Проблемы «АэроСвита» оголили одно из самых востребованных украинскими туристами авианаправлений — турецкое. Кроме компании Игоря Коломойского, регулярные рейсы в Турцию не осуществлял ни один национальный авиаперевозчик. Эту нишу сейчас пытается занять МАУ, но главный претендент на пассажиров «АэроСвита» — турецкая компания Turkish Airlines. Она планирует увеличить квоты на маршруты между странами, соединить украинские города с Анкарой и начать летать в Харьков. Если эти планы будут реализованы, мимо кассы отечественных перевозчиков пройдут сотни тысяч пассажиров и десятки миллионов долларов, пишет Forbes.ua.
Turkish Airlines нацелилась на пассажиров «АэроСвита»
Количество полетов между Украиной и Турцией строго ограничено. Киев — Стамбул: 16 рейсов в неделю, Одесса — Стамбул: 14, Донецк — Стамбул: 10. На других маршрутах (Симферополь, Днепропетровск, Львов, Харьков) по 7 рейсов в неделю. Такое количество перелетов может осуществить каждая из стран.
Турецкие авиакомпании выбирают свою квоту практически полностью. 49 рейсов (максимально разрешенное количество) выполняет компания Turkish Airlines, еще 3 (по маршруту Одесса — Стамбул) — Onur Air. Остальные рейсы из Харькова, Донецка и Львова — у компании Pegasus Airline (3 рейса в Донецк, 7 рейсов в Харьков, 3 рейса во Львов).
Украинские компании направление Украина — Турция освоили слабо. Регулярные рейсы выполнял только «АэроСвит», и их количество постоянно сокращалось. «Летом прошлого года «АэроСвит» регулярно выполнял рейсы в Стамбул из 4 городов — Киева, Одессы, Днепропетровска и Симферополя. В зимний период (до январского кризиса) — из Киева и Одессы», — рассказывают в пресс-службе украинского авиаперевозчика. С ослаблением проблемного «АэроСвита» Turkish Airlines рассчитывает существенно повысить загрузку своих судов в украинском направлении: по итогам 2012 г. она составляла 75%. WizzAir и Utair уже отправили запросы в Госавиаслужбу на получение маршрутов в Турцию.
В Украине конкурентов в борьбе за турецкие рейсы «АэроСвита» у Turkish Airlines немного. Один из них — компания МАУ, которая имеет разрешение на полеты в Турцию, но его не использует: направление руководство авиаперевозчика до недавних пор считало нерентабельным. Это мнение МАУ изменила, после того как у «АэроСвита» начались проблемы: компания заявила о начале полетов по маршруту Киев — Стамбул. Узнать детальнее о планах перевозчика не удалось. Председатель наблюдательного совета и совладелец МАУ Арон Майберг комментировать этот вопрос отказался.
Ориентированные на чартерные перевозки авиакомпании — WizzAir и Utair — регулярных рейсов в Турцию раньше тоже не осуществляли. И, по словам коммерческого директора «Utair Украина» Ольги Дубовик, это направление для компании не приоритетное. Тем не менее, обе компании уже отправили запросы в Госавиаслужбу на получение маршрутов в Турцию. По словам пресс-секретаря этого ведомства Людмилы Петрив, обе заявки находятся в процессе рассмотрения.
Турецкий гамбит
Тягаться с крупным турецким перевозчиком украинцам будет сложно. Во-первых, Turkish Airlines делает ставку на свой хаб в Стамбуле, откуда украинские пассажиры могут добраться практически в любую точку. Во-вторых, в прошлом году «АэроСвит» в пик сезона выполнял всего 9 рейсов по маршруту Киев — Стамбул. МАУ едва осилит больше. У мелких перевозчиков для выполнения большого количества регулярных рейсов попросту нет судов.За последний год Turkish Airlines нарастила пассажиропоток на украинском направлении на 40% — до 0,5 млн человек. В планах на этот год — 0,7 млн человек.
«Украинские авиакомпании могут получить разрешения на полеты в Турцию, но будут выполнять минимальное количество рейсов. Никаких бонусов это направление им не даст», — уверен собеседник в Министерстве инфраструктуры, пожелавший остаться анонимным.
Сколько Turkish Airlines зарабатывает на украинском направлении сейчас, в компании не говорят, уточняя только, что в 2013 г. перевозчик планирует увеличить общий оборот до $10 млрд (в 2012 г. он составлял $9 млрд). Но, по словам одного из участников авиарынка, пожелавшего остаться не названным, речь идет о $100-130 млн.
Помешать этому могут турецкие перевозчики. В частности — Pegasus Airlines, которая в 2011 г. пыталась начать летать в Киев из Стамбула, но по ряду причин от этих планов вынуждена была отказаться. В свою очередь весной 2012 г. Pegasus Airlines не пустила конкурента на свой маршрут Стамбул — Харьков. Компания увеличила количество рейсов сразу после того, как Turkish Airlines заявила о готовности начать полеты в Харьков.
Однако от планов заполучить это направление Turkish Airlines не отказалась. Сейчас компания пытается добиться увеличения квот на полеты в Харьков и заодно — в Киев. Но для этого турецкое правительство должно отправить официальный запрос на увеличение авиаквот между странами. По словам источника в Мининфраструктуры, пока такого обращения нет.
Коментарі