Розничное кредитование значительно уступает корпоративному сегменту. Аутсайдером в списке популярности кредитов выступает ипотека, что вызвано рядом объективных причин. Об этом рассказал в комментарии для UB R.UA ведущий финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг» Виктор Шулик.
Три причины непопулярности ипотеки
«Количество банков в розничном сегменте, как и объемы розничных кредитов постепенно увеличивается, хотя темпы такого кредитования остаются значительно ниже, по сравнению с корпоративным сегментом (в 14 раз в І квартале 2011)», — сообщил эксперт.
По его словам причин тому несколько. Во-первых, исторически кредитному рынку присуща определенная цикличность. В этом цикле ипотека восстанавливается в последнюю очередь, так как риски для банков и заемщиков по таким кредитам максимальны, а платежеспособный спрос ограничен масштабными объемами выплат на каждого заемщика (исходя из текущей стоимости недвижимости и процентных ставок по кредитам – такие выплаты может позволить себе значительно меньше заемщиков банков, нежели по другим банковским продуктам в розничном сегменте).
«Во-вторых, преимущественная часть банков на нашем рынке не обладает ресурсами, срочность которых позволяет восстанавливать масштабное ипотечное кредитование на 10 и более лет, а фондирование короткими ресурсами таких кредитов значительно повышает чувствительность учреждений к риску ликвидности», — пояснил Шулик.
И напоследок, по его мнению, не все заемщики после событий 2008-2009 лет готовы брать 20 летние ипотечные кредиты и выплачивать на их погашение более 70% совокупного семейного дохода в месяц. Заемщики, как и банки, пытаются более трезво оценивать свои риски, так как позиция на «ломбардное кредитование» при постоянном росте цен на недвижимость себя не оправдала.
Напомним, объемы новых кредитов, предоставленных населению, растут с каждым месяцем.
Правда, ипотечный рынок эта «активность» обходит стороной — драйверами возрождение кредитного ритейла выступают в первую очередь авто кредиты.
За первый квартал 2011 года банки выдали населению 18,9 млрд гривен новых кредитов, причем с каждым месяцем объем кредитования существенно увеличивался.
Так, по данным НБ У, если в январе банки предоставили населению 4,8 млрд гривен кредитов, то в феврале этот показатель вырос на 12,5% — до 5,4 млрд гривен, а в марте — еще на 61% (до предыдущего месяца), до 8,7 млрд гривен. При этом доля кредитов, предоставленных банками на приобретение недвижимости, в новых займах очень незначительна и колеблется в пределах 2,5-5%.
Таким образом, основная часть новых заемных средств — это автокредиты, кредиты на приобретение товаров ежедневного пользования (потребительские кредиты) и кэш-кредиты.
Коментарі