В случае введения дополнительных пошлин на импорт автомобилей Украина грубо нарушит правила Всемирной торговой организации (ВТО), заявила в конце минувшей недели японская делегация в ВТО. В заявлении напоминается, что согласно правилам ВТО Украина может ввести пошлины только в случае резкого непредвиденного роста импорта.Тогда как импорт автомобилей в страну за 2009-2010 годы, напротив, снизился — на 71,5%, до 107 тыс., пишет Коммерсант. Поставки японской техники падали даже более высокими темпами: с 51,6 тыс. автомобилей в 2008 году до 9 тыс. в 2010 году.
Заявление Японии было сделано накануне оглашения результатов расследования в отношении импорта автомобилей в Украину, которое ведется с июня 2011 года. Тогда автопроизводители подали жалобу через ассоциацию «Укравтопром» в межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) и Министерство экономического развития и торговли с требованием увеличить ввозную пошлину, которая сейчас составляет 10%, до 33,4-47%. Свою позицию они объясняли тем, что с 2008 по 2010 год доля импортных автомобилей в общем объеме продаж в Украине выросла на 16 п. п. В МЭРТе утверждают, что основные страны—поставщики автомобилей в 2010 году увеличили поставки: Япония на 15%, Турция —17%, Румыния — 33%, Южная Корея — 79%, Германия — 197%. Как сообщается в официальных выводах МЭРТа, объем производства автомобилей на украинских предприятиях за эти годы снизился на 78,9%, продажи — на 86,35%, прибыль от операционной деятельности — на 89,9%, количество работников сократилось на 51,3%.
Япония предостерегла Украину от поднятия пошлин на импорт авто
Если новые пошлины будут введены, можно ожидать, что страны-автопроизводители подадут на Украину официальную жалобу в ВТО, считает советник юридической фирмы «Саенко Харенко» Наталья Микольская. «Прогнозировать, чью позицию займет ВТО в данном вопросе, сложно. Все зависит от того, насколько серьезные аргументы МКМТ приведет в своем решении, и будут ли они соответствовать нормам ВТО»,— говорит она. Впрочем, серьезными санкциями разбирательство не грозит, считает партнер юридической группы AstapovLawyers Олег Мальский. «Разбирательства могут затянуться года на два, и в худшем случае нас заставят снять ограничение без каких-либо компенсаций»,— полагает он. По его мнению, в этом случае конфликт будет решаться в политической плоскости.
«Давление иностранных партнеров и влиятельных международных организаций может заставить правительство снять дискриминацию, чтобы окончательно не испортить имидж страны»,— прогнозирует он.
Ожидалось, что результаты будут объявлены до конца мая. Однако источник, близкий к руководству МЭРТа, утверждает, что активное лоббирование интересов как автопроизводителями, так и автоимпортерами застопорило работу комиссии. Глава министерства Петр Порошенко вчера отказался обсуждать перспективы введения пошлин.
«Мне неизвестны подробности заявления японцев, но вряд ли в нем говорится о том, как обеспечить 20 тыс. рабочих мест в Украине»,— заявил министр.
Напомним, что 19 апреля Янукович подписал новый Таможенный кодекс, но депутаты тут же поторопились вносить новые правки.
Коментарі