Бизнес в Украине вправе устанавливать свободные цены на свою продукцию. Но есть исключения, пишет Forbes.ua.
Одно из них касается производства товаров, на которые государство ввело специальное регулирование цен. Стать предметом такого регулирования могут товары, оказывающие значительное влияние на общий уровень и динамику цен на рынке, имеющие существенную социальную значимость и производящиеся компанией, которая занимает монопольное (доминирующее) положение на рынке.
Случай «Киевхлеба» подпадает сразу под несколько характеристик.
Может ли Антимонопольный комитет заставить снизить цены на хлеб
Социальная нагрузка
К компетенции Антимонопольного комитета Украины непосредственно не отнесены полномочия по ценовому регулированию на рынках. Основная задача ведомства — контроль за соблюдением конкуренции. К вопросам ценообразования комитет привлекают лишь в тех случаях, когда в действиях участников рынка существуют признаки нарушения конкуренции, включая злоупотребление доминирующим положением.
Примером такого злоупотребления может быть ситуация, когда компания за счет своей рыночной власти устанавливает явно завышенные цены и/или диктует такие условия приобретения своей продукции, которые были бы невозможны в условиях более высокой конкуренции (Киевская горгосадминистрация обратилась в АМКУ с просьбой о применении санкций к холдингу «Киевхлеб», который с 12 ноября повысил цены на свою продукцию).
На практике мы сталкивались со случаями, когда Антимонопольный комитет Украины достаточно эффективно участвовал в процессах, связанных с повышением цен как на социально значимые продукты, так и на продовольственные товары в целом.На практике мы сталкивались со случаями, когда АМКУ достаточно эффективно участвовал в процессах, связанных с повышением цен как на социально значимые продукты, так и на продовольственные товары в целом.
Например, в 2010 г. на рынке молокопродуктов возникли колебания цен, сравнимые с теми, которые сейчас происходят с хлебом. Один из наших клиентов — крупный игрок молочного рынка — получил ряд запросов от Антимонопольного комитета. Запросы как касались предоставления информации об обосновании поднятия цен, так и напрямую содержали рекомендации привести цены в соответствие с рыночной ситуацией, если такие повышения не имели экономического обоснования. По ряду продуктов клиентом было принято решение понизить цены, по ряду — доказана их экономическая обоснованность, что помогло достичь компромисса с комитетом.
Нужно отметить, вопрос повышения цен на хлеб актуален не только в Украине, а украинские производители — не единственные, кому в этой связи задают вопросы госорганы. В Российской Федерации сейчас наблюдается тенденция к повышению цен на муку, и как следствие, на хлебобулочные изделия. Однако в силу социальной значимости товара не все торговые сети согласны закупать хлебобулочные изделия по новым ценам. По заявлениям хлебозаводов, которые несут убытки в связи со сложившейся ситуацией, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации вовлечена в разрешение проблемы.
Как это работает
В данной ситуации не приходится сомневаться: привлечь внимание Антимонопольного комитета может повышение цен на хлеб даже тех категорий, которые не являются социально значимыми, а отнесены к так называемому сегменту улучшенного качества. Особенно, если в действиях компании будут содержаться признаки нарушения правил конкуренции.
В таких случаях АМКУ вправе вмешиваться в деятельность компаний, проводить расследования. При этом комитет имеет в своем арсенале широкий спектр средств — начиная от рекомендаций прекратить те или иные действия до применения существенных штрафов к нарушителю.
Поводом для начала рассмотрения дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции может быть как собственная инициатива Антимонопольного комитета, так и заявления граждан, субъектов хозяйствования или представление государственных органов власти. В ходе такого дела Антимонопольный комитет проводит расследование, собирает фактические данные, которые дают возможность установить факт нарушения, в т.ч. позволяющие утверждать о наличии доминирующего положения субъекта и факта злоупотребления таким положением.
В результате рассмотрения АМКУ, в частности, может признать компанию монополистом, установить факт злоупотребления, применить штрафные санкции в размере до 10% от дохода (выручки субъекта) хозяйствования за минувший год.
От редакции. После того, как материал был опубликован, стало известно, что Киевское городское территориальное отделение АМКУ рекомендовало «Киевхлебу» привести цены на хлеб «до уровня, который был бы возможен при условиях существования значительной конкуренции на рынке». О результатах рассмотрения рекомендаций «Киевхлеб» должен уведомить АМКУ в десятидневный срок.
Коментарі