Последняя встреча главы Минэнергоугля Юрия Бойко с руководством Газпрома не стала определяющей — получить скидку в цене на газ пока не удалось. Единственным козырем Украины в газовых переговорах остается газотранспортная система (ГТС), пишет ЛигаБизнесИнформ.
Дискуссия с Россией
На пресс-конференции после очередного раунда переговоров глава Минэнергоугля демонстрировал нетерпение перед собравшимися журналистами.
Труба на троих: что предлагает Украина за скидку на газ
«Я все сижу и жду, когда будет наконец-то вопрос о переговорах с Россией», — сказал он.
Повторив фразу о том, что переговоры прошли конструктивно, Бойко конкретизировал позицию Украины в переговорном процессе. По его словам, у украинских и российских партнеров есть понимание того, что обе страны должны найти выход в газовых вопросах. В настоящее время обсуждаются объемы газа и его стоимость. «У нас идет дискуссия, и я уверен, что через некоторое время мы достигнем компромисса», — сказал министр.
Модель трехстороннего консорциума рассматривается на переговорах как базовая.
Бойко подчеркнул, что Украина будет закупать столько газа, сколько необходимо для экономики страны.
«Это позиция главы государства, которую мы озвучили нашим российским партнерам, и которой будем придерживаться», — сказал он, добавив при этом, что если Россия снизит цену на газ, Украина увеличит его отбор.
Кроме того, Украина должна иметь гарантии объема транзита газа со стороны партнеров из России, отметил глава Минэнергоугля.
Тем временем российская сторона не скрывает своего интереса в украинской ГТС. Бойко подчеркнул, что к реконструкции системы нужно обязательно привлекать Европу. «В рамках этой модели наиболее подходит модель трехстороннего консорциума, которая является базовой в этих переговорах. И я убежден, что мы найдем взаимопонимание и с российскими партнерами, и с европейскими финансовыми институтами относительно выполнения этих задач», — сказал он.
ГТС остается главным козырем
Именно создание газотранспортного консорциума, который будет модернизировать и управлять ГТС, является логическим выходом из сложившейся ситуации, считает эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
«Но консорциум, снова таки, при определенных условиях. Это должно быть управление. Должна быть привлечена европейская компания. То есть украинская газотранспортная система должна оставаться в собственности Украины», — подчеркнул он.
Какой-либо прогресс в газовых переговорах РФ и Украины без вопроса управления ГСТ сегодня вряд ли возможен, соглашается директор департамента Due Diligence 2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл Александр Шток. «Украина теоретически может предложить России в обмен на снижение цен на газ варианты развития сотрудничества в атомной энергетике или, например, самолетостроении. Но вряд ли за счет этого Киеву удастся получить значительную скидку на газ. Между тем, Украина рассчитывает на скидку почти в 40%», — подчеркивает он.
Независимый эксперт по энергетическим вопросам Владимир Сапрыкин добавляет, что наличие газотранспортной системы остается главным козырем в переговорном процессе с Россией.
«Ее смерть (ГТС) в российской прессе сильно преувеличена, даже с запуском Северного потока», — подчеркивает он.
Смерть украинской ГТС в российской прессе сильно преувеличена, даже с запуском Северного потока.
По словам эксперта, Южный поток также не несет пока что угрозы украинской ГТС, несмотря даже на то, что Турция дала разрешение на прокладку этого газопровода. Одним из камней преткновения в реализации этого проекта является европейское законодательство, в частности, соблюдение положений третьего энергопакета.
«Там очень много жестких вещей, которые не позволяют реализовывать этот проект в том виде, в котором он сегодня представлен», — говорит Сапрыкин.
«Таким образом, украинская газотранспортная система не станет в ближайшие 50 лет полезным ископаемым. То есть, трубу не нужно будет выкапывать, и сдавать в металлолом», — добавил он.
Сообразить на троих
Эксперты уверены, что участвовать в управлении трубой должны три стороны. «Трехсторонний консорциум не позволит принимать экономически неэффективные решения в угоду политическим интересам. В двухстороннем консорциуме мы всегда проиграем», — сказал на пресс-конференции в Интерфакс-Украина академик Национальной академии наук Украины, почетный директор Института газа НАН Украины Игорь Карп.
«Россия должна дать гарантии объемов транзита, европейские компании — обеспечить потребление этого газа, а также вложить деньги в модернизацию и реконструкцию газотранспортной системы Украины», — отметил секретарь экспертного совета, генеральный директор ООО Нефтегазстройинформатика Леонид Униговский.
Трехсторонний консорциум не позволит принимать решения в угоду политическим интересам. В двухстороннем консорциуме мы всегда проиграем.
По данным источников, в ходе украинско-российских газовых переговоров рассматривалось долевое участие в консорциуме в следующих пропорциях: 34% — Украине, 33% — российскому Газпрому и 33% — европейским компаниям — покупателям российского газа.
«Понятно, что при таком раскладе 33% акций возможного консорциума достанутся компаниям-союзникам Газпрома, который в результате получит фактический контроль над газотранспортным консорциумом (ГТК). Правда, на данном этапе россияне не настаивают на включении в такой ГТК украинских подземных хранилищ газа (ПХГ), общий объем активного газа в которых может достигать 30-32 млрд кубометров за сезон», — говорят источники.
Землянский, в свою очередь, добавляет, что до президентских выборов в России конкретику в газовые переговоры вряд ли удастся внести. «Скорее всего, будет техническое решение ситуации. То есть, решение технических вопросов. Безусловно, политическое решение, или обнародование результатов переговоров произойдет именно после выборов в марте месяце в России. Электорат не воспримет позицию России, если она начнет в спокойном режиме договариваться с Украиной. У них так не принято», — отметил он.
Поиски альтернативы
Переговоры с Россией продвигаются туго, и украинские чиновники все чаще говорят об альтернативном решении энергетических вопросов.
Премьер-министр Николай Азаров считает, что Украина в состоянии восстановить объемы добычи природного газа, которые существовали в советское время.
«Украина знавала лучшие времена по добыче нефти и газа», — сказал премьер, добавив, что в советское время основная добыча велась именно на украинских месторождениях.
Электорат не воспримет позицию России, если она начнет в спокойном режиме договариваться с Украиной. У них так не принято.
В 2011 году Украина впервые за пять лет смогла нарастить собственную добычу газа. Чтобы нарастить добычу, власти готовы вносить изменения в законодательство об энергетике и привлекать частные инвестиции. «У нас будет усовершенствование законодательной базы, и повышение технического уровня, привлечение ведущих компаний», — отметил Бойко. По его словам, уже заключен договор с Halliburton по бурению на Черном море, что позволит увеличить добычу на 1 млрд кубов.
Эксперты пока сдержанно комментирую перспективы внутренней добычи. По словам Землянского, речь пока идет лишь о прогнозах, хотя и достаточно оптимистичных.
«Эти прогнозы должны быть подтверждены еще геологическими исследованиями, разведкой. То есть, должно пройти исследовательское бурение», — сказал он.
Однако, если будет обеспечен рост добычи традиционного газа, и подтвердятся прогнозы относительно добычи сланцевого газа (речь шла о добыче 25 млрд кубометров до 2020 года), Украина может говорить об определенном энергетическом балансе, добавил эксперт.
Еще одной возможностью снизить энергозависимость отечественной экономики является использование угля вместо газа на украинских теплоэнергоцентралях. Бойко считает это направление перспективным.
«У нас есть возможность частично заменить газ на уголь, что мы и будем сейчас делать. Будем использовать новейшие технологии, которые уже опробованы и в Европе, и в Китае. Мы провели предварительные исследования, переговоры и будем использовать так называемую водно-угольную технологию, которая позволяет не иметь выбросов в атмосферу и обеспечить соответствующие экологические нормативы», — заверил министр.
Коментарі