ОАО «НК »Роснефть«, занимающее первое место в России по объемам добычи нефти, и американский энергетический гигант »Шеврон« (Chevron Corp.) подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную разработку Западно-Черноморского лицензионного участка, который включает месторождение »Вал Шатского", а также соглашение о промежуточном финансировании.
США пришли за нефтью на Чёрное море
Подписи под документами поставили главы двух компаний Сергей Богданчиков и Джон Уотсон (John Watson). Церемония подписания состоялась в четверг в Ново-Огарево, на ней присутствовал премьер-министр РФ Владимир Путин, который затем провел встречу с руководством корпорации Chevron.
Ресурсы лицензионного участка составляют 858 миллионов тонн нефти, с учетом рисков - 180 миллионов тонн. На участке планируется пробурить две поисково-разведочные скважины - «Северочерноморскую», в 200-км от Новороссийска, и «Марию», к северу от Туапсе. Их бурение должно начаться до конца 2011 года. Инвестиции в проект могут превысить 1 триллион рублей.
Подконтрольная государству «Роснефть» купила 100% ООО «Вал Шатского», которое владело лицензией на геологическое изучение нефтегазоносного участка недр Западно-Черноморская площадь на шельфе Черного моря, в 2007 году. Сначала она планировала самостоятельно реализовать первый этап освоения перспективных участков шельфа, однако в 2009 году начала переговоры с крупными западными компаниями о привлечении их к этим проектам.
Эксперты считают, что без иностранного присутствия было не обойтись.
«Разработка шельфа в России дело капиталоемкое, в одиночку потянуть его сложно. Кроме того, западные компании располагают более современными технологиями. Российские нефтяники уже успешно сотрудничают с иностранцами, в частности, на шельфе Сахалина, и, как мы видим, это направление решено развивать», - сказал РИА Новости аналитик ИК «Финам» по нефтегазовому сектору Александр Еремин.
Инвестиции в обмен на преференции
В беседе с журналистами, говоря о том, почему партнером был выбран именно «Шеврон», вице-премьер Игорь Сечин, курирующий в российском правительстве ТЭК, отметил, что при принятии решения «принималась во внимание и экономическая составляющая», и «Шеврон» дал наилучшие условия".
Инвестиции в проект на этапе геологоразведочных работ составят до 1 миллиарда долларов, причем привлечение этих средств в основном будет обеспечивать Chevron, которая может сделать это «по очень выгодной ставке». В случае успешной разведки и продолжения проекта они могут превысить 1 триллион рублей.
По словам Сечина, «Роснефть» и Chevron создадут холдинг, доли будут соответствовать компетенции и финансированию, при этом лицензия на геологоразведку и добычу в рамках проекта будет у «Роснефти».
Глава Chevron считает, что сейчас оптимальное время для реализации в России подобных проектов.
«И ценовая конъюнктура является благоприятной... Chevron обладает богатым опытом разработки глубоководных месторождений, в частности, карбонатных залежей, и этот опыт, а также опыт компании »Роснефть« позволит обеспечить успешное освоение данного месторождения», - сказал он.
В то же время Уотсон заметил, что поскольку проект обладает высокими рисками, возможно, потребуются налоговые преференции.
«Необходимо будет работать в тесном контакте с правительством для обеспечения адекватных налоговых условий для разработки таких проектов», - заявил он.
Сечин со своей стороны не исключил возможности предоставления налоговых льгот.
Он отметил, что в РФ действуют льготы для нефтяных месторождений Восточной Сибири, основанные на экономике реализуемых там проектов, но «необязательно, что такой режим будет применяться и для этого проекта». По словам Сечина, решения о льготах могут быть приняты по мере реализации проекта.
По мнению аналитика ИК «Финам» Александра Еремина, в свете решения о возвращении пошлин на нефть Восточной Сибири «есть опасения, что льготы для Черноморского шельфа - если таковые будут - также могут отменить после начала добычи».
«С другой стороны, в восточносибирских проектах не задействованы иностранцы - возможно, Chevron все же не поставят перед фактом, как российские компании. В любом случае, это вопрос доверия, и, возможно, у американцев уже есть устные гарантии от российских властей», - отметил он.
Главное - экология
Премьер-министр РФ Владимир Путин, обратив внимание, что начавшие в Каспийском море добычу нефти российские компании «экологические проблемы решают на самом высоком уровне», заявил: «Исхожу из того, что планируемая работа с »Роснефтью« будет осуществляться на высоком уровне, с соблюдением всех экологических стандартов».
Глава американской компании Джон Уотсон заверил, что «на фоне текущей аварии в Мексиканском заливе» будут приняты все необходимые меры.
На платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 20 апреля произошел мощный взрыв, за которым последовал 36-часовой пожар. Тогда погибли 11 человек и 17 пострадали. После того, как 22 апреля платформа затонула, началась утечка нефти, которая уже нанесла огромный экологический и материальный ущерб американским штатам Луизиана, Алабама, Миссисипи. США ввели мораторий на бурение шельфа у побережья Аляски, Виргинии и в Мексиканском заливе, под который попала и Chevron.
«Решение вопросов экологической безопасности являются ключевым фактором успеха таких проектов», - подчеркнул Уотсон, отметив, что «Шеврон» уже успешно пробурила более 375 скважин в сложнейших экологических условиях.
В свою очередь Игорь Сечин сообщил: «Мы договорились, что все экологические риски будут сняты партнерами».
«Я взял обязательство, что мы будем вести работу по обеспечению экологической безопасности в соответствии с самыми высокими требованиями», - подтвердил глава американской компании.
Аналитик «Газпромбанка» Иван Хромушин заявил РИА Новости, что не видит особых опасностей в проекте.
«ЧП в Мексиканском заливе - случай экстраординарный, редкий по масштабам. Шельфы разрабатываются и эксплуатируются не один десяток лет, и эта авария стала самой серьезной за все время. Очевидно, что она повлечет за собой масштабный пересмотр требований безопасности при совершении подобных работ. И компании, и власти государств осознают повышение уровня риска, они будут ужесточать ныне действующие стандарты. В случае с Черноморским шельфом сначала будет вестись оценочное бурение, при котором рисков меньше, чем при промышленной добыче. Но и последняя в целом вполне безопасна и будет развиваться как на Черном море, так и в других регионах - шельф остается важнейшим источником нефти, а его эксплуатация - важным гарантом энергобезопасности», - считает он.
Коментарі