власти, Министерство региональной политики и строительства, структуры энергетиков и водоканалы.
9. Информационная поддержка украинского туризма на внутреннем рынке. Поскольку основным потребителем национального турпродукта являются все-таки граждане нашей страны, исключительно важная функция государства — убедить как можно больше людей, имеющих деньги для отдыха, тратить их в Украине, а не за рубежом. Какой из органов власти может сделать это лучше других? Разумеется, Государственный комитет по телевидению и радиовещанию.
10. Наконец, формирование таких условий для развития туристического бизнеса, которые позволят с наибольшей эффективностью создать качественную конечную услугу для потребителя по адекватной цене. Здесь есть работа и для Гостуризмкурорта, и для Министерства экономики и торговли, Министерства финансов, которые отвечают за создание экономических механизмов, стимулирующих развитие отрасли. Туристический сбор, например, должен идти на все формы поддержки местного турпродукта. А политика в налогообложении могла бы учесть мировую практику применения уменьшенного НДС на услуги отелей и ресторанов. За эти идеи профессиональный сектор будет бороться.
Список можно продолжить — это и задачи Минагрополитики в социальном развитии села и стимулировании сельского туризма, и функции Минобразования в кадровом обеспечении отрасли, и задачи Минсоцполитики в сфере социального туризма, и правильный статистический анализ (Государственная служба статистики). Наконец, важнейшая тема — оптимизация управления многочисленными отелями и санаториями, находящимися в государственной собственности. К слову, статус Гостуризмкурорта как государственного агентства предполагает, что этот орган власти должен управлять профильной государственной собственностью.
Правильный подход в государственном управлении туризмом, на наш взгляд, состоит в том, что отдельный орган власти координирует действия всех других министерств, которые имеют в своей компетенции функции, связанные с развитием туризма и курортов. Он, кстати, был реализован в 2002 — 2005 годах, когда в Украине функционировал независимый центральный орган власти — Государственная туристическая администрация. Но как бы ни назвалась госструктура, ответственная за туризм, в какие бы альянсы с «ведущим» министерством она ни входила, для успешного развития туризма в стране ее основной функцией должна быть именно такая комплексная координация работы в названной сфере всех органов центральной государственной власти.
Сегодня подобный подход напрочь отсутствует, а об отношении всей системы власти к туризму ярко свидетельствует тот факт, что бюджетное финансирование предусмотрено фактически только на содержание аппарата.
Каким же может быть развитие событий в сфере госуправления туризмом, если мы хотим, чтобы государство возвращало себе позиции полноценного партнера для городов и бизнеса?
Здесь есть несколько вариантов.
Ключевые профессиональные ассоциации туристической сферы еще в прошлом году обратились с письмом к Президенту страны с просьбой передать вопросы координации Гостуризмкурорта министру культуры. Это в первую очередь связано с тем, что именно в этой сфере предстоит значительная часть конкретного сотрудничества государства и туриндустрии и в формировании турпродукта, и в создании оригинального имиджа на мировом рынке. Туризм и современная культура тесно переплетены — обе сферы можно отнести к категории креативной экономики.
Возможна ли смена куратора для Агентства? Да, для этого нужно лишь изменить несколько слов в соответствующем указе Президента и переселить Гостуризмкурорт в старое историческое здание, которое туристическое ведомство занимало с времен обретения страной независимости. Однако, поскольку бюджетный год уже начался, а для любых изменений нужны деньги, которых сегодня практически нет, этот вариант, хоть и возможен, но требует немалых усилий
Второй вариант продолжает логику первого. Но в этом случае куратором Гостуримзкурорта становится министр экономики и торговли. Такой вариант реформирования уже не раз рассматривался и мог быть реализован еще в 2005 году. Это достаточно логично и практически полностью отвечает практике большинства стран Евросоюза в сфере туризма. Поскольку Минэкономики отвечает за стратегическое планирование и координацию всей системы органов исполнительной власти, главная функция Гостуризмкурорта — объединение усилий и компетенций других органов власти в таком раскладе, несомненно, усилится.
Третий вариант наиболее простой. Можно оставить Государственное агентство по туризму и курортам в существующем статусе, внести изменения в положение, которые позволят ему заниматься главной функцией, о которой мы неоднократно упоминали выше. При этом весь аппарат должен начать работать по «проектному» принципу, реализуя в равноправном партнерстве с бизнесом и местной властью конкретные шаги во всех сегментах туриндустрии. В пользу такого развития событий можно привести и довод о том, что возможности для синегрии транспортной системы и туризма к сожалению, пока не использованы и на десять процентов.
Но логика общего процесса, в конечном итоге, так или иначе должна вести к большей автономности и независимости Гостуризмкурорта и его трансформации, скажем, в центральный орган власти со специальным статусом.
Следует отметить, что в последнее время профессиональный сектор практически полностью разуверился в Гостуризмкурорте как партнере по развитию национальной туриндустрии. От руководства этого государственного агентства страна так и не дождались ни конкретных системных усилий, ни даже просто вразумительного изложения своего плана деятельности.
Практически все, что сегодня происходит в туризме, делается силами самого бизнеса, властями городов и регионов, международными организациями — в достаточно тесном сотрудничестве. В качестве примера стоит назвать общеукраинскую программу сотрудничества Ассоциации городов Украины, УСПП и Совета по вопросам туризма и курортов — «Национальная туристическая инициатива». Она как раз и предполагает концентрацию усилий органов местного самоуправления и профессионального сектора для развития туризма на базовом уровне. Этот процесс ориентирован на развитие местной экономики в городах и регионах, обладающих наибольшим туристическим потенциалом. Он проходит на местах и зачастую практически не требует вмешательства центральной власти — здесь основой успеха является эффективное сотрудничество городских властей и местного бизнеса.
Создавая качественный туристический продукт в каждом «туристическом» городе Украины, мы, образно говоря, кладем еще один кирпич в основание общего здания национальной туриндустрии. Но для того, чтобы успешно построить такое общее здание, нужен сам проект и эффективная работа со всеми смежниками.
Сегодня же Государственное управление туризмом можно сравнить со стройплощадкой, куда партнеры уже подвозят строительный материал, но пока еще нет проекта строительства и не подведены коммуникации. К тому же нет ни денег, ни хорошего прораба. А самое главное — так и не решено, что именно должно быть построено и какой вклад должен сделать каждый в общее дело.
Поэтому начинать нужно сначала. Собирать всех партнеров, определяться с общей концепцией, разрабатывать рабочие планы, нанимать грамотных исполнителей, дать задачи смежникам и искать финансирование. Тогда можно надеяться на успех.
Но для начала руководителям страны нужно еще раз определиться с местом туризма в системе государственного управления и найти хороших менеджеров, способных мыслить и действовать комплексно, чтобы центральный орган власти снова не оказался слабым звеном в общенациональном партнерстве.
Коментарі - 1