«La mina acaba de parir». «Шахта разродилась», — это не газетный заголовок, это слова чилийской женщины, жены горняка, из тех, что 69 дней провели под завалами шахты Сан-Хосе в пустыне Атакама, и которых в ночь со вторника на среду начали доставлять на поверхность. Первым подняли 31-летнего Флоренсио Авалоса, отца двух детей, и в прямом репортаже BBC видно было, как сын шахтера в гигантской не по росту шахтерской каске рыдал навзрыд. Женщина, сказавшая про шахту, которая «разродилась», — не жена Авалоса, ее мужу спасателями присвоен номер 9, это значит, что его поднимут на поверхность девятым, то есть примерно через девять часов после Авалоса.
Урок современного патриотизма: чилийские шахтёры поднимаются на землю
На доставку одного человека в специальной капсуле с глубины 625 метров в среднем уходит 55 минут. Очередность подъема людей была установлена в зависимости от физического и психологического состояния шахтеров, сообщила чилийская газета El Mercurio. Узников подземелья разделили на три группы. Первые шестеро, которым предстояло подняться наверх, были охарактеризованы как «умелые и здоровые». Следующая группа — люди, чьи физические и моральные силы особенно истощены. Последними поднимутся на поверхность 17 наиболее сильных горняков. Сами горняки, все без исключения тридцать три человека, выразили готовность стать последними в очереди на спасение.
Чили считается развивающейся страной, но спасательные работы проходят с поразительной организованностью, и так было с того самого момента, когда погребенных в шахте, но живых горняков, обнаружили с поверхности, — через 17 дней после аварии. То, что происходило до этого момента под землей, вероятно, расскажут когда-нибудь сами шахтеры, когда придут в себя. Но все, что происходило на земле, известно поминутно, и об этом стоит напомнить.
Испанская газета El Pais назвала операцию по спасению чилийских шахтеров «самой крупномасштабной в истории горнорудной промышленности». Агентство Reuters добавляет, что чилийцы невольно установили мировой рекорд по продолжительности пребывания под землей. Наверняка ученые во всем мире будут изучать этот вынужденный опыт, продемонстрировавший возможности выживания человеческого организма в условиях подземелья, с поправкой на удушающую жару и влажность шахты, где добывают золото и медь.
Точно так же страны, в которых имеются шахтеры и шахты, наверняка будут изучать то, как чилийцы в немыслимо краткие сроки пробурили скважину к оказавшимся в подземной ловушке людям, как по специальной трубе шахтерам доставляли еду, питье и миниатюрные видеокамеры (последние, возможно, самое важное в условиях, когда у людей начала развиваться сильнейшая депрессия).
И, конечно, сегодняшние репортажи мировых СМИ войдут в учебники журналистики, потому что редко когда на краю света происходит нечто достойное такого массового освещения, причем это «нечто» имеет абсолютно позитивный, возвышающий человека характер. Кстати, и журналистская техника, в частности, телекамеры, были использованы при спасательных работах, чтобы определить состояние шахтеров перед их подъемом на поверхность.
«Развитые страны дорожат своими рабочими»
Незадолго до того, как в капсуле, раскрашенной в цвета чилийского флага, на поверхность поднялся первый спасенный шахтер, на место операции прибыл на вертолете президент Чили Себастьян Пиньера. Во всех странах политики стараются попасть в кадр в моменты максимального напряжения эмоциональных сил нации, но в случае с президентом Чили вряд ли справедливо говорить о политическом пиаре. Первый в истории Латинской Америки пришедший к власти миллиардер (именно пришедший на пост президента, а не покинувший его с миллиардным состоянием, чему примеров хватает) оказался в нужное для сограждан время в президентском дворце Ла Монеда, чтобы создать саму возможность спасения шахтеров.
Пиньера вступил в должность в марте, в день, когда в Чили произошло землетрясение магнитудой 6,9 баллов, что многими было воспринято как предзнаменование новых катаклизмов, особенно с учетом того, что ранее в Чили случилось катастрофическое землетрясение, понизившее темпы экономического роста с 6 до 4,5%. Пиньера пообещал управлять страной, как своей корпорацией, одной из самых эффективных в стране.
То, как под руководством президента были организованы спасательные работы на шахте Сан-Хосе в пустыне Атакама, которую считают одним из самых враждебных для человека районов планеты, — пример для подражания многим более богатым и благополучным, чем Чили, странам.
Одной из первых вещей, которую президент Чили сказал на шахте Сан-Хосе, было: «Страна, которая хочет стать развитой, должна уважать своих трудящихся». Это очень важные слова, произнесенные в таком районе мира, где не всегда уважали права человека и ценность человеческой жизни. И особенно они важны, поскольку подкреплены делом.
И это очень важный момент для Чили. Страна, пережившая в ХХ веке военную диктатуру, нашедшая в себе силы вернуться к демократическому правлению, ставшая одним из самых успешных экономических бизнес-кейсов, получила предметный урок патриотизма. Национальный флаг на спасательной капсуле, в которой поднимают горняков на поверхность, и присутствие президента, организовавшего дорогостоящие спасательные работы, на шахте в пустыне Атакама, — все это выглядит уместно и достойно.
Незадолго до начала спасательных работ один из заточенных в шахте горняков сказал во время сеанса видеосвязи: «У меня рука болит — столько автографов я оставил на чилийских флажках, которые нам сюда спускают».
Михаил Бакланов
Коментарі