На украинском рынке электронной коммерции грядут большие перемены. Если для населения покупки в интернете уже стали привычным делом, то для корпоративного и государственного секторов это вопрос ближайших лет. Катализатором развития должно стать новое регулирование государственных закупок. Принятые в начале июня поправки к Закону Украины « Об осуществлении государственных закупок» предписывают обязательное использование электронного аукциона с понижением цены в случае приобретения товаров и услуг за госсредства на сумму свыше 100 тыс. грн (в строительстве — 300 тыс. грн), и работ — более 1 млн грн. Однако для того чтобы рынок заработал, необходимо как минимум три оператора, которые могут обеспечить такие аукционы.
Игорь Францкевич: Электронный аукцион сможет сделать госзакупки прозрачными и объективными
Пока в Украине работает лишь одна площадка полного цикла — «дочка» российской B2B-Center, но в ближайшее время конкуренция на рынке усилится. О том, сможет ли государство и бизнес эффективно использовать новые инструменты, кто из игроков появится на рынке и почему бизнес неохотно соглашается на новые правила, рассказал глава B2B-Center (Украина) Игорь Францкевич.
Игорь Евгеньевич, готовы ли компании и государство сотрудничать через электронные каналы?
Учитывая российский и западный опыт, готовность должна определяться пониманием эффективности электронных аукционов для бизнеса и страны в целом. Сфера госзакупок часто вызывает споры и недоразумения из-за обвинений в непрозрачности и необъективности. Электронный аукцион позволяет сделать этот процесс открытым, объективным и минимизировать цену покупки. Эффект — в снижении затрат на 20-30%. В результате выигрывают все: компании получают равные возможности для участия в тендере, а государство может выбрать наиболее выгодный вариант по соотношению « цена-качество». Прозрачность и простота доступа будет стимулировать бизнес более активно искать партнеров на электронных площадках.
Какие объемы торгов могут уйти в интернет?
Украинский рынок электронных закупок лишь начинает формироваться. Государственные электронные закупки являются важнейшим катализатором развития этого рынка. Поскольку новый закон вступает в силу со следующего года, мы можем ориентироваться пока лишь на опыт соседних стран. В 2010-м объем закупок через электронный аукцион в России составлял лишь 1% от общего объема, тогда как сегодня среднерыночный показатель уже равен 10%, а в некоторых сферах — даже 15%. На примере материнской компании могу сказать, что еще три года назад количество участников системы составляло 26 тыс., а в 2012-м зарегистрированных клиентов уже более 90 тыс. (70% прироста). Каждую неделю в систему добавляется практически 1000 новых компаний, и эта динамика еще будет сохраняться.
И, как правило, низкая цена в таком случае не гарантирует высокого качества.
Да, в перспективе нам придется усложнять регулирование госзакупок, особенно там, где выбор по качеству не менее важен, чем экономия. Когда, к примеру, речь будет идти о покупке работ по строительству электростанции, с целью качественного выбора потенциальных подрядчиков и рассмотрения всех предложений процедуру необходимо разбивать на несколько этапов, здесь нужен конкурс или конкурентные переговоры. Но практика показывает, что гораздо чаще происходят мелкие покупки, которые осуществляются в ежедневном режиме. И эту задачу аукцион решает. Хочу отметить, что в системе B2B-Center разнообразие достаточное — у нас реализовано 43 типа процедур.
Стоимость участия в аукционе зависит от количества или объема сделок компаний?
На площадке B2B-Center — нет, ведь это априори может влиять на активность участников, а наша цель — развивать площадку, где стимулируется конкуренция для достижения оптимального соотношения цены и качества. Поэтому, если говорить о B2B-Center, ежемесячная оплата варьируется от 300 до 2500 грн и не зависит от количества и объема операций, а главное — от суммы сделок. Исключение составляет лишь тариф на участие в одной процедуре. В целом за свои деньги участник получает неограниченный доступ к системе. Дополнительное оборудование и программное обеспечение не требуются.
Насколько этот рынок интересен зарубежным операторам?
Интерес действительно есть, и мы ожидаем появления новых игроков из России. Это обусловлено не только ментальной близостью, но и сложившимися экономическими связями между странами. Возникновение новых площадок — естественный процесс развития этого рынка. Кроме того, сегодня россияне — лидеры, например, объем российского рынка электронных закупок больше аналогичного немецкого рынка.
А сколько украинских компаний уже зарегистрировано в системе? Компании каких секторов превалируют?
Полторы тысячи украинских компаний, при этом самыми активными являются машиностроители, энергетики. Это те сегменты, где присутствует большая номенклатура товаров и необходимость частых закупок. Пока мы имеем по несколько новых подключений в неделю, но уже к концу 2012-го ориентируемся на 2,5-3 тыс. клиентов сектора В2В. По нашим прогнозам, через пару лет объемы украинского электронного рынка могут составлять треть общего объема закупок B2B и B2G.
Каковы основные преграды для развития рынка?
Часто это или слабое понимание электронных инструментов вообще, или психологический барьер для каких-либо перемен в устоявшихся процессах. Кроме того, прозрачность в сфере закупок — это ведь актуальная тема не только для госсектора, но и для корпоративного сегмента. Поэтому руководителям этих направлений нередко приходится объяснять, какой эффект может быть достигнут. Но как только они понимают потенциал экономии и удобство организации, преграды исчезают. Нашими союзниками внутри корпораций, как правило, являются финансисты, аудиторы, служба безопасности.
Игорь Францкевич, 51 год. Окончил Киевский национальный экономический университет. Имеет более 20 лет опыта работы в украинских банках. Стоял у истоков создания Украинской межбанковской валютной биржи и Первого Всеукраинского бюро кредитных историй. С мая 2011-го возглавляет B2B-Center (Украина).
Коментарі