Пока наш фондовый рынок не слишком капитализирован, он никого не интересует.
Половина финансового рынка Украины - под иностранцами
Если же в Украине удастся запустить второй уровень пенсионной реформы, появятся безумные деньги! Но я к этому прекрасному времени не доживу.
Формирование украинского фондового рынка продолжается. Судя по его «детскому» возрасту, отсутствие устоявшегося законодательства и любых традиций, этот процесс является довольно сложным и болезненным.
Движение капитала, отношения с иностранными игроками, стандарты профессиональной деятельности, - далеко не полный перечень проблем, стоящих перед законодателями и фондовиками.
Понимание сложности задач и путей их реализации в профессиональной среде, похоже, таки есть. Это, в частности, показал ежегодный форум ПФТС, который проходил в конце сентября в Алуште.
Ситуацию на фондовом рынке прокомментировал настоящий старожил отечественного рынка вице-президент КУА «Кинто» Анатолий Федоренко.
- Свое выступление я хотел бы посвятить проблеме интеграции фондового рынка Украины в мировые рынки капиталов.
Наши чиновники часто оперируют понятием «черный ящик», когда любой термин употребляется бессодержательно. В итоге, каждый понимает нечто свое, тогда как это понятие скрывает немало нюансов. Вы знаете пословицу: черт прячется в деталях. Без понимания деталей сложно воспринимать суть того или иного явления.
Я попытался раскрыть вопрос интеграции украинского рынка в глобальные финансовые системы через его составляющие. И выделил шесть направлений такого объединения.
Первое. Упрощение ввоза в Украину и вывоз за ее пределы инвестиционного капитала.
Второе. Взаимный допуск ценных бумаг иностранного эмитента на национальные рынки. То есть, на рынок Украины иностранных бумаг и украинских - на зарубежные рынки.
Третье. Установление корреспондентских отношений центральных депозитариев с центральными депозитариями других стран.
Четвертое. Участие иностранного капитала в формировании и деятельности системных элементов институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг Украины (РЦБ).
Пятое. Определение единых стандартов профессиональной деятельности на интегрированных РЦБ.
Шестое. Допуск профессиональных участников-нерезидентов к работе на национальных РЦБ.Внешний долг Украины равняется трем годовым бюджетам. Представляете, какие огромные объемы валюты мы закачали за эти годы в экономику страны? Когда мы по этим долгам рассчитаемся, неизвестно, и когда будем делать инвестиционные накопления, понять невозможно.
В ближайшие годы нам не будет хватать валюты и возможностей, чтобы погасить эти долги. Конечно, мы как-то выпутаемся, но это будет нам серьезно портить настроение.
Какая проблема существует в вопросе движения валют через границу? Она существует как относительно иностранных, так и относительно украинских инвесторов, которые выводят деньги за границу. По вывозу валюты из страны есть «глубокие» специалисты, которые знают технологии, поэтому не удивительно, что через ценные бумаги в 2008 году из страны ушло 17,5 миллиарда долларов.
Цифра очень большая, но это не прямая инвестиция и не инвестиция в ценные бумаги. Это просто выкуп наших инструментов у иностранных инвесторов по нерыночным ценам только для того, чтобы вывести соответствующие объемы валюты западным участникам.
Тем не менее, мне кажется, что легальное, контролируемое движение валюты через границу - это намного лучше, чем теневые схемы, которыми все так прекрасно пользуются. Но Нацбанк отказывается упорядочить эти процессы, упростить их и унифицировать.
Приведу лишь один пример. Здесь есть представители институциональных инвесторов - пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании. Они имеют право до 20% средств вкладывать за рубеж в ценные бумаги, которые находятся в обращении на мировых площадках.
Чтобы купить акции на нью-йоркской бирже, какой адский путь надо пройти? Надо сначала заключить договор купли-продажи ценных бумаг через брокера - члена нью-йоркской бирже. И это всё без денег, заметьте, поскольку их вам вывезти никто не позволит.
Я не понимаю, на каких условиях этот брокер согласится заключать сделку с продавцом каких-то ценных бумаг с отсрочкой платежа, причем негарантированного, через два месяца после объявления намерения. Таким образом, соглашения Т +3 дня для этой ситуации выглядят смешно, потому что будет Т +60 дней.
Затем надо легализовать договор в консульстве Украины в Нью-Йорке. Далее - привезти документы в Украину, подать их в НБУ, который 30 дней рассматривает их на предмет выдачи разовой лицензии на вывоз валюты на сумму, которая зафиксирована в соглашении.
После этого уполномоченный банк конвертирует гривну в валюту и направляет средства на счет брокера. Тот платит за ценные бумаги, и тут начинается самое интересное.
Поскольку с этой страной у нас нет корреспондентских отношений на уровне центрального депозитария, то отразить права собственности в реестре учета невозможно. То есть за границей они будут учитываться, а в Украину можно справку привезти, но это же не документ.
Поэтому Нацбанк должен пересмотреть своих два положения, которые касаются экспортно-импортных валютных операций. Я понимаю, регулятор боится, что «мусорные» акции будут гонять туда-сюда, выводя деньги за границу. Так можно установить фильтр, который бы касался только бумаг первого-второго уровней листинга.
Однако, эта проблема не решается. Более того, это не правовое и не экономический вопрос, а политическое, и его в ближайшее время мы так и не решим.
Второй момент связан с допуском ценных бумаг иностранных эмитентов на фондовый рынок Украины. Данный вопрос обсуждался в ГКЦБФР несколько лет назад.
Оно нарушалось справедливо, поскольку закон о ценных бумагах предусматривает, что правила и порядок допуска определяет комиссия. А рационально допускать напрямую ценные бумаги иностранных эмитентов? В первую очередь, речь идет о российских эмитентов.
Возникает вопрос: а нужен ли нам такой допуск? В принципе, он должен быть взаимным, но нам это не очень интересно - это все равно, что выставить боксера-легкоатлета на ринг против Кличко. Обмен явно неэквивалентный.
У нас есть взаимная возможность участвовать в приватизации предприятий двух стран. Скажите, сколько российских предприятий приватизировали украинские олигархи?
Допуск ценных бумаг иностранных эмитентов на внутренние рынки - не слишком распространение явление. Они, как правило, заводятся на национальные рынки через инструменты депозитарных расписок. Меня очень порадовало член ГКЦБФР Сергей Бирюк, который в планах на 2010 год написал «украинские депозитарные расписки».
Я эту идею вынашиваю уже года три, пишу во все инстанции. Почему бы нам не иметь формального права выпускать депозитарные расписки? Кто хочет завести свои ценные бумаги на наш рынок, то пусть он сделает это с помощью традиционного инструмента. Потом посмотрим, когда это начнет работать.
Я понимаю: пока наш фондовый рынок не слишком капитализирован, он никого не интересует. Но если в Украине все-таки удастся запустить второй уровень пенсионной реформы, появятся безумные деньги! Только годовой объем инвестиций на фондовом рынке, если все будут охвачены пенсионной системой, составит 23 миллиона гривен.
Если постепенно охватывать 2-м уровнем работающих, начиная с самой старшей категории, которая предусмотрена законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», - с 40-летних, то за 7 лет можно будет охватить всех граждан. И через эти 7 лет только годовой объем взносов, которые придут для инвестирования на фондовый рынок, составит 40 млрд. гривен.
Это - без инвестиционной прибыли, а если с учетом осуществленных накоплений - 50 миллиардов гривен. За десять лет - около 70 миллиардов долларов. Но, судя по той программы, которая у нас разрабатывается, я до этого прекрасного времени не доживу.
Вопрос допуска ценных бумаг связано еще и с правилами регистрации. Бумаги должны отвечать требованиям этой страны, и должен быть формальный допуск. Нам удалось запретить допуск на рынок Украины ценных бумаг иностранных эмитентов.
Акции заводятся через IPO в виде депозитарных расписок, и здесь должны применяться такие же требования, как в России. Если вы хотите что-то разместить через международные депозитарные расписки за рубежом, вы должны ввести официальные бумаги в листинг на отечественной бирже для публичного размещения определенного процента эмиссии.
Корреспондентские отношения с депозитариями сейчас отсутствуют. Всеукраинский депозитарий не имеет права устанавливать такие отношения, поскольку он не центральный, хотя наибольший за статусом и объемом. Однако это нелогично.
Теперь вопрос, связанный с проникновением иностранного капитала в институциональную инфраструктуру фондового и финансового рынков Украины.
У нас 33% банков находятся под прямым контролем иностранного капитала. Косвенно он контролирует половину банков и многие страховые компании. Многие операторы фондового рынка работают не напрямую, а опосредованно, и тоже контролируют рынок.
Это связано с некоторыми рисками. Системные институты нашей фондовой системы попадают не только под влияние, но и под полный контроль иностранцев. Я попытался бы ввести определенные ограничения, связанные с владением корпоративными правами таких институтов отдельными юридическими и физическими лицами.
У нас для профессиональных участников ограничения есть, а для домохозяек нет. То есть физическое лицо может купить любую биржу и депозитарий в полном объеме. Думаю, не следует физическим и юридическим лицам, не имеющим статуса торговца ценными бумагами, сосредоточивать более 5% инфраструктурной единицы в одних руках.
Можно ли допускать профессиональных участников непосредственно на внутренний рынок? В Европе это разрешено директивно. Там можно с внутренней лицензией, полученной, например, в Германии, работать на рынке Италии.
Россия тоже когда-то предлагала сделать внутренние лицензии легитимными для других рынков в пределах некоего объединенного пространства - речь шла о Беларуси, Украине и Казахстане. Я категорически против этого. Работать можно, но только путем создания дочерних предприятий внутри страны и получения разрешений.
Чем чревато, если мы пойдем по пути европейской легализации нашего внутреннего рынка? К нам придут 100%, а пустят ли нас? Думаю, если это и произойдет, то процент будет гораздо меньшим.
НБУ должен пересмотреть недальновидную политику в отношении движения валюты через границу в обоих направлениях, чтобы выпускать наших эмитентов с ограничениями не более 70% за границу, 30% - публичные размещения внутри страны. Важный нюанс: многие участники имеют международные сертификаты, и их можно легализовать.
Есть серьезная проблема налогообложения доходов нерезидентов. Речь идет о вывозе капитала, ранее инвестированного в ценные бумаги. Кто пытался выпустить своего клиента за границу, думаю, плакал горькими слезами, если не пошел обходным путем.
В Украине действует конвенция об избежании двойного налогообложения. Она говорит: если этим актом предусмотрено налогообложение доходов от акций внутри страны, то в Украине эти доходы не облагаются налогом и выводятся в полном объеме.Налоговые органы с этим согласны, но просят действовать следующим образом: сначала заплатить налоги, потом перевести остаток за границу, подать документы и подтвердить, что эти доходы были обложены внутри страны. Надо привезти пакет этих документов в Украину, и тогда из бюджета вам вернут деньги.
Коментарі - 4