Верховной раде придется самостоятельно определять судьбу четырех законопроектов о введении налога на роскошь, поскольку вчера профильный комитет не поддержал ни один из них. В этих обстоятельствах представители парламентского большинства планируют голосовать только за правительственный законопроект. Однако он не предусматривает расширения прогрессивной шкалы налогообложения доходов граждан, требуемого президентом, пишет Коммерсант-Украина в статье «Депутаты отказались от роскоши».
Раде придется самой выбирать вариант «налога на роскошь»
Вчера члены парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики не смогли определить, какой из четырех законопроектов, вводящих налогообложение предметов роскоши, должен быть принят. Поэтому в четверг народные депутаты сами должны будут выбрать документ для одобрения в первом чтении.
После этого, по словам главы комитета Виталия Хомутынника (ПР), уже в начале осени законопроект вынесут на второе чтение.
«Я считаю, что за основу будет принят правительственный вариант,— сказал он.— А мы потом будем вмонтировать в него все наши предложения и покажем нашу концепцию видения налога».
Хомутынник уверен, что ставка налога на движимое и недвижимое имущество должна быть привязана не к объему двигателя и площади, а к стоимости налогооблагаемого объекта.
«Останется социальная несправедливость, так как с квартир на Крещатике и где-нибудь в районном центре придется платить одинаковую сумму налога. С автомобилями необходимо определить лимит стоимости, например, вводить налог при цене от $50 тыс.»,— пояснил депутат.
Правительственный вариант налога на богатство и предметы роскоши (законопроект N10558) предусматривает налогообложение квартир площадью более 200 кв. м, дачных и садовых домов — более 500 кв. м, объектов жилой недвижимости в собственности одного плательщика — более 600 кв. м. Легковые автомобили будут облагаться налогом в 40% при превышении объема двигателя в 3990 куб. см.
В то же время документ, предложенный Кабинетом министров, не предусматривает расширения прогрессивной шкалы налога на доходы физлиц (НДФЛ), на чем настаивает глава государства. На необходимость «усиления прогрессии» президент Виктор Янукович указал вчера в своем ежегодном послании к Верховной раде. Ранее Виталий Хомутынник отмечал, что повышенная ставка НДФЛ может стать альтернативой введения налога на богатство.
Повышение ставки налога предлагают представители фракций «БЮТ-Батькивщина» и Компартии в законопроектах N10558-2 и N10197. В частности, КПУ инициирует 20% и 30% НДФЛ при 15- и 30-кратном превышении размеров минимальной зарплаты (МЗ). БЮТ предлагает повысить ставку налога при доходах свыше 10 МЗ с 17% до 20%, а основной сделать ставку в 12%.
По мнению автора альтернативного законопроекта Андрея Павловского (БЮТ), правительственный вариант оставляет лазейки для ухода от налогообложения.
«Богатые люди такие дурные? Они уже давно переоформили имущество за рубеж. Поэтому без закрытия офшорных дыр закон будет фикцией»,— считает он. Член профильного парламентского комитета Олег Царев (Партия регионов) полагает, что изменение системы налогообложения операций с Кипром могло бы решить проблему налогообложения богатых. Посол республики Кипр в Украине Эвагорас Врионидес заявил вчера, что переговоры с Украиной о подписании нового соглашения об избежании двойного налогообложения заморожены полтора года назад.
«Последний раунд переговоров состоялся в ноябре 2010 года. На нем было принято решение встретиться еще раз через три месяца. Было сделано две попытки — последняя в апреле этого года, но встречу отложили»,— сообщил посол. Кипр готов обсуждать налогообложение прибыли и дивидендов (сейчас 0%). Первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский отказался прокомментировать этот вопрос.
Господин Царев убежден, что прежде чем облагать налогом сверхдоходы населения, необходимо усилить налоговое давление на предприятия: «Нужно понимать, откуда берутся эти доходы. А все это от сверхприбылей компаний».
Поэтому депутат предлагает увеличить рентную плату. Президент в своем обращении к парламенту также говорит об усилении фискальной нагрузки на эксплуатацию природных ресурсов. В 2010 году ресурсные и экологические платежи составили всего 1,2% ВВП, в ЕС этот показатель достигает 3,6%.
Коментарі