Российский Газпром в 2012 году будет вынужден выбрать меньшее из двух зол: приверженность концерна долгосрочным контрактам угрожает потерей доли европейского рынка, а переход на спотовые цены может ударить по доходам, пишет Рейтер.
Газпром завоюет Европу спотом или уступит часть рынка
Газпром, монопольный экспортёр российского газа и один из главных доноров прочно сидящего на сырьевой игле российского бюджета, весь 2011 год вёл отчаянный торг со своими европейскими покупателями: на кону схема ценообразования, с одной стороны, и доступ к конечным потребителям — с другой.
Пока Евросоюз ведёт против Газпрома антимонопольное расследование, а немецкая RWE прекратила с ним переговоры о создании совместного предприятия в электроэнергетике Европы, российский газовый гигант заявил, что присматривается к 3-5 проектам в Баварии.
Беспокойство ЕС относительно желания российского монополиста приблизиться к конечным потребителям газа и электричества в Европе не мешает думать о возможном сотрудничестве с ним в электроэнергетике и французским EDF и GDF Suez.
На поставки в Европу приходится около 80 процентов экспортных объёмов Газпрома, которые, в свою очередь, обеспечивают четверть европейских потребителей. Компания планирует увеличить продажи газа в Европу в 2012 году до 164 миллиардов кубометров со 151-152 миллиардов, ожидаемых в 2011 году.
Однако действительность может оказаться иной: европейцы не хотят платить за российский газ цену выше, чем на биржевом рынке. Так, на биржах CEGH и EEХ котировки в первой половине декабря в пересчёте из британских тепловых единиц (MMbtu) находились на уровне $336 за 1.000 кубических метров газа, а средняя цена Газпрома в ноябре составила — $440 за 1.000 кубометров.
Конкуренция с более дешёвыми спотовыми поставками привела к сокращению в 2010 году российского газового экспорта в Европу на 1 процент при росте потребления почти на 5 процентов. Реакция не была скорой: Газпром, год назад впервые признавшийся, что спотовые продажи в его портфеле все-таки есть, лишь недавно сообщил о продажах по биржевым котировкам около 7 процентов экспортируемого в Европу «национального достояния».
«Во второй половине года российский газ сильно подорожал, и экспорт Газпрома стал сокращаться. Я думаю, руководство компании перестало рассчитывать на то, что ситуация выправится сама собой», — объяснил неожиданную уступчивость Газпрома Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis.
Денис Пинчук
Коментарі