Мінфін - Курси валют України

Встановити
25 серпня 2011, 18:58

Еврострах

Страховщики опровергли информацию о подорожании страховых полисов ОСАГО

Еврострах
С 18 сентября появится европротокол, который позволит оформлять ДТП без участия ГАИ Фото с сайта: www.autocentre.ua

Застрахованные автолюбители с 18 сентября смогут самостоятельно оформлять незначительные ДТП с помощью европротокола без участия Госавтоинспекции (ГАИ). Такая возможность появится после вступления в силу закона №3045-VI от 17 февраля 2011 г., который предполагает наличие лишь 1-го типа страхового полиса ОСАГО, упраздняя 2-й и 3-й типы. Участники рынка утверждают, что стоимость единого полиса не изменится. А водители, оформившие до 18 сентября второй и третий тип полиса, могут не беспокоиться и не спешить получать первый тип, поскольку «старые» полисы до окончания срока их действия останутся легитимными. При этом эксперты опасаются, что украинские страховые компании (СК) будут отказывать водителям в выплатах из-за неправильного оформления европротоколов участниками ДТП.

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения» принят в рамках подготовки к Чемпионату по футболу Евро-2012. Этим документом предполагается приведение украинского законодательства в соответствие с европейским и вводится понятие европротокола (еврорапорта), который используется без участия ГАИ. В частности, еврорапорт может быть действительным, если в результате ДТП не было травмированных и погибших людей. Всем участникам аварии необходимо иметь страховку. Также у обеих сторон должны отсутствовать противоречия к причинам происшествия. Кроме того, у водителей должны отсутствовать признаки алкогольного, наркотического опьянения или пребывания под влиянием лекарственных препаратов.

При этом размер страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших, не может превышать максимальных размеров, которые утверждает уполномоченный орган — Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) на основании предложений по размеру суммы от Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). На данный момент в Госфинуслуг находится на согласовании проект, которым устанавливается максимальная сумма выплаты без справки ГАИ в размере 10 тыс. грн. Если сумма ущерба будет больше 10 тыс. грн., то недостающую разницу доплатят сами выновные.

Сегодня же водитель, ставший участником даже незначительного ДТП, должен в обязательном порядке сообщить о случившемся в органы ГАИ для оформления происшествия. К водителю, которого суд признал виновным в ДТП, в обязательном порядке применяется административное наказание в виде штрафов.

По данным «Минфина», сегодня в Украине зарегистрировано около 9,5 млн. транспортных средств, владельцы которых в этом году приобретут 8,2-8,6 млн. полисов.

Как известно, полис ОСАГО приобретается сроком от 15 дней до 1 года (после введения закона минимальный срок действия полиса составит 6 месяцев). Процедура расчета стоимости полиса 1-го, 2-го и 3-го типов выглядит следующим образом: базовый страховой платеж — 180 грн. умножается на коэффициенты соответствующего типа полиса, в зависимости от статуса лица (юридическое или физическое), типа транспортного средства (объем двигателя), места основного использования автомобиля и так далее. В зависимости от коэффициента меняется стоимость полиса. То есть, чем больше стаж водителя, меньше объем двигателя и количество населения города регистрации авто, тем дешевле стоимость полиса. Существуют также скидки для льготников, к примеру, инвалиды ІІ группы (при объеме двигателя до 2,5 тыс. куб. см.) и пенсионеры могут оплачивать 50% стоимости полиса.

Страховые спекуляции

Сегодня на фоне грядущих изменений появилась информация о подорожании страхового полиса ОСАГО, что обеспокоило украинских автолюбителей. Однако участники рынка успокаивают, утверждая, что возможность подорожания страхового полиса после появления европротокола практически равна нулю. При этом, по их мнению, сведения о повышении цен на ОСАГО с привязкой к европротоколу являются лишь спекуляцией, так как в законе об этом нигде не упоминается.

Так, в МТСБУ сообщили, что в связи с тем, что еще не приняты соответствующие подзаконные акты, «никаких предпосылок для подорожания полисов нет». Кроме того, Госфинуслуг разрабатывает корректирующие коэффициенты (ссылка на сравнительную табл.), по которым возможно даже некоторое понижение стоимости полисов. В частности, регулятор предлагает заложить скидки относительно действующего сегодня размера коэффициентов на 6% и 26% для водителей с небольшим стажем и со стажем более трех лет, соответственно. При этом на 22% растут коэффициенты для Киева и городов-миллионников, для прочих населенных пунктов – на 28-31%, но больше всего повышаются – на 100%, т.е. вдвое – для райцентров-спутников Киева. «Какая будет стоимость полиса в будущем, пока окончательно неизвестно. Есть проект изменений коэффициентов от МТСБУ, в которые Госфинуслуг неожиданно внес свои правки. И проект уже измененного документа был обнародован Госфинуслуг» — рассказал «Минфину» председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

Примечательно, что из существующей и работающей сейчас системы коэффициентов ОСАГО видно, что 2-й тип полисов — самый дорогой, а третий тип отличается от первого лишь количеством людей, которые могут управлять транспортным средством. Поэтому при массовом переходе на 1-тип полисов, бывшие владельцы 2-го типа даже сэкономят, а 3-го — просто ничего не потеряют. Гендиректор Лиги страховых организаций Украины Наталия Гудыма уверена, что с вступлением в силу нового закона, все тарифные коэффициенты останутся. «Останутся также и бонусы, малусы (коэффициент-бонус) для водителей, которые ездят хорошо и не являются причиной ДТП. Для них будет осуществляться уменьшение платежа в районе 5%. То есть, в принципе, никаких предпосылок для подорожания полисов нет», — считает она.

Европротокол увеличит количество обращений в СК

И даже то, что с введением европротокола до конца этого года количество обращений в СК может увеличиться на 3-3,5 тыс., по словам господина Черняховского, не должно повлиять на стоимость полисов, так как размер средств, которые выплачивают по ОСАГО страховые компании в последние годы стабильно меньше, чем 50% от полученных платежей (более продробно см. табл.). «После введения европротокола количество обращений в СК увеличится по самым максимальным оценкам на 50 тыс. случаев в год за счет заявления мелких событий, размер ущербов по которым 800-1500 грн. Например, в России этот показатель относительно «традиционного» способа с вызовом ГАИ составляет 5% от всего количества заявленных страховых событий. Общий размер выплат по ОСАГО у страховщиков в 2012 году за счет введения европротокола может вырасти на 40-75 млн. грн. На урегулирование таких добавочных страховых событий без справок ГАИ в 2012 году необходимо будет затратить еще примерно 15-20 млн. грн. », — прогнозирует эксперт.

Наталия Гудыма также отметила, что водителям спешить менять старые полисы не нужно. «А те, кто имел 2-й и 3-й тип полиса, когда он закончится, будут автоматически уже приобретать 1-й тип полиса, потому что это будет предусмотрено законом», — сказала она.

Эксперты считают, что с введением европротокола могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с отсутствием знаний и инструкций по пользованию этим документом, так как с ним в Украине никто не имел дела и даже не знает, как он выглядит (см. здесь). Также отсутствует информация о том, на какую сумму еврорапорт нужно выписывать. В частности, опыт России показал, что незнание водителей правил оформления бланков еврорапорта позволяло страховым компаниям отказывать им в выплате.

Марк Поллок

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися