Введение новой процедуры банкротства с 19 января 2013 года снизит риски уклонения недобросовестных заемщиков от выполнения своих обязательств перед банками, в частности, за счет фиктивного банкротства, считает юрист ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов, пишет Интерфакс-Украина.
Новая процедура банкротства снизит связанные с недобросовестными заемщиками риски банков — юрист
Как сообщается в пресс-релизе юркомпании, комментируя новую редакцию закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом», юрист подчеркнул важность статьи 1, которая вводит новый статус кредиторов — кредиторы, чьи требования обеспечены залогом (обеспеченные кредиторы).
«Требования таких кредиторов удовлетворяются вне очереди. Так как банкам запрещено выдавать необеспеченные кредиты (бланковые кредиты), большинство из них подпадут под определение залогового кредитора. Кроме того, ст.10 закона устанавливает обязательное условие для возбуждения дела о банкротстве — наличие судебного решения, … и постановления об открытии исполнительного производства. Это позволит прекратить практику, при которой должники могли избежать процедуры прохождения искового и исполнительного производства», — отметил юрист.
Имущество банкрота, являющееся предметом обеспечения, согласно новой процедуре, не включается в состав ликвидационной массы и используется исключительно для удовлетворения требований обеспеченного кредитора.
«Продажа залогового имущества осуществляется исключительно с согласия залогодержателя, или суда. Средства, оставшиеся после удовлетворения требований залогодержателя и покрытия расходов, связанных с его содержанием, хранением и продажей предмета обеспечения, подлежат включению в конкурсную массу и распределению между конкурсными кредиторами», — объяснил Штокалов.
Как он отметил, выдавая кредиты новым заемщикам, банки, по-прежнему, будут хотеть видеть в обеспечении самый надежный и ликвидный объект — золото. При этом недвижимость и финансовые ресурсы будут отходить на второй план, так как уровень ликвидности всегда зависит от текущей экономической ситуации в стране и от уровня инфляции.
«Банки будут избирать новые методы и способы для обеспечения возврата кредита. Также, скорее всего, по сектору проблемных должников пройдет волна изменений в договора залога, ипотеки, кредита и т.д.», — прогнозирует юрист.
В то же время, по словам Штокалова, обязательное наличие исполнительного документа имеет определенные недостатки, в частности, исключает возбуждение дела о банкротстве в случае, если должник признает существующую задолженность, и выдал, например, платежное требование — поручение, или если у кредитора в наличии есть опротестованный вексель.
«Таким образом, закон усложняет процедуру возбуждения дела о банкротстве путем обязательности наличия исполнительного документа учитывая, что при открытии исполнительного производства исполнитель обязан наложить арест на имущество, принять меры обеспечения и т.д.», — объясняет юрист.
Он подчеркнул, что банкам для возбуждения дела о банкротстве к заявлению необходимо прилагать доказательства того, что сумма требований к должнику не обеспечена полностью залогом, и сумма «сверхтребований» составляет не менее 300 минимальных зарплат. В противном случае, суд может отказать в открытии производства по делу о банкротстве.
«Новые изменения будут касаться суммы требований, которые банк должен заявить в деле о банкротстве. Если банк вступает участником в уже открытом производстве, он обязан подать заявление о денежных требованиях только в части не покрываемой его залогом, или если он отказался от обеспечения — на всю сумму требований», — отметил Штокалов.
По его словам, закон дает привилегию имеющим достаточно требований банкам, которые не могут войти в состав комитета кредиторов из-за того, что за него не голосуют другие кредиторы.
«Так кредитор, чьи конкурсные требования составляют более 25% общей суммы требований к должнику, автоматически попадает в состав комитета кредиторов. Однако обеспеченные кредиторы не могут быть избраны в состав комитета кредиторов, что необходимо учитывать при распределении приоритетов участия банка в процедуре банкротства», — пояснил Штокалов.
Коментарі