Уважаемые читатели, с 13 по 17 октября вы имели возможность задать вопросы председателю правления Госфонда содействия молодежному жилищному строительству Леониду Рисухину. Сегодня мы представляем вашему вниманию ответы господина Рисухина на все интересующие вас вопросы.
Председатель правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Леонид Рисухин ответил на вопросы блогеров «Минфина».
RaSvet: Леонид Иванович, может ли Украина последовать примеру США? В сентябре 2012 года ФРС США запустили третий раунд программы QE, который направлен на выкуп у банков проблемных ипотечных бумаг. Полученые от продажи этих бумаг деньги банки обязаны будут выдать населению США в виде потребительских кредитов. Таким образом рынок недвижимости США получит существенный положительный импульс. Стоимость недвижимости начнёт расти и она снова станет надёжным залоговым имуществом в финансовых операциях. Спасибо.
Л.Р.: Программа количественного смягчения Quantitative easing (QE) — это инструмент кредитно-денежной политики, разработанный специально для США. Однако им пользуются и другие государства. Программа QE предполагает государственные денежные вливания в экономику страны с целью увеличения денежной массы на руках населения. Ожидается, что увеличение денег у населения и предприятий должны привести к росту потребления и производства, и как следствие, к восстановлению стабильной экономической ситуации. Однако, данный метод используется государствами в том случае, когда процентная ставка страны настолько низка, что оперировать ею для снижения курса национальной валюты и повышения денежной массы, возможности нет.
Отрицательным последствием программы QE является возможная сильнейшая инфляция, которая может возникнуть при процессе восстановления экономики страны.
Для США, которые сбывают самый ходовой товар — доллар, увеличение внутреннего долга, который на сегодняшний день составляет около 16 трлн (!), еще на один — другой триллион не есть проблемой. Для Украины… Думаю, более профессионально на этот вопрос должны ответить финансисты, которые специализируются на этой теме. В любом случае, предложенный RaSvet механизм не может быть реализован Фондом, так как вопросы разработки кредитно-денежной политики в Украине относятся к компетенции Национального банка Украины, а ее реализация осуществляется Нацбанком совместно с правительством.
Donkey: Леонид Иванович, назовите пожалуйста цифру в которую обходится украинским налогоплательщикам годовое содержание Госфонда содействия молодежному жилищному строительству.
Пользуетесь ли Вы лично служебным автомобилем с водителем и если-да, то какой марки и модели авто? Если же Вы пользуетесь частным автомобилем, то какова ежемесячная сумма компенсации, положенная Вам из бюджета Украины? Спасибо.
Л.Р.: Верховная Рада Украины, приняв закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине», и установив в статье 10-й этого Закона основные параметры льготного кредитования молодых семей для обеспечения жильём, — утвердила этот механизм, как одно из направлений использования средств государственного бюджета, который, естественно, наполняется за счет отчислений «украинских налогоплательщиков».
Обслуживание кредитов, которые предоставляют банки и другие финансовые учреждения своим клиентам, всегда происходит за счет платы, которую вносит заемщик за пользование кредитом. В нашем случае плата за пользование кредитными средствами установлена 3% годовых. Кредитный портфель Фонда на сегодня составляет около 890 млн грн. Несложно посчитать расчетную сумму дохода: 26,7 млн грн.
При этом, в этой же 10-й статье, государство установило льготу: при наличии одного ребенка в молодой семье, такая семья освобождается от уплаты 3% годовых. Но среди наших заемщиков 95% семей имеют как минимум одного ребенка! То есть, финансовое учреждение вышеуказанной законодательной нормой лишено источника дохода для осуществления основной деятельности. И государство должно компенсировать финансовому учреждению эти потери. Откуда у государства могут быть средства для компенсации этих потерь? Только из отчислений «украинских налогоплательщиков» в бюджет.
И государство это делает. К сожалению не в полном объеме, а исходя «из возможностей». В расходной части государственного бюджета есть строчка: «Фінансова підтримка ДСФУ «Державний фонд сприяння молодіжному житловому будівництву». Эти цифры не есть государственной тайной: на 2012 год предусмотрено 5,6 млн грн. Это та цифра, в которую обходится «украинским налогоплательщикам» предоставление льгот молодым семьям в виде освобождения от уплаты 3%.
Служебный автомобиль: Шевроле Еванда, 2005 года пробег 375 тыс. км.
Дополнительно хочу сообщить, что коэффициент затрат на обслуживание кредитного портфеля в Фонде составляет 0,015, в то время как в коммерческих банках: 0,04 — 0,07.
Gricyk5: Леонид Иванович, как Вы думаете, какая основная причина что наши молодые люди не могут сами обеспечить себя жильем и почему усилия государства не направлены на преодоления именно этой причины? Спасибо.
Л.Р.: Сложно в коротком интервью дать исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Совсем недавно (16 октября 2012 года), мы совместно с Национальным институтом стратегических исследований провели круглый стол, с участием широкого круга специалистов. Мы провели обсуждение очень серьезного документа: аналитического доклада «Державна житлова політика: проблеми соціально-економічної ефективності». В докладе обоснованы несколько основных причин, которые приводят к сохранению кризисной ситуации в жилищной сфере. Я бы выделил такие:
— жилищная проблема не может быть эффективно решена без привязки ее к реализации общей программы социально-экономического развития страны. Мероприятия по решению жилищной проблемы должны быть встроены в общий план, и все аспекты — демографический, социальный, экономический — должны быть взаимно увязаны;
— модель массового обеспечения жильем семей со среднестатистическими доходами на условиях собственности может быть реализована, во-первых, при условии реформирования системы оплаты труда, доведения доли оплаты труда в себестоимости продукции до 50-60%. А во-вторых: при значительном снижении депозитных ставок — как главного условия снижения стоимости ипотечных кредитов;
— безусловным есть восстановление роли государства, как активного субъекта жилищной политики. Прежде всего, посредством увеличения объемов финансирования, как строительства социального жилья, так и жилья для последующего предоставления в найм (аренду). И, безусловно, для прямого бюджетного кредитования по аналогии с программой льготного кредитования молодых семей.
Выводы и рекомендации, которые были сформулированы в ходе обсуждения, надеюсь, лягут в основу соответствующего раздела ежегодного послания Президента Украины к Верховной Раде Украины, которые в свою очередь есть главным ориентиром при формировании плана социально-экономического развития государства.
И если в последние два-три года мы «в разы» увеличили число тех, кому государство помогает в решении жилищной проблемы (в 2009 году было предоставлено 297 льготных молодёжных кредитов, а в 2012 до конца года, по нашим расчетам, не менее 4 тыс. семей получат государственную поддержку по различным механизмам), то в ближайшем будущем учитывая то внимание, которое уделяет этому вопросу руководители государства, нас ждет гораздо большая динамика, и гораздо больше возможностей для молодых семей.
Сергей Ждан: В свое время существовали Молодёжные жилищные кооперативы (МЖК). В них было не столько экономики, сколько идейности. И сегодня правильно сформулированная идея может стать реальной производительной силой. Особенно в условиях полной безнадежности, в которой находится значительная часть молодежи.
Уверен, что многие специально освоили бы строительные специальности и работали бы на совесть ради собственной квартиры. А ведь кроме непосредственно строителей, к подобной программе можно было бы подключить и смежников, расширив таким образом перечень престижных профессий. В зачет также могли бы идти нужные, но невостребованные рабочие вакансии. Конечно, это целая программа, но что мешает ее разработать? Сама молодежь бы и сделала. Всего-то и надо исключить коррупцию. В новом проекте это легче, мне кажется.
Л.Р.: Сложно определить, какой смысл в данном случае вкладывается в слово «идейность».
На самом деле движение МЖК смогло получить импульс в своем развитии, где-то с 1985 года, как раз на стыке экономических интересов государства и социальных запросов молодежи.
Государство остро нуждалось в рабочих кадрах для строительной отрасли, поскольку престижность труда — и соответственно зарплата строителей была существенно ниже чем, к примеру, у машиностроителей, не говоря уже о металлургах, шахтерах… А молодежь была готова на все, лишь бы приблизить время получения собственной квартиры, и не стоять годами на квартирной очереди.
Отбор в МЖК был, как правило, на публичной, конкурсной, состязательной основе: поэтому в стройотряды попадали наиболее подготовленные, мотивированные и ответственные люди. Вот они-то, «работая на совесть ради собственной квартиры», увеличивали производительность труда В РАЗЫ!
Так что МЖК с точки зрения экономики являлся и целесообразным, и очень эффективным инструментом!
Ассоциацией «Укрмолодьжитло» в 2011 году выпущена книга «Літопис. Справи та долі». Это сборник воспоминаний активистов МЖК, это первая попытка системного изложения истории МЖК Украины. Ознакомиться с книгой можно во всех областных библиотеках, куда она передана инициаторами издания.
Конечно, МЖК — это очень интересный социальный проект, основанный, прежде всего на энтузиазме его участников, и думаю феномен МЖК еще дождется своего заинтересованного исследователя.
Что мешает реализовывать такой проект сейчас?.. Я бы сформулировал вопрос по другому: ПОЧЕМУ нет подобных проектов сегодня? Поскольку, в общем-то, ничего не мешает! Есть даже законодательная основа: до сих пор действующее постановление правительства от 28.10.1996 года №1300 «Про вдосконалення шляхів розвитку молодіжного житлового будівництва».
И вот здесь, наверное, стоит обратить внимание на то, что «в той стране» все-таки «воспитывали» больше на коллективистских принципах. И молодежные объединения возникали инициативно, как нечто само собой разумеющееся. А сегодня? На «протестную акцию» — за деньги. Акция «в поддержку» — аналогично. Какая уж тут идейность…
Тем не менее мы пытаемся создать основу для деятельности целевых объединений инициативной молодежи, заинтересованной в ускорении решения жилищной проблемы.
Так, в аналитическом докладе Национального института стратегических исследований «Державна житлова політика України: проблеми соціально-економічної ефективності», подготовленной с учетом наших предложений, среди прочих рекомендаций органам власти есть и тезис о необходимости «Сприяти розвитку системи молодіжних житлових комплексів та молодіжних житлово-будівельних кооперативів».
В проекте закона «Об особенностях государственной піддержки обеспечения молодежи жильем», принятом в первом чтении, создание МЖК и МЖСК зафиксировано как одно из основных направлений. В первом чтении принято также закон «О молодежной жилищно-строительной кооперации».
На международном форуме «Молоді житло — державі перспективу», прошедшем в Киеве месяц назад, с участием нардепов, профсоюзов, молодежных организаций, специалистов ипотечного рынка, — одним из самых интересных был доклад председателя правления Бурятского регионального отделения Союза МЖК России Евгения Саттарова о современном опыте организации молодежных объединений для совместного решения жилищного вопроса…
Так что проблема, по большому счету, только в одном: нужна инициатива, заинтересованность, энтузиазм. Приходите. Поможем.
FakON: Поделитесь, пожалуйста, вашими успехами на посту — «2007-2010 гг. — генеральный директор коммунального предприятия «Областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе». А то до города плохие слухи доходили, это вранье?!
Л.Р.: К сожалению, сложно понять, о каком «городе» идет речь.
Не знаю, о каких «плохих слухах» говорится в вопросе. Да это и не важно. Я полностью разделяю философию, которой наполнена известная песня Владимира Высоцкого: «Словно мухи: тут и там, ходят слухи по домам…».
Что касается упомянутого в вопросе предприятия… Оно создано — не скрою — по моей инициативе, как заместителя председателя облгосадминистрации, еще в 1997 году. И вплоть до назначения на нынешнюю мою должность в 2010 году, я имел непосредственное отношение как к организации работы предприятия, так и к разработке и реализации региональной программы, которая на текущий момент имеет название «Програма підтримки індивідуального житлового будівництва на селі та покращення умов життєзабезпечення сільського населення «Власний дім».
Все эти годы КП «Луганский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе» является одним из лидеров в Украине, за эти годы (1997-2010 гг.) около 13,5 тыс. сельских семей Луганщины получили кредитов на сумму 99,8 млн грн. (с процентной ставкой 3% годовых). При этом нужно иметь ввиду, что Луганская область — это наиболее урбанизированный регион. Здесь в сельской местности проживает всего лишь около 360 тыс. человек, или только 2% от общего числа сельского населения Украины. А динамика уменьшения численности селян Луганщины значительно опережает общеукраинские показатели.
И поэтому эта программа, наряду с ее социальной составляющей, является дополнительным механизмом непрямой поддержки мелкотоварного производства сельхозпродукции в индивидуальных хозяйствах. Это безусловно создает условия для самозанятости сельского населения: ведь источником погашения кредита могут быть в основном средства, полученные от реализации такой продукции.
Поэтому эта программа комплексная, и кредиты выдаются как на реализацию строительных проектов (49%), так и на газификацию (43%), а также на поддержку личных подсобных хозяйств: строительство хозпостроек, приобретение животных, сельхозоборудования (8%).
Если говорить об интересующем Вас периоде (2007-2010 годы), хочу отметить, что именно в это время было внедрено направление поддержки личных подсобных хозяйств, в ряде сельских населенных пунктах были реализованы проекты по переводу жилья с угольного на электроотопление с использованием многотарифного учета (которые подтвердили высокую эффективность таких проектов).
В этот период сельским жителям Луганщины предоставлено 4,4 тыс. кредитов на сумму 56,8 млн грн. В это же время фонд получил статус небанковского финансового учреждения, а также начал реализацию уникальной в Украине программы кредитование мероприятий по переводу квартир в многоквартирных домах на автономное отопление. В 780-ти квартирах при кредитной поддержке фонда (а это 10,2 млн грн.) установлено индивидуальное отопление, что позволило несколько оптимизировать схемы теплоснабжения шахтерских поселков — и безусловно улучшить комфортность проживания граждан.
Насколько мне известно, КП «Луганский фонд ИЖС» и сегодня продолжает успешную деятельность. За 9 месяцев текущего года жители Луганщины получили 6,2 млн грн. льготных кредитов, введено более 10 тыс. кв.м. жилья и хозпостроек, газифицировано 227 усадеб, около 90 квартир переведено на автономное отопление.
Считаю этот проект одним из самых успешных в своей карьере.
BIG: Леонид Иванович, в чем заключается основная функция Фонда, который вы возглавляете? Каким образом Фонд содействует молодежному строительству? Что такое «молодежное строительство» — ведь нет застройщиков, которые заявляют, что строят молодежные объекты? Кто имеет право приобретать, квартиры которые строятся по целевым программам, то есть, кто же он покупатель этой квартиры?
Опишите стандартную историю успеха молодой семьи, которая воспользовалась помощью вашего Фонда, желательно больше конкретики: кому, когда, оставьте контакты этих людей.
Л.Р.: Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству за 20 лет своей деятельности, как инструмент государственной жилищной политики, опробовал и реализовал многообразные механизмы государственной поддержки граждан в их стремлении обрести собственное жильё. На данный момент фонд реализует ряд программ:
— государственная программа содействия молодежному жилищному строительству на 2002-2012 год предусматривает выдачу ипотечных кредитов под 3% годовых, с дополнительными льготами в зависимости от количества детей. Право на получение этих кредитов имеют молодые граждане, которые нуждаются в жилье возрастом до 35 лет. По этой программе 10,5 тыс. молодых семей получили кредит. Кабинетом Министров Украины 24.09.2012 года принято решение о необходимости продолжения программы на период до 2017 года.
Кроме того, Фондом продолжается обслуживание около 9 тыс. договоров частичной компенсации процентной ставки коммерческих банков (в размере учетной ставки Нацбанка, на сегодня это 7,5%). Всего данным механизмом воспользовались 17,8 тыс. молодых семей.
— Государственная программа обеспечения население доступным жильем на 2010-2017 год предусматривает предоставление субсидий гражданам безвозвратно в размере 30% от нормативной стоимости жилья. Воспользоваться этой поддержкой могут семьи, нуждающиеся в жилье. За период действия программы 1872 семьи воспользовались поддержкой.
На сегодняшний день набирает оборотов также механизм удешевления стоимости ипотечных кредитов, к реализации которого Фонд был привлечен в этом году. Государство компенсирует процентную ставку банка (13% годовых), а заемщик платит по кредиту только 3% годовых. На сегодня заключено уже около 750 договоров о предоставлении частичной компенсации, а банками предоставлены кредиты на общую сумму 170,8 млн. грн. Однако, для большинства участников программы, а особенно молодых семей, размер первого взноса, который необходим для получения кредита в коммерческом банке, является значительным барьером.
Более детальную информацию по всем программам, которые реализует Фонд можно узнать на сайте http://molod-kredit.gov.ua/. А также в наших региональных управлениях, которые имеются в каждом областном центре.
Приводить данные конкретной семьи не есть корректным, учитывая нормы закона Украины «О защите персональных данных». В то же время «средний заемщик»: это молодая семья с одним — двумя детьми (один из супругов, чаще всего, работает в бюджетной сфере), которая проживает, как правило, в областном центре Украине. Средний возраст супругов 33 года, доходы семьи около 5 тыс грн. в месяц. Средний размер квартиры 64 кв.м., средняя сумма кредита 330 тыс грн.
Не могу не откомментировать «отдельное спасибо Елене». Насчет разговорчивости дискутировать не буду: я действительно не из тех, кто относится к категории «А поговорить?...» У нас и так слишком много развелось «аналитиков», «комментаторов», «политологов», «экспертов» и так далее, «специалистов»… А кто же будет производить «Валовый внутренний продукт»?
А вот насчет доступности… Елена предложила интервью, получила стандартную визитку, в которой указан в том числе и номер мобильного телефона, который я не меняю вот уже лет пятнадцать… В последнее время мы значительно подняли уровень публичности в работе центрального аппарата Фонда, этого же требуем от региональных подразделений. Часто даем интервью, участвуем в интернет-конференциях, не уходим от ответов на острые вопросы, хотя наверняка эти ответы не всегда устраивают того, кто задал вопрос…
Другое дело, что не всегда наша информация доходит до вашего сведения. Но это уже не к нам. Приведу такой пример. Однажды к нам приехала съемочная группа одного из известных телеканалов. Готовился сюжет по «проблемным объектам». Я дал необходимый комментарий, и предложил осветить также суть наших программ, новые возможности получения господдержки, положительную динамику последних лет… В ответ получил фразу: «платите деньги — покажем». Вот вам и доступность.
Regulator: А меня вот интересует, сколько нужно дать «откат», чтобы получить 3% ипотеку?
Л.Р.: В связи с тем, что вопрос поступил из Днепропетровска, я попросил ответить на него директора Днепропетровского регионального управления Фонда Анатолия Шендрика. Вот его ответ:
«Платити, чи не платити? Таке питання постає майже перед кожною людиною, яка звертається за «безкоштовними» послугами, що їх надає держава. Слід зазначити, що людина, яка звертається за допомогою держави у вирішення житлового питання, повинна розуміти: «Чи є необхідність в тому, щоб пропонувати неофіційну грошову винагороду працівникам управління? В чому полягає недоступність отримання часткової компенсації?».
Адже, на сьогоднійшній день, кожен, хто відповідає вимогам постанови КМУ № 343 та звернувся до регіонального управління та банківської установи безперешкодно отримує часткову компенсацію відсоткової ставки за кредитом. Коштів, виділених із бюджету на цю мету більш ніж вдосталь, немає жодних обмежень чи додаткових вимог до громадян, які б унеможливлювали чи ускладнювали отримання часкової компенесації. Необхідно лише самостійно звернутись до регіонального управління, зібрати мінімальний необхідний пакет документів та укласти договір. При цьому не шукаючи ніяких посередників, які начебто допомагають в отриманні часткової компенсації за певну винагороду.»
Donkey: 64 семьи «влипли» в грандиозную аферу в Одессе восемь лет назад, решив воспользоваться государственными льготами на «молодежное жилье». Руководители застройщика ООО «МЖК Аркада» и Госфонда содействия молодежному строительству, через который перечислялись средства, оказались заодно. Как только все проплаты были сделаны (около 10 млн грн), они сбежали с деньгами, а люди до сих пор платят за жилье, которого нет. «Мы обратились в суд, но пострадавшей стороной признали не инвесторов, а Фонд, который фактически нас обокрал! Сейчас идут бесконечные суды, но нам прямым текстом сказали: до конца октября ничего не ждите», — рассказывает обманутый инвестор Сергей Гурский.
Судьба этого дома, скорее всего, решится 22-го числа, говорит Валерий Матковский. Объект передадут другой компании. Соответствующий проект решения уже включен в повестку внеочередного заседания Одесского горисполкома.т Прокомментируйте, пожалуйста, этот конкретный случай, только не надо увиливать и списывать на папередников.
Л.Р.: Эти «попередники», кстати, известны, ими занимаются правоохранительные органы, и «обманутый инвестор» это подтверждает, говоря о судах. Безусловно, и инвесторы должны быть признаны пострадавшей стороной. В то же время неправильно и несправедливо утверждать, что Фонд кого-то «обокрал». Есть конкретные юридические и физические лица, «они сбежали с деньгами»! И наоборот, было бы очень справедливым именно с «попередників» списать конкретные суммы ущерба: и материального и морального в пользу тех семей, которые этот ущерб получили, а не уводить их из-под ответственности.
К сожалению, в предыдущие годы возникло несколько проблемных объектов строительства, в которые инвестированы деньги заемщиков региональных управлений Фонда. Проблемные дома размещены в разных регионах страны, и все они имеют сложные истории со своими отличиями, которые тянутся по 5-9 лет.
Около 650 семей, получившие льготные государственные кредиты, и вложившие средства в эти объекты, на начало 2010 года практически потеряли перспективу получить жилье!
В частности заёмщики, которые получили в Одесском региональном управлении государственные целевые кредиты и вложили кредитные и собственные деньги в строительство 78-квартирного жилого дома, который размещен в городе Одесса по ул. Г. Бочарова, д. 45, действительно стали обманутыми инвесторами ЧП «МЖК «Аркада».
По инициативе правления, при безусловной поддержке наблюдательного совета Фонда и Минрегиона, Кабинетом Министров Украины принято ряд решений, которые позволяют уже в текущем году решить вопрос с жильем для 319 семей: в Киеве и Луганске, Ковеле и Хмельницком, в ряде других населенных пунктов.
Механизмом, предусмотренным постановлением КМУ от 30.11.2011 года №1231 «Про затвердження Порядку надання кредитів позичальникам Державної спеціалізованої фінансової установи «Державний фонд сприяння молодіжному житловому будівництву», могут воспользоваться и инвесторы, пострадавшие от ЧП «МЖК «Аркада», — как это сделали семьи в Киевской, Кировоградской области.
Директором Одесского регионального управления Фонда было проведено собрание заемщиков, в ходе которых последним была предоставлена информация по защите их прав и законных интересов, предусмотренных постановлением №1231, и возможности получения жилья в других объектах.
Однако, насколько мне известно, пока инвесторы объекта строительства по ул. Г.Бочарова, 45, в городе Одесса настаивают на необходимости завершения именно этого объекта. Может быть он удачно расположен.
Нужно иметь ввиду, что приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-комунального хозяйства Украины от 06.12.2011 года №329, создано Межведомственную комиссию по решению проблемных вопросов выполнения Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002-2012 года. В рамках работы которой сформированы региональные рабочие группы, которым поручено разработать конкретные предложения решения вопросов по каждому из указанных объектов. В рабочую группу по решению вопросов Одесского региона вошли должностные лица Одесской областной государственной администрации, Минрегиона и Одесского регионального управления Фонда.
Дальнейшие действия по обеспечению жильем заемщиков Одесского регионального управления Фонда, которые стали обманутыми инвесторами ЧП «МЖК «Аркада», будут проводиться с учетом предложений вышеуказанной рабочей группы и Одесской областной государственной администрации.
При этом: мы будем только приветствовать любые конструктивные решения Одесского городского совета по данному вопросу.
Елена Куцая
Коментарі - 2