Экс-министр экономики Украины, глава Центра рыночных реформ Владимир Лановойсчитает главными проблемами украинской экономики внешние долги, инфляцию и узурпацию секторов экономики отдельными частными группами. По его словам, политика заимствований как действующей, так и предыдущей власти грозит экономике коллапсом. Если имеющиеся тенденции будут продолжаться, уже через год Украину ждут серьезные экономические проблемы, считает эксперт. О том, какие реформы и преобразования необходимы нашей стране, как привлечь инвесторов и наполнить бюджет Пенсионного фонда, а также, выгодна ли Украине экономическая интеграция с Россией, известный экономист рассказал в интервью.
Мнение: Украина идет по пути Греции
— Владимир Тимофеевич, уже можно определить, насколько экономическая политика действующей власти отличается от политики предшественников?
— Предыдущая власть позволяла развиваться стране, обществу в значительной степени самостоятельно. Субъекты хозяйствования и потребители были активными участниками общественных и экономических процессов. И такая модель больше отвечала рыночным принципам. Хотя государство оставалось весьма активным в этих процессах. Но я не идеализирую предыдущую власть. Было частым ручное управление экономикой: государственные закупки, избирательный подход к госинвестициям, подписание экономически необоснованных соглашений и контрактов, сдерживание и диктовка цен и многое другое. Ради популистского эффекта делались нелогичные вещи.
Сегодня же власть опирается на крупный бизнес, который не принимает рыночные отношения — он поглощает, диктует свои условия, поднимает цены, игнорируя конкуренцию. Такие перекосы ни к чему хорошему не приводят. Экономика должна развиваться спокойно, плавно, сбалансированно. С точки зрения методов все осталось, как было, а в некоторых случаях даже стало хуже.
— В чем хуже?
— Например, при президенте Ющенко поддерживалась и стимулировалась модель внешнего притока капитала — прямых иностранных инвестиций. Теперь все остановилось. Правительство стало основным кредитором в государстве. Оно берет на себя все гарантии и обязательства.
Украина перешла к централизованному управлению и хозяйствованию. Идет процесс узурпации секторов экономики отдельными частными группами, что еще больше усугубляет ситуацию. Значит, украинцы станут еще беднее. Это латиноамериканская модель, когда все люди бедные, а государство якобы сильное.
— А как же начатые командой Януковичареформы?
— Я не понимаю, куда движется правительство, какая цель реформ. Направлением реформ должно быть установление рыночного саморегулирования, конкуренции, добровольного ценообразования, гарантированности прав собственности, рыночного распределения инвестиций, свободного кредитно-денежного обращения, автоматизма структурных изменений, устранения субъективных вмешательств чиновников. Не власть должна определять, сколько выделить денег на угольную промышленность или на информационные технологии. Это должен определять рынок. Эти базовые принципы могут быть реализованы только после последовательного перехода к рыночной экономике. Но как это сделать, у меня такое впечатление, власть не знает.
Реформы должны обеспечить переход от государственного монополизма к инициативному предпринимательству на базе частного права. Целью должна стать интеграция страны в мировые конкурентные системы.
— Сегодня мы видим желание Украины интегрироваться, в частности, в российскую экономику…
— Интеграция должна быть рыночной, горизонтальной, выгодной национальному бизнесу, а не устанавливаться исходя из политических решений. Естественная необходимость обмена и кооперации, а не формальность договоров и концентрация власти. Еще — равенство и добровольность участников, их взаимоподдержка, в том числе научно-технологическая, информационная, инфраструктурная, социальная. С Россией и другими странами бывшего СССР могла быть реинтеграция на новых условиях, но такого желания у нашего соседа не видно.
— То есть Таможенный союз Украине не нужен?
— Какой может быть Таможенный союз, если Россия смотрит на Украину, как на сырьевой придаток. Мы все чаще сталкиваемся с ограничениями в торговле. В России параллельно строятся предприятия, производящие продукцию, которую мы им поставляем. Мы не слышим предложений, чтобы одна сторона развивала одно производство, вторая — другое, после чего уже снимаются границы для общего рынка, проводится кооперация, создаются совместные предприятия и совместные позиции на третьих рынках, как это происходит в цивилизованных странах. Мы видим, что Россия только вытесняет нас с рынков.
Кроме того, на сегодня неизвестно, как в Таможенном союзе будут распределяться пошлины, в какой бюджет они будут идти. И чем Таможенный союз отличается от Советского союза? Сулят миллиардные доходы… Не нужны Украине эти миллиарды, дайте ей самой их заработать.
— Россия обещает дешевый газ…
— Разговоры о дешевом газе — просто разговоры. Цену диктует рынок. Сегодня она одна, завтра — другая. Не будет Россия жертвовать своими доходами, благополучием своих граждан и продавать нам газ по $200, если его рыночная цена будет 500$.
Сегодня главный лозунг России – «перевести всех иждивенцев на мировые цены, чтобы они приползли на коленях и умоляли». Какая же это интеграция? Интеграция — это свободный выбор, это заинтересованность бизнеса, это объединение рынков, это равновесие на рынках. Сейчас нас только отталкивают. Таможенный союз для Украины при таком отношении бесперспективен.
— Власть убеждает: Украина близка к подписанию документов по ассоциации и Зоне свободной торговли с Европейским Союзом…
— Действующая власть декларирует проевропейскую политику, но ее на самом деле нет. Есть опасения, что Европа откажет нам в ассоциированном членстве из-за того, что у нас отсутствуют гражданские и рыночные свободы, верховенство права, независимость судов. Для европейцев наша действительность – азиатская, иерархическая, недемократичная. Работать европейским бизнесменам в такой стране – большие риски.
Коментарі - 2