Мінфін - Курси валют України

Встановити
20 листопада 2012, 11:01

Кредитные авто останутся неуловимы

Обмен информацией между ГАИ, госисполнителями и нотариусами перекроет лишь часть лазеек, которыми пользуются заемщики, чтобы вывести кредитные машины из залога, пишут Комментарии.

Кредитные авто останутся неуловимы.
Фото с сайта mail.ru

Автопарк залоговых авто теперь будет находиться под пристальным контролем сразу нескольких госорганов. В ближайшее время ГАИ, госисполнители и нотариусы начнут обмениваться информацией относительно транспортных средств (соответствующий приказ Минюста и МВД Украины был подписан в начале ноября). Согласно документу, упомянутым ведомствам будет открыт доступ к соответствующим базам данных и реестрам. ГАИ, в частности, сможет беспрепятственно пользоваться информацией из Единого реестра доверенностей и проверять все документы, выданные в отношении транспортных средств. Государственные и частные нотариусы получат доступ к Национальной автоматизированной информационной системе департамента ГАИ, «отлавливая» там информацию о находящихся в розыске авто. Доступ к этой системе также получат органы государственной исполнительной службы (ГИС), действующие по решению суда. В свою очередь, ГАИ сможет пользоваться информацией из Единого госреестра исполнительных производств. Таким образом, инспекторы будут знать обо всех транспортных средствах, по которым госисполнителями вынесены постановления об аресте, розыске, снятии ареста с имущества и т.д.

Отсутствие взаимодействия между госорганами до сих пор приносило немало проблем, прежде всего, банкам. Подразделения ГАИ занимались розыском автомобилей, объявленных в розыск подразделениями ГИС, спустя рукава. До недавнего времени такие автомобили даже не заносились в специальную информационную базу ГАИ «Угон» и свободно колесили по городу.

«Автомобили, на которые банки накладывали арест, могли свободно передвигаться. Даже в случае взаимодействия собственников авто с органами ГАИ, не возникало никаких ограничений для их передвижения. То есть заемщик мог оставаться злостным неплательщиком и продолжать свободно пользоваться автомобилем», — констатирует директор Департамента по работе с частными лицами, малым и средним бизнесом АСТРА БАНК Виталий Жихарцев.

К тому же, нерадивые заемщики сплошь и рядом пользовались неразберихой, чтобы вывести авто из залога. «МРЭО ГАИ, осуществляющие постановку на учет и снятие с учета транспортных средств, не были подключены к Единому государственному реестру отягощений движимого имущества. Это давало возможность должникам без проблем снимать залоговые автомобили с учета и без разрешения банка, как залогодержателя, продавать их третьим лицам», — рассказывает директор департамента правовой защиты АО «Эрсте Банк» Александр Ярецкий.

Немало проблем возникало у банков и при аресте и изъятии залоговых автомобилей у проблемных должников в рамках исполнительного производства.

«Находящиеся в залоге автомобили успешно разыскивались ГАИ только в двух случаях: когда попадали в ДТП или когда банки их находили сами. Чтобы обеспечить остановку такого авто для дальнейшего ареста и изъятия, банк должен был обеспечить одновременное присутствие на месте предполагаемого пути передвижения должника и сотрудников ГАИ, и государственного исполнителя и эвакуатора. Только таким образом удавалось остановить транспортное средство, арестовать его, изъять у должника и передать на ответственное хранение третьему лицу», — поясняет Александр Ярецкий.

Финансисты надеются, что после открытия доступа к реестрам и начала обмена информацией работа госисполнителей и ГАИ станет более эффективной, а статистика по розыску и взысканию залоговых средств начнет улучшаться.

Хотя договор об обмене информацией сможет залатать далеко не все бреши в законодательстве, которые сейчас используют должники. Многие из них категорически не желают расставаться со своими авто. Ведь в случае принудительной реализации на торгах машины продаются по заниженным ценам. В итоге заемщик лишается «железного коня», но при этом остается должен банку.

«В большинстве случаев неплательщики надеются со временем урегулировать вопрос о погашении задолженности с кредитором. Поэтому они на время прекращают пользоваться автомобилем. В этом случае место его нахождения госисполнителю не известно и изъять его не представляется возможным», — рассказывает старший партнер АК «Кравец, Новак и партнеры» Ростислав Кравец.

Еще одним «скользким» местом в законодательстве остается процесс регистрации транспортного средства. При покупке нового авто в кредит, его регистрируют еще до выдачи займа. Ведь без свидетельства о регистрации (права собственности на автомобиль) невозможно оформление договора залога с обязательным нотариальным заверением такой сделки. «В итоге МРЭО не фиксирует тот факт, что автомобиль оформлен в кредит. Это оставляет лазейку недобросовестным заемщикам и дает им возможность реализовать залоговый автомобиль», — рассказывают в пресс-службе ВТБ Банка.

Читайте также:

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися