Мінфін - Курси валют України

Встановити
19 липня 2010, 14:16

Убытки от страховых мошенничеств покроют за счет законопослушных клиентов

В первом полугодии мошенники организовали настоящую атаку на отечественный страховой рынок. По самым скромным подсчетам СК, объемы выплат аферистам уже выросли в два раза и продолжат активно увеличиваться до конца года. Покрывать убытки, возникающие из-за жуликов, будут уже привычным способом — повесят их на благонадежных клиентов. Страховые компании открыто говорят, что снова поднимут расценки на свои полисы. Их не смущает, что за первое полугоди те и без того выросли в цене на 10%.

Прогнозы финансистов, которые прочили двукратный рост объемов страхового мошенничества в разгар экономического кризиса, полностью оправдались к июлю 2010 г. «Удельный вес выплат аферистам в целом по рынку сегодня достиг 10–15% общей суммы страховых выплат», — заявил начальник отдела урегулирования сложных страховых случаев СК «Провидна» Владислав Тимошенко. Госфинуслуг даже попытался высчитать общую сумму убытка от такого рода злоупотреблений. По данным регулятора, за 2009 г. и первое полугодие 2010 г. она составила порядка 200 млн грн. Причем выплаты жуликам могли быть и более объемными, но часть сомнительных обращений за возмещениями страховщики забраковали. «К концу 2008 года количество случаев незаконных претензий в общем числе заявленных страховых событий составляло 15–25%, сейчас же этот показатель, думаю, достигает 35–40%», — рассказал директор по страхованию СК «НАСТА» Сергей Парфенюк. На каждую страховую компанию сегодня приходятся сразу сотни мошеннических обращений за выплатами. «Если в 2007 году мы выявили 131 случай страхового мошенничества, в 2008-м — 188, то в 2009-м — уже 255, а за первый квартал 2010 года зафиксировали около 60 таких фактов приблизительно на 900 тыс. грн. Из них 10 фактов (на 600 тыс. грн.) — профессиональное жульничество, а 50 (на 300 тыс. грн.) — так называемое любительское (обычно это приписки по реальным страховым случаям)», — сообщил начальник службы урегулирования страховых событий СГ «ТАС» Виктор Панасюк.

Наибольшее количество афер фиксируется в автостраховании. В 80% случаев мошенничают с «автогражданкой» и каско, в 10% — со страховками финансовых рисков и в 5% — с имущественным и личным страхованием. Такая ситуация уже привела к тому, что СК начали закладывать в тарифах по каско специальную надбавку, которая призвана компенсировать нанесенные жуликами убытки. «В этом году цены на каско выросли примерно на 10%. В определенной степени подорожание было спровоцировано продолжающимся повышением цен на запчасти. Но свою роль сыграло и увеличение объемов страхового мошенничества», — объяснил председатель правления СК «Украинская страховая группа» Павел Нельга.

Излюбленным способом мошенничества среди непрофессиональных аферистов остается двойное получение выплаты. Сначала водитель после реальной аварии получает компенсацию наличными от незастрахованного виновника происшествия, затем, чтобы выгадать вдвойне, ставит разбитую машину на парковке возле супермаркета или на обочине дороги и вызывает ГАИ, заявляя о повреждении ее неизвестным транспортным средством. Правда, такие аферы уже научились разоблачать. «Любой эксперт-трассолог с первого же взгляда по характеру повреждений может определить, что ДТП произошло в процессе движения», — заверил Павел Нельга. Отличились в этом году и страхователи-заемщики. «За время кризиса появился такой вид жульничества, как угон «у самого себя» кредитных автомобилей», — сообщил Виктор Панасюк. Наиболее распространенным явлением остались случаи с мошенниками-любителями: те по обыкновению пытаются обвести компании вокруг пальца, завышая счета с СТО, пытаясь отремонтировать за счет страховой компании все поломки, не имеющие отношения к ДТП.

Поднаторевшие на обмане страховщиков профессиональные преступники действуют с большим размахом. В частности, страхуют дорогие машины сразу в нескольких СК, а потом заявляют об угоне и пытаются получить возмещение в несколько раз превосходящее стоимость авто. Также учащаются случаи фальсификации угонов автомобилей, страхование уже разбитых машин и пр. Зачастую специализирующиеся на обмане страховщиков преступники имеют собственные небольшие СТО, эвакуаторы и целые парки разбитых автомобилей. Поэтому они могут легко инсценировать ДТП.

У компаний есть лишь один способ бороться с аферистами: создавать отделы безопасности, сотрудники которых тщательно изучают обстоятельства наступления страховых событий. Но поймать за руку профессионалов не так просто: как правило, у них есть все необходимые документы и справки от компетентных органов. «К тому же с юридической точки зрения мошенничество становится таковым только после выплаты страхового возмещения. А вернуть выплаченные страховые суммы, даже в судебном порядке, потом практически невозможно. Поэтому СК стараются просто аргументированно отказать им в выплате страхового возмещения», — говорит Сергей Парфенюк.

В ближайшем будущем страховым компаниям станет еще сложнее. Финансисты уверены, что во втором полугодии 2010 г. перечень жульнических схем пополнится, а выплаты по незаконным претензиям по транспортным видам страхования могут вырасти в два-три раза. «В частности, всплеск страхового мошенничества ожидается после принятия закона об увеличении страховых сумм по «автогражданке», — заявил председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной. Кроме того, парламент намерен проголосовать закон, вводящий в Украине систему европротокола (соответствующий законопроект был принят в первом чтении 16 июня 2010 г.). Согласно документу участники ДТП получат право самостоятельно, не вызывая ГАИ, оформлять страховое событие. По мнению страховщиков, в случае его принятия удельный вес выплат мошенникам может вырасти с нынешних 15 до 20% от общего объема возмещений в автостраховании.

Пока же отечественные СК не научатся отражать атаки аферистов, платить за них продолжат честные водители. В первом полугодии 2010 г. цены на каско у ряда компаний уже подскочили на 10% (мошенническая составляющая в подорожании — 3–5%), и если ситуация не улучшится, то до конца года из-за действий жуликов полисы могут прибавить в цене еще 2–3%.

Коментарі - 1

+
0
syperskorpion
syperskorpion
19 липня 2010, 21:31
#
Страховые компании как раз и есть самые большие мошенники, знаю из своего опыта постоянно занимаясь с клиентами по автокредитам. Не знаю ни одного случая чтобы страховая компания своевременно и в полном объеме выплатила страховое возмещение.К сожалению обычная процедура это судебные споры, начинаются через полгода безуспешных попыток клинета получить страховку, правда некоторым везет.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися