Отсутствие наших университетов в мировых рейтингах не является зеркальным отражением оценки их конкурентоспособности. Мы действительно отстаем, но не слишком-то адекватно их пропорциям. Даже самые взыскательные западные эксперты признают за нашими лучшими вузами способность готовить специалистов экстра-класса. Хотя и критикуют за недостаток умений адекватно применить приобретенные знания на практике. При этом дипломы Могилянки, КПИ и Национального университета имени Шевченко все еще неплохо котируются не только в Украине, но и в некоторых других странах.
Одна из главных причин нашего рейтингового отставания – равно как и других многочисленных университетских проблем – коренится в очевидной пропасти между ресурсным обеспечением украинских и европейских учебных заведений. Слишком велика разница в ресурсах привлечения профессоров и ученых мирового уровня, а также в финансировании современных исследований. В этом году, к примеру, весь «научный бюджет» Украины сравним с четвертью бюджета одного Йельского университета. Хотя по законодательству наука и образование должны финансироваться в объеме не меньшем, чем 10% национального дохода.
И при этом мировой практике известны случаи, когда даже острая нехватка прямых государственных инвестиций не могла помешать эффективной модернизации высшей школы. Иногда государству удавалось мобилизовать на эту благую цель немалые альтернативные ресурсы, в том числе средства частных инвесторов и благодетелей, заинтересованных адекватными льготами. Допустим, оформил университету эндаумент – можешь рассчитывать на соответствующую налоговую и кредитную скидку.
Еще больше возможностей – в сфере мотивации университетов к движению в «правильном» направлении. Ничто так не мотивирует администрацию вуза или преподавателя в работе на результат, как ожидание его объективной оценки. Особенно, если она напрямую связана с понятным и вполне осязаемым вознаграждением. Хотя бы тем же размером квоты бюджетных мест, выделяемых государством для этого вуза, или степенью кадровой и академической автономии.
Особую роль в этой связи можно придать будущему Национальному университетскому рейтингу. Если в нем нам удастся обобщить лучший опыт отечественных и мировых аналогов, в том числе, «Компаса», мы существенно ускорим решение целого комплекса принципиальных проблем: от стимулирования повышения доступности и качества высшего образования – до определения качественных параметров классификации вузов, поиска механизмов сокращения их количества и обоснования размеров квот госзаказа.
19 квітня 2011, 13:40
Мнение: как вузы могут решить проблему нехватки финансирования
Джерело:
Дело
Коментарі - 1
=Закрыть коммерческие ВУЗы и обновить ВУЗы с историческим прошлым и будущим. Суть в знаниях. Парикмахерских сегодня.