Супермаркеты могут полностью исчезнуть из городов. В Партии регионов предлагают их демонтировать, а новые разрешить создавать только за пределами населенных пунктов, пишет Коммерсант-Украина в своей статье «Торговлю выведут за город».
Вчера народный депутат Олег Царев, прошедший в парламент как кандидат-мажоритарщик от Партии регионов, зарегистрировал законопроект N2067 «О стимулировании развития отечественного рынка продовольственных товаров». Документом предложено принять антирыночную норму — ограничить функционирование торговых сетей на территории всех населенных пунктов. В черте города смогут работать только продовольственные или смешанные магазины (продукты питания и непродовольственные товары) общей площадью до 300 квадратных метров. Универсамы, супер- и гипермаркеты планируется вынести за пределы населенных пунктов не менее чем на 5 километров. У них будет ограниченный график работы: покупатели смогут купить товары лишь с понедельника по субботу и только с 9.00 до 20.00. Воскресенье и праздничные дни должны стать обязательными выходными.
Из украинских городов могут исчезнуть все супермаркеты
Режим работы этих заведений будут на свое усмотрение менять местные органы власти. У торговых сетей будет переходный период для «перепрофилирования помещения или реконструкции продовольственного магазина» — им предоставят год с момента вступления в силу предложенного законопроекта, если он все же будет поддержан парламентом.
Такая реформа, поясняет Царев, необходима для развития малого и среднего бизнеса, так как сейчас крупные сети уничтожают его.
«До появления торговых сетей у предпринимателей проблем не было. В настоящий момент более 70% продовольственных товаров реализовываются через торговые сети,— говорит он.— Они имеют возможность демпинговать, так как делают закупки напрямую у производителя или заказывают под своей торговой маркой какую-то продукцию. Им хорошо, а другим — уже нет доступа. Ведь у мелкого продавца цены выше за счет цепочки посредников».
Законопроектом устанавливаются и более жесткие условия взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками. Срок расчетов за товар должен составлять не более 45 дней, взаимозачеты между ними запрещены, как и включение в договор поставки товара каких-либо услуг по рекламе поставляемой продукции. Предусмотрено и ограничение по торговой наценке, которая до конца 2013 года не должна превышать 20%, а с 1 января 2014 года — 15%.
«Сейчас минимальная наценка — 25%,— рассказывает господин Царев.— А в некоторых случаях товар до потребителя доходит и вдвое дороже. Все зависит от того, сколько поставщик заплатит за рекламу продукции, за ее месторасположение».
Этим требования к торговым сетям не ограничиваются. Они должны будут выполнить еще массу условий. Торговая сеть не будет иметь права занимать более 10% всех торговых площадей конкретного города, поселка и района, а также не сможет продать более чем 10% продовольственных товаров, реализованных на такой территории. Доля продукции, выпущенной под торговой маркой сети (private label), не сможет превысить 10% соответствующей группы товаров, продаваемой в сети. Кроме того, в объеме всего розничного товарооборота отечественная продукция должна будет занимать не менее 80%. За нарушение всех предложенных норм предусмотрены штрафы в размере 20% от объема реализованных за прошлый год продовольственных товаров. Все крупные магазины в обязательном порядке должны будут иметь парковки. Все эти инициативы являются европейской нормой, в частности изучался опыт Германии, отмечает Царев.
Участники рынка называют законопроект «странным», а его выполнение — «нереальным». По данным финансового директора компании «Велика кишеня» Олега Пьявки, только в Киеве магазинов площадью более 300 кв. м насчитывается несколько сотен. В эту категорию попадают и так называемые «магазины у дома».
«В отличие от Европы, в Украине далеко не все имеют автомобили, чтобы ежедневно ездить за покупками за город. Учитывая пробки и качество дорог в том же Киеве, обеспечение людей даже товарами первой необходимости станет проблематичным»,— отмечает господин Пьявка.
По его словам, в Европе есть экономическая целесообразность выносить магазины за город, где земля дешевле и легче найти участок.
По мнению представителей торговых сетей, ничего, кроме неудобств как самим потребителям, так и супермаркетам, законопроект не принесет. Площадей для строительства новых объектов практически нет, кроме того, цены на продукты питания будут выше. «Это будет катастрофа. 300 квадратных метров — фактически ларек. Можно купить там хлеб, молоко и водку, а остальное? Потребитель не сможет удовлетворить потребность в других товарах,— возмущен другой участник рынка.— И это неправда, что в Европе есть такие ограничения. Может в центре Сен-Тропеза или Парижа, где бывает депутат, и сложно поставить супермаркет из-за наличия исторических построек, но чтобы выносить их из города — это ересь».
Депутаты парламентского комитета по вопросам предпринимательства, регуляторной и антимонопольной политики также неоднозначно отнеслись к инициативе. По словам главы комитета Александры Кужель («Батьківщина»), при развитии крупных торговых сетей ежегодно безработными становятся 1-2 тысячи предпринимателей. Но она тут же добавляет, что такой закон был бы актуален 15 лет назад — именно тогда он мог бы спасти города от хаотичной застройки.
«Опоздал автор с ним. Сейчас и переносить некуда, и это будет похоже на зачистку рынка», — считает она.
Первый заместитель главы комитета Владислав Лукьянов (Партия регионов) считает это возвращением в конец 1990-х годов, когда развивались лотки, реализующие продукты питания. «Я очень уважаю автора, но маловероятно, что его поддержат, ведь это вторжение в частную собственность. Это как закрыть большое предприятие и открыть много маленьких», — резюмирует он. Олег Царев признает, что его законопроект достаточно жесткий, поэтому уже сейчас готов идти на компромисс: поскольку компенсаций за перенос супермаркетов в законопроекте не предусмотрено, он предлагает распространять данные нормы только на вновь открывающиеся сети.
Коментарі - 54
А те кто покупает под влиянием сиюминутных порывов, могут купить и на раскладке «всё по 10 грн» кучу ненужного.
Законопроект неактуален, уже многие спермаркеты и небольшие магазины предлагают доставку продуктов на дом по приемлимым ценам, услуга востребована (не у каждого покупателя есть транспорт, время и желание ездить за покупками, кроме того «час шоппинга» можно провести с большей пользой — с семьей, или в бассейне) и этот рынок будет ежегодно увеличиваться.
Сети действительно вытеснили мелкий бизнес по причине его неконкурентности.
Мелким нужно искать свои ниши, и кто её нашел — работает дальше. Я например, покупаю колбасу в одном единственном магазине, а он торгует колбасой только одного завода. Я уверен в качестве, хорошо знаком с ассортиментом. У этого магазина большая скидка от производителя за «эксклюзив» и поэтому адекватные цены.
В крупных сетях продукты хранятся с нарушениями всех норм, подпорченные сыры и колбасы идут в салаты (поэтому в каждом супермаркете есть собственный кулинарный цех).
Если на то пошло «выжить» крупной сети намного сложнее, чем мелкому магазину — конкуренты посерьезнее, затраты на содержание площадок, персонала, разрешения, взятки и т.д. Чтобы это всё окупить нужен оборот, а покупательскую способность у пересичного украинца сами знаете какая…
Если кому нравится покупать барбариски по 200 гр. на раскладке каждый день, а не один раз в неделю 1,5 кг дешевле, то это его полное право. Я ему не указываю, а советую, а следовать ли совету каждый решает сам для себя. В данном же случае, под разными «благовидными» предлогами государство пытается залезть в мой личный карман.
Дошло до того, что за расчет в более менее нормальное время платят начальству сетей.
Вот так то…
Я бы проголосовал за такой закон.
Получается, что недополучают свое местные проверяющие, налоговая и т д. Сети не участвуют в жизни городов, как спонсоры. На все вопросы, один ответ «Мы ничего не решаем, обращайтесь в Киев».
Полученные дополнительные средства, если не будет сетей, а будут местные магазины, будут тратиться на месте, что несколько оживит финансовое состояние регионов.
Да и то, что в сетях дешевле, не значит, что это хорошо. Свою наценку они получат, а производитель будет задавлен сетью до минимальной рентабельности. И не сможет заплатить нормальную зарплату работающим, не сможет дороже купить сырье. Надо снижать наценку, ведь владельцев сетей много меньше чем работников аграрного сектора и предприятий пищевой промышленности.
И вместо дворца под Киевом, будет много домиков врегионах. И заработают больше строителей домиков.