Сегодня Кипр, стоящий на пороге банкротства, должен утвердить принудительное списание части средств вкладчиков банков страны. На сумму списанного налога они получат акции учреждений, в которых держали средства, что должно уберечь систему от массового снятия депозитов. И хотя украинские инвесторы могут потерять до 2 млрд евро, это не побудит их вернуть средства в Украину, отмечают эксперты, пишет Коммерсант-Украина в статье «Кипр спасается за чужой счет».
Проблемы кипрских банков будут решать с помощью вкладчиков
Кипр спасается от банкротства за счет средств инвесторов. На сегодня запланировано заседание парламента страны, который рассмотрит вопрос о принудительном одномоментном списании части средств со всех банковских счетов. Это одно из условий выделения Кипру помощи Евросоюза и МВФ на сумму 10 млрд евро из общего объема программы в 17 млрд евро (сопоставимо с ВВП страны). Объявлено, что вкладчики, имеющие на банковских счетах до 100 тыс. евро, единоразово заплатят налог в размере 6,75% от суммы своих вкладов, свыше 100 тыс. евро — 9,9%.
Предложенные меры позволят получить 5,8 млрд евро и уберечь от проблем два крупнейших банка страны — Cyprus Popular Bank и Bank of Cyprus. Списанные средства будут конвертированы в акции греческих банков на аналогичную сумму и переданы их клиентам. Кипрский министр финансов Михалис Саррис уверен, что это станет стимулом для вкладчиков не выводить остальные 90% средств из банков. В противном случае кредитные учреждения обанкротятся, а вкладчики, вынужденно ставшие акционерами, не смогут вернуть 10% своих средств. Таких санкций избежала часть клиентов: в январе объем депозитов сократился на 1,7 млрд евро, что, как следует из данных центрального банка Кипра, является самым большим оттоком за последние шесть лет.
На 1 февраля 2013 года в банковской системе Кипра было размещено депозитов на 68,4 млрд евро. Из них 42,8 млрд евро принадлежали резидентам Кипра, 4,8 млрд евро — резидентам стран еврозоны, а 20,8 млрд евро — остальных стран. По оценке агентства Moody`s, на российские корпорации приходится 15 млрд евро, сумма вкладов российских физлиц неизвестна. Агентство не проводило аналогичную оценку по украинским компаниям. При этом никто из опрошенных банкиров не владеет точной информацией о размере средств, которые сейчас хранятся украинцами на Кипре. Двое из собеседников назвали цифру 20 млрд евро (сумма налога — до 2 млрд евро), но не смогли ее аргументировать.
Бюджет Кипра на 2013 год утвержден с доходами 7,6 млрд евро, расходами — 9,5 млрд евро. Почти 2-миллиардный дефицит увеличит госдолг до 92% от ВВП. Для решения этой проблемы планируется повысить налог на прибыль предприятий с 10% до 12,5% и ввести налог на проценты по вкладам в размере 20-25%.
Президент Кипра Никос Анастасиадис назвал инициативу вынужденной.
«Чрезвычайное положение не позволяет никому искать виновных. На внеочередном заседании Еврогруппы мы столкнулись с дилеммой: выбрать катастрофический сценарий, приводящий нас к банкротству, или болезненный сценарий, который позволит окончательно положить конец неопределенности и перезапустить нашу экономику»,— заявил он.
Председатель Европарламента Мартин Шульц призвал освободить от налогообложения вклады на сумму до 25 тыс. евро.
«Нельзя мириться с тем, что за все должны отвечать налогоплательщики, особенно учитывая, что речь идет о гигантских вкладах неизвестного происхождения»,— цитирует его еженедельник Welt am Sonntag.
Объявленные меры вызвали панику на Кипре. В выходные перед банкоматами выстроились очереди, однако сумма снятия средств была ограничена. При этом офисы банков были закрыты, а электронные операции — заморожены. Центробанк уже запретил кипрским банкам осуществлять какие-либо денежные переводы как внутри страны, так и за рубеж. Сегодня на Кипре отмечают «зеленый понедельник» — первый день Великого поста, который является государственным праздником, поэтому банки не работают. Поскольку сумма, необходимая для уплаты налога, уже заморожена, снятие средств или их вывод за рубеж не позволят избежать налога, который должен вступить в силу во вторник.
Новый налог, предположительно, коснется и физических, и юридических лиц, как резидентов, так и нерезидентов, то есть всех клиентов 16 кипрских банков и 27 филиалов иностранных банков.
«По кипрскому законодательству, все банки, зарегистрированные там, являются кипрскими. Поэтому филиал ПриватБанка на Кипре также является кипрским банком. Пока непонятно, на какие депозиты будет введен налог, будет ли он распространяться на средства резидентов или нерезидентов»,— говорят в пресс-службе ПриватБанка.
Однако введение налога не активизирует возврат средств украинских вкладчиков в Украину.
«Не думаю, что украинские банки ощутят приток средств из-за рубежа. Если человек решил, что его сбережения должны храниться за рубежом, то они останутся там»,— уверена начальник отдела приватного банковского обслуживания ОТП Банка Елена Колосветова.
Средства могут быть направлены в другие страны с мягким налоговым законодательством, которым не грозит банкротство. «Есть огромное количество офшорных юрисдикций, и после введения налога на Кипре просто произойдет перераспределение средств. Даже если меры, которые будут приниматься на Кипре, будут непопулярными, они все равно будут рациональными. В правительстве Кипра понимают, что одна из главных статей их экономики — это банковский бизнес, поэтому создадут все условия, чтобы средства не уходили из страны,— считает помощник председателя правления, руководитель бизнеса private banking УкрСиббанка Алексей Александров.— Кроме того, при переводе средств в Украину должна происходить обязательная продажа валюты (на сумму свыше 150 тыс. грн). Думаю, что мало кто захочет конвертировать свои сбережения в гривну».
Елена Губарь
Коментарі - 24
Так что матрас, ни такой уж и плохой способ сохранения денег:)
Мое мнение, что все вклады населения это НЗ, которое можно отобрать в любой момент и погасить любой долг.
А запрет хождения валюты или другие меры которыми нас пугают, навредят только тем, кто хранит валюту в банке.
Живой пример Кипр.
Если на что то собираешь, лучше не рисковать.
200у.е в матрасе к сожалению для многих это возможность протянуть какое то время, когда останешься без работы.
А можно остаться и без работы и без депозита.
А тем кто держал на Кипре, чего жаловаться, вы украли, у вас украли, все по честному:)
Какой всё же яркий пример Кипр. Тот из Киприотов кто держал деньги в матрасе оказался в выигрыше. Матрасники выигрывают у баночников выездной матч на Кипре.
У моих приятелей на Кипре есть домработница-болгарка, которая зарабатывает по 40 евро за визит и работает с утра до ночи. На квартиру она копила годами. Недавно ей «повезло»: ее сбила машина. В качестве компенсации она получила 18 тысяч евро, взяла в банке кредит, и теперь 9,9% с ее счета, на который пришел кредит, — спишут. Кредит надо будет возвращать все равно, и я предоставляю читателям самим высчитать, сколько сортиров ей придется вычистить, чтобы вернуть банку те деньги, которые она не получит.
Я не сомневаюсь в причине, по которой Евросоюз ограбил кипрских вкладчиков. Она заключается в том, что на Кипре много грязных денег (в первую очередь русских), и европейским банкам хочется иметь эти деньги самим. Это не борьба с грязными деньгами — это борьба за грязные деньги.
Ничем другим конфискацию, навязанную Кипру, нельзя объяснить — просто исходя из арифметических выкладок. Даже Грецию спасают без конфискаций: только что, в прошлом октябре, Греция получила от Евросоюза и МВФ очередной, шестой (!) кредит 8 млрд евро. А по сравнению с греческими долгами долги Кипра ничтожны.
Это — попытка Евросоюза полностью разрушить банковскую систему Кипра, а банковская система Кипра и есть экономика страны. Кипр — это адвокаты, банковские служащие и фиктивные директора фиктивных компаний. Даже туризм на Кипре — производное от отмывания денег. Человек едет отдохнуть, а заодно открыть счет. Помните один из эпизодов «Неприкасаемых»: следователь Карпов в апреле 2006 года на несколько дней прилетел на Кипр на одном самолете с обвиняемым Клюевым. Вы как думаете: они туда отдыхать ездили? Под Москвой бани не могли найти?
Еще раз: кипрская экономика в условиях экономического кризиса пала жертвой совершенно сознательного удара со стороны Евросоюза, и следует понимать, что если считать в деньгах, то больше всего обдерут карповых-клюевых, а вот если считать в людях, то больше всего попавших людей — это как раз кипрские акакии акакиевичи, вроде домработницы-болгарки, для которой случившее — абсолютная катастрофа.
Получится ли так, как рассчитывает Евросоюз, — это еще большой вопрос. Вкладчик на самом деле довольно отходчив: через сколько был забыт русский дефолт 1998 года или аргентинский 2002-го? Что же касается карповых-клюевых, так там вообще без проблем: ну лежала на счетах десятка лямов, останется девятка — фигня вопрос: слупят со следующего подследственного на 10% больше.
Меня в данном случае интересует другое. Принцип. Европа, в которой некогда частная собственность была неприкосновенна и которая благодаря этому и стала первым регионом мира, — занимается ее, собственности, конфискацией.
Такие вещи и раньше случались в истории Европы. То какая-нибудь Венеция во время войны с Генуей наложит принудительный заем на своих граждан; то в Германии после Первой мировой начнется гиперинфляция, но все эти вещи, равно как и разорительные налоги и большой государственный долг и пр., — случались в результате войны. Государству надо было выжить любой ценой, и оно обдирало граждан, а граждане охотно обдирались сами (в упомянутой войне с Генуей не только принудительный заем собрал 6 млн дукатов, но еще знатные женщины сами принесли свои украшения, а богатые граждане добровольно взяли на себя обязательства прокормления бедных — это в насквозь-то коммерческой и не склонной к сантиментам Венеции!).
Что — сейчас война? Я что-то пропустила? Откуда эти безумные долги и разорительные налоги? Франция только что завершила войну с Германией? Внутри Италии Ломбардия воевала с Сицилией?
Нет. Просто десятилетие за десятилетием европейские политики обещали избирателю больше, чем он зарабатывал. Европейский финансовый кризис — это не кризис экономики, это кризис цивилизации.
Европейская цивилизация, некогда основанная на уважении к собственнику, теперь основана на социализме, регулировании и бюрократии. А социализм всегда кончается конфискациями. Конфискационная реформа Павлова произошла оттого, что СССР платил своим гражданам не заработанные (то есть не обеспеченные им же, государством) деньги и денежный навес превышал 100%. Причина финансового кризиса в Евросоюзе ни сильно отличается от этого.
Последними великими политиками западного мира были Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер. После этого — со времени нанесенного ими экономического поражения СССР и исчезновения с карты мира Империи зла — во главе Запада, без исключений, вне зависимости от того, представляли они левые или правые партии, становились или недалекие социалисты, или клоуны, или коррупционеры.
Для умножения избирателя, жаждущего халявы, они заселили Европу мигрантами; они обложили конфискационным налогом работающие семьи и передавали забранные деньги матерям-наркоманкам; а вместо облегчения условий бизнеса они занимались регулированием формы огурцов, защитой окружающей среды от СО2 и борьбой за равноправие геев.
Как бывает всегда, когда государство ради халявы для граждан вмешивается в деятельность рынка, это популистское вмешательство неизбежно взращивает замкнутые олигархические структуры, которые используют его как рычаг для собственного обогащения и становятся одновременно и главными опорами, и главными паразитами системы.
В европейском (да и американском случае) такими паразитами стали банки, которые скупали и размещали сгенерированные популизмом долги и которые теперь говорят: спасайте нас, а то вообще всё рухнет.
Это еще один закон истории: популизм всегда порождает плутократию. Римская республика начинает обширные раздачи хлеба беднякам, но взамен власть сосредотачивается в руках крупных землевладельцев, на которых работают рабы. Президент Венесуэлы Уго Чавес открывает дешевые магазины для бедных, но оказывается, что акции магазинов принадлежат его приятелю. Европейские политики раздают своему избирателю пенсии в долг, но оказывается, что на долгах этих сидят банки.
Точно так же и, наоборот, плутократия всегда порождает популизм: путинский режим извлекает прибыль из нефти, воровства госказны и эксплуатации рабов-гастарбайтеров, а чтобы превращенный в люмпена народ не горевал, ему платят 500 рублей за путинг и объясняют, что кругом враги.
Между тем на фоне распадающегося евросоциализма авторитарный Китай объявил о новом этапе рыночной реформы, включая сокращение министерств с 44 до 25. А Турция, которая отказалась от европейского пути развития и где к власти пришли умеренные исламисты, ведет безупречную экономическую политику поощрения бизнеса.
Если кто-нибудь думает, что Кипр — это конец, то разочарую: Кипр — это начало. Попробовав раз, Евросоюз уже не остановится. В развязанной в Европе войне потребляющего большинства против производящего меньшинства главным победителем будет Китай. Не могу сказать, что картина мира, в котором начинают доминировать авторитарные или исламистские — но зато ведущие здравую экономическую политику — режимы, меня особо прельщает.
www.novayagazeta.ru/columns/57261.html