Восемнадцатилетняя эпоха Сильвио Берлускони в итальянской политике закончилась в минувшую субботу отставкой премьера. По выражению The Wall Street Journal, «задернут занавес: завершилась карьера одного из самых невероятных и противоречивых лидеров в западном мире, и теперь одну из самых крупных экономик Европы ожидает период аскетизма».
Ciao, Сильвио
Несмотря на то, что Берлускони затянул со своим уходом настолько, что итальянцам ничего не следует ожидать, кроме необходимости затянуть пояса, на улицах Рима со вчерашнего вечера наблюдаются сцены народного ликования. Чувства толпы выразил 45-летний скульптор Алессандро де Томасси, который вместе с другими римлянами пришел к Квиринальскому дворцу, едва стало известно об отставке премьер-министра: «Ощущение такое, как будто мы выиграли чемпионат мира по футболу». Толпа скандировала «Аллилуйя!», пила prosecco и хором исполняла гимн итальянских партизан-антифашистов Bella Ciao.
Сравнение с футболом — это тоже из эпохи лидерства Берлускони. Не то, чтобы он научил итальянцев болеть за футбол, но он уж очень активно использовал ассоциации с принадлежавшим ему клубом «Милан», внушая соотечественникам мысль: Берлускони не проигрывает, как не проигрывает его футбольный клуб. Но и «Милан» давно начал сдавать, и затянувшееся пребывание у власти Сильвио Берлускони подошло к концу. Первоначальное название правящей партии Forza, Italia!, которое на русский вынужденно переводится как «Вперед, Италия» (forza, между тем, это еще и «сила» по-итальянски во всех многочисленных значениях этого слова, включая и мужскую силу), сегодня звучит особенно гротескно применительно к 75-летнему отставнику в нелепом парике с вымученной улыбкой на застывшем, накаченном ботоксом лице.
Правление Берлускони было непрерывной чередой праздников, фейерверков — в прямом и переносном смысле, — и бурлеска. Принадлежащая премьеру телевизионная и газетная империя внушала итальянцам, что жизнь хороша настолько, насколько красивы итальянские женщины и прекрасна голубизна итальянского неба. Теперь, когда долгий бесконечный праздник оборвался на самой верхней ноте, многие итальянцы переживают во чужом пиру похмелье: гулял Берлускони, платить придется всем.
За исключением российского друга отставника, никто в мире не высказывает особого сожаления в связи с уходом Берлускони, и только Владимир Путин выразил мнение о том, что долгое правление Сильвио было «благом» для Италии. Путин, как известно, культивирует образ человека, который превыше всего ценит мужскую дружбу. Но комплименты Берлускони на руинах итальянской экономики и на фоне ликования, охватившего итальянцев в связи с уходом бойкого старца, выглядят уж очень вызывающе. По мнению российского премьера, Берлускони — «один из последних магикан европейской политики», а его долгое правление — фактор «внутренней стабильности» в Италии, поделился Путин своей оценкой в минувшую пятницу на встрече с благосклонно относящимися к нему политологами из разных стран, входящих в группу «Валдай».
Сильвио Берлускони подал в отставку после того, как парламент принял пакет болезненных экономических мер, настойчиво рекомендованных Риму руководством ЕС. Эти меры должны помочь хоть как-то стабилизировать итальянские рынки после стольких лет «стабильности» по Берлускони.
Итальянское агентство ANSA передает, что премьер заявил кому-то из сторонников: «Я глубоко опечален», — прежде, чем его кавалькада направилась в Квиринальский дворец для вручения прошения об отставке президенту Джорджо Наполитано.
Репортер The Wall Street Journal приводит слова студента Джанвито Паче, одного из тех тысяч римлян, что пришли к Квиринальскому дворцу, чтобы убедиться: Берлускони действительно уходит: «Он дестабилизировал Италию». Безработица в возрастной группе до 24 лет достигает 29%. Это один из худших показателей в ЕС.
Временное правительство во главе с известным экономистом Марио Монти по контрасту с Берлускони пользуется достаточно широкой поддержкой парламентариев, включая и сторонников отставленного премьера. Монти называют «политическим аутсайдером», поскольку за ним нет никакой крупной партии, что в сложившихся обстоятельствах, скорее, плюс. Парламентские выборы в Италии должны пройти только в 2013 году, так что теоретически правительство Марио Монти может работать еще достаточно долго.
Монти, спешно произведенный в пожизненные сенаторы, уже успел встретиться со своим соотечественником Марио Драги, который с недавних пор возглавляет ЕЦБ. Наверняка им было что обсудить: доходность по итальянским десятилетним облигациям в последние дни правления Берлускони достигла неприличного уровня в 7%. И одним из первых решений Драги на посту главы ЕЦБ может стать отказ от покупки итальянских бондов до тех пор, пока Марио Монти не наведет в доме порядок.
Коментарі - 3