Мінфін - Курси валют України

Встановити
24 вересня 2009, 14:23

Ответы директора казначейства банка «Хрещатик» Алексея Козырева на вопросы читателей «Минфина» о ситуации на валютном рынке

Директор казначейства банка «Хрещатик» Алексей Козырев ответил на вопросы читателей «Минфина» о ситуации на валютном рынке.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранена.

Ответы директора казначейства банка «Хрещатик» Алексея Козырева на вопросы читателей «Минфина» о ситуации на валютном рынке
Алексей Козырев. Фото пресс-службы банка "Хрещатик"

Greka 22 сентября 2009, 15:22
Алексей, добрый день. 
Каково Ваше мнение по таким вопросам: 
Какой курс доллара «заслуживает» гривна на сегодняшний день? 
Почему НБУ проводит такие странные меры для «укрепления» гривны? 
Учитывая, что перед выборами все кандидаты будут стараться заработать плюсы на понижении курса доллара, стараясь записать это себе в заслуги, скажите, какой курс будет после выборов президента? 
Спасибо. 

Алексей Козырев: Очень хороший вопрос, спасибо. Если исходить из реалий сегодняшнего дня, то я думаю, что курс доллара США относительно гривны должен быть около 8-8,5 грн за доллар.

Объяснение простое - значительные выплаты внешних заимствований в этом году  корпоративного и банковского сектора, а также обслуживание государственного долга и необходимость обеспечения валютных проплат НАК Нефтегаза за газ на фоне пока еще отрицательного сальдо платежного баланса в этом году приводят к значительному давлению при валютном курсообразовании. Кроме этого  инфляционные ожидания, дефицит бюджета и предвыборная кампания приводят к ослаблению доверия к гривне. Я надеюсь, что после выборов часть этих составляющих (в первую очередь политическая)  перестанет влиять на психологию участников рынка и население. Остальное будет уже зависеть от того, какие экономические показатели продемонстрирует страна за этот год и первый квартал следующего года. Поэтому, я бы не хотел привязывать понятие курса доллара только к выборному процессу, важна динамика показателей развития экономики – в первую очередь необходим рост ВВП и низкий уровень инфляции на фоне выполнения показателей госбюджета, сокращения объемов импорта и рост экспорта. Если эти показатели продемонстрируют позитивную динамику – гривна начнет укрепляться. Что касается политики НБУ, то мне кажется, что сейчас Нацбанк использует все имеющиеся у него рычаги для стабилизации курса.

exo 22 сентября 2009, 15:23 
Господин Козырев — как Вы считаете в долгосрочной перспективе (весна 2010) возможен ли откат курса доллара до 6,5 грн (межбанк). Ваши прогнозы? Как повлияют выборы на валютный рынок? 
Александр Одесса 

Алексей Козырев: Я в основном затронул  основные причины  сложившейся ситуации  в предыдущем ответе. Возврат к 6,5-7-7,5 грн за доллар и т.д , также как и к любому другому курсу, ранее сложившемуся на рынке, возможен лишь в том случае, если для этого будут сугубо экономические предпосылки. Обеспечим рост ВВП  на фоне низкой инфляции и низкого объема дефицита бюджета, снижение импорта на фоне роста экспорта – получим позитивную динамику, нет – будем иметь те же проблемы курсообразования, что и сейчас. Очень важна также и валютная политика НБУ, как самого крупного участника валютного рынка – за счет оперативного сглаживания диспропорций  между ситуативным  спросом и предложением  валюты на рынке, Нацбанк будет давать рынку курсовые ориентиры, исходя из которых и будет строиться валютная политика самих участников рынка. 

Narada 22 сентября 2009, 15:26 
Алексей, как, по вашим прогнозам, может меняться спрос на инвалюту со стороны населения до конца 2009 года?

Алексей Козырев: Думаю до конца 2009 года спрос со стороны населения на валюту будет оставаться достаточно стабильным и объем покупаемой населением валюты будет превышать объем продаваемой валюты. Но как только произойдет долговременная стабилизация  курса, процесс постепенно пойдет в  обратную сторону, так как гривневые вклады при стабильном курсе традиционно более привлекательны, нежели вложения в валюте. А в настоящее время значительная часть населения является активным потребителем  банковских продуктов, в первую очередь, депозитных. Гражданам, которые не являются вкладчиками банков, но имеют наличную валюту, при стабильном курсе тоже не будет смысла ее придерживать в надежде на дальнейший рост курса, поэтому постепенно, по мере необходимости, они также будут ее активно сдавать. Основной вопрос в данной ситуации – обеспечение стабильности и прогнозируемости курса.

Taras 22 сентября 2009, 15:32 
Алексей, добрый день! 
Какой на ваш взгляд должна быть политика НБУ по регулированию валютного рынка в Украине. Заранее благодарю. 

Алексей Козырев: За  НБУ законодательно закреплена функция обеспечения стабильности национальной денежной единицы. Это и должно быть основной политикой регулятора. Сейчас у НБУ  есть все рычаги и инструменты для управления и контроля за валютным рынком.

MykhaylDonetsk 22 сентября 2009, 16:27 
Господин Козырев! Буду Вам признателен за комментарий насчет известного намерения НБУ выдавать проценты по валютным депозитам в гривне. Не усугубит ли этот мягко говоря авантюрный шаг, и без того подорванное доверие населения к банковским структурам? Спасибо. 

Алексей Козырев: Думаю НБУ не пойдет на такой шаг, так как кроме юридических коллизий в данном вопросе есть еще и понимание того, что только вкладчик как владелец средств должен решать в какой форме (наличными или безналичными ) и в какой валюте  он хочет получать проценты. Может быть кто–то из вкладчиков и захочет получать проценты по валютным депозитам в гривне, но это уже личное дело каждого и должно оговариваться индивидуально в депозитном договоре. Административно, я думаю, этого никто вводить не будет.

Chegivara 22 сентября 2009, 16:54 
Алексей — как Вы считаете — за какой период времени стабилизируется наша национальная валюта, и за счет чего она сможет держаться хоть на каком-то стабильном уровне? Спасибо.

Алексей Козырев: Надо  всегда быть реалистом, я думаю что  все последствия финансового кризиса мы окончательно преодолеем к середине-концу 2010  года.  Что касается непосредственно национальной валюты как одного из показателей состояния экономики, то я надеюсь, что к первому кварталу 2010 года уже будут четко видны все ориентиры на основе показателей развития за 2009 год. Также к этому времени станет видно реальное состояние и, главное, динамика развития  экономик стран Евросоюза, США и всего экономического сообщества, в которое Украина все больше интегрируется. Надеюсь, что больше экономических потрясений в этом году  не будет. 

forint 22 сентября 2009, 20:12 
Алексей Александрович, год назад Вы не советовали скупать доллар, утверждая, что «гривна в настоящий момент остается наиболее привлекательной валютой с точки зрения доходности по депозитам» .Вы готовы сегодня признать свою ошибку или сможете объяснить ее причины?

Алексей Козырев: Спасибо за вопрос, очень приятно, что вы читаете все мои комментарии, а я никогда не боялся «скользких» вопросов :) 

Если вы внимательно читали все мои комментарии, то Вы не могли не отметить, что я всегда рекомендовал придерживаться правила валютной корзины для нивелирования курсовых колебаний и рисков. Это золотое правило любых вложений: не хранить все яйца в одной корзине. Поэтому  я всегда рекомендовал свои сбережения держать в разных активах, а пропорции между этими активами выбирать из текущей экономической ситуации и прогнозов на какой-либо четко ограниченный период времени.

В тот период, когда я рекомендовал  не торопиться скупать доллар, я также рекомендовал обратить внимание и на другие валюты, например, евро. Кроме этого, в тот же период я рекомендовал вкладывать средства в золото, и думаю, что те кто прислушались к этим советам , очень неплохо заработали как на росте курса, таки и на реальном росте стоимости самого золота.

Кроме этого, не стоит забывать о том, что и сейчас, несмотря на снижение курса   гривны относительно мировых валют, у Украины при благоприятном стечении обстоятельств и проведению взвешенной экономической политики, есть неплохие шансы довольно быстро восстановиться. Не за день и не за месяц конечно, но при благоприятных внешних и внутренних факторах за год это реально. Мы уже переживали периоды значительного спада и затем подъема экономики. А во время активного роста экономики национальная валюта таких стран, как правило, укрепляется.

Кроме этого, у нас в перспективе неплохие шансы улучшить свой платежный баланс за счет  увеличения капитала дочерних банков (материнские банки вынуждены увеличивать капитал своих украинских дочек для покрытия убытков и формирования резервов под негативно классифицированные активы), а это довольно значительный приток валютных средств, которые затем будут проданы  на валютном рынке. Кроме этого сократился импорт на фоне постепенного роста экспорта, что в свою очередь будет менять торговое сальдо и  платежный баланс страны, в перспективе будут значительные поступления от евро 2012 и т.д. Поэтому вопрос  эффективности гривневых вложений или их неэффективности  прошлого года стоит рассматривать только в комплексе со всеми другими составляющими. Вы же не жалуетесь на факт повышения стоимости того же бензина или газа или продуктов питания, хотя в некоторые моменты темп роста стоимости этих составляющих значительно превышали темпы роста стоимости валюты.

Исходя  из этого по прежнему считаю, что: 1) необходим комплексный подход формирования валютной корзины при размещении своих сбережений; 2) нет смысла поддаваться ажиотажной панике в случае роста или падения курсов – тот, кто постоянно паникует, только теряет; 3) основной вопрос, на который Вы должны себе ответить: что Вы хотите, не потерять, но меньше заработать, или больше заработать, но рискнуть.

При этом сразу хочу предупредить, валютные операции во всем мире считаются одними из самых рисковых и потерять на них деньги можно очень быстро, а вот реально заработать серьезные деньги – очень редко. Поэтому гривневые депозиты и сейчас являются достаточно привлекательным  инструментом вложения средств, весь вопрос, какие задачи Вы перед собой ставите, на какие сроки и какой объем средств Вы можете  разместить,  и что в конечном итоге хотите получить.   

Margo 22 сентября 2009, 16:16 
Господин Козырев прошу прокомментировать Вас Постановление НБУ №538 от 09.09.2009г., которым предполагается обязать банки устанавливать во всех своих отделениях и обменных пунктах, работающих с ними по агентским соглашениям, единые курсы иностранных валют. Разница между покупкой и продажей всех видов валюты не должна превышать 2%, а курс обязан оставаться неизменным в течение дня. 

Алексей Козырев: Я считаю, что данная мера разумна, так  как приведет к  большей прогнозируемости рынка и снимет ажиотаж среди населения, которое в периоды роста курса, как вы помните, металось между обменными пунктами с целью купить подешевле, а продать подороже. Главное, четко увязать ситуацию на межбанковском валютном рынке с наличным в течение дня, чтобы исключить злоупотребления и спекуляции. Иначе ситуация, когда межбанковский рынок ушел вверх, а наличный остался на месте, может привести  к скупке отдельными дельцами значительных объемов валюты  и появлению теневого рынка и менял.  

Arkanzas 22 сентября 2009, 16:52
Добрый день Алексей! Ваше отношение к рекапитализации банков?
Существует ли угроза банкротства банков? Или действия НБУ направлены сугубо на поддержание стабильности в банковской системе? На Ваш взгляд что нужно изменить в действиях НБУ для стабилизации курса, и как вернуть доверие граждан к банкам? 

Алексей Козырев: Я считаю, что Украина  находится в той  стадии экономического развития, когда банкротство  крупных банков (которое  и в развитых странах - серьезная экономическая проблема) способно нанести ощутимый урон всей экономике страны, а не только отдельным субъектам хозяйственной деятельности. Поэтому рекапитализация необходима. Однако при этом, основным вопросом должно оставаться последующее эффективное использование полученных от государства средств, четкий план вывода такого банковского учреждения в оговоренный срок на безубыточность, а затем и прибыльность, с последующей эффективной продажей пакетов акций таких учреждений на открытых  фондовых площадках с целью не только возврата вложенных ранее государством средств, но и для получения ощутимой прибыли от такой продажи.

Что касается доверия  граждан к банковской системе, то в первую очередь, необходимо обеспечить возврат  всех средств всем вкладчикам обанкротившихся банков в пределах гарантированных государством и фондом гарантирования вкладов. Кроме того, для окончательного возврата доверия к банковской системе необходимо объективное и полное освещение процессов, происходящих в банковском сообществе. Причем не только негатив, на котором строится пиар и создается политическая популярность, но и объективно хорошие начинания, проекты и программы, которые осуществляет банковское сообщество кроме своих прямых функций, связанных с банковской деятельностью.  

Что касается курса, я  уже отвечал на этот вопрос ранее.

Clyde 22 сентября 2009, 23:59
Как повлияет на курс доллара выплата госдолга по внешним обязательствам до конца года? Будет ли это важным фактором для ослабления гривны?

Алексей Козырев: Несомненно, любые внешние выплаты создают  давление на  валютный курс, но хотелось бы обратить внимание на тот факт, что золотовалютные  резервы страны составляют  более 30,0 млрд. дол. США в эквиваленте. Этой суммы более, чем достаточно для того, чтобы НБУ полностью контролировал валютный рынок путем продажи валюты в необходимых объемах для  уравновешивания спроса и предложения. Поэтому в случае с внешними обязательствами страны я бы говорил не столько о влиянии этих выплат на процесс курсообразования внутри страны, сколько о координации действий всех  государственных структур, задействованных в процессе обслуживания внешних займов и их  едином государственном подходе в освещении этой проблемы в тех же средствах массовой информации. Процесс нагнетания ажиотажа  вокруг этой проблемы никогда не способствовал стабильному развитию страны и экономики.  

BIG 23 сентября 2009, 08:09
Уважаемый Алексей Александрович! Ответьте на эти вопросы: Как влияет размещение ОВГЗ на валютный рынок? Является ли модель плавающего валютного курса эффективной в украинских реалиях?

Алексей Козырев: С  точки зрения стабильности гривны и валютного курса размещение ОВГЗ приводит к  оттоку  гривневой массы с рынка, росту спроса на гривну со стороны нерезидентов, которые для покупки ОВГЗ продают валюту и все это в конечном итоге приводит к укреплению гривны и ослаблению давления на валютный рынок.

 Ключевой  вопрос здесь - направление привлеченных через ОВГЗ ресурсов. Если эти средства в конечном итоге пойдут на проедание – это потом создаст дополнительное давление на бюджет страны. Если в конечном итоге средства идут в реальный сектор экономики и продуцируют рост ВВП, то такой вариант также способствует последующему укреплению гривны.

Duke 23 сентября 2009, 10:50
В чём же хранить свои сбережения простому обывателю?

Алексей Козырев: Сейчас я бы советовал придерживаться простого житейского правила – не хранить  яйца в одной корзине. Поэтому моя рекомендация – хранить средства в надежных, стабильных банках на депозите, при этом выбирая банк именно по критериям надежности и ликвидности, а не только по уровню процентных ставок по депозитам. При этом соблюдать правило валютной корзины - часть в гривне, часть в долларах США, часть в евро и часть в золоте. На сегодня я рекомендовал бы следующую пропорцию - гривна 50% сбережений, доллар - 20%, евро – 25 % и золото – 5 %.

Банк «Хрещатик» предлагает различные депозитные программы в любой валюте, на любой срок и рассчитанные на разные материальные возможности. Поэтому, если есть интерес, можно зайти на сайт банка и подобрать для себя приемлемый вариант.

 

Редакция «Минфина» также задала Алексею Козыреву свои вопросы:

Как повлияло проведение валютных аукционов на валютный рынок?

Алексей Козырев: Я поддерживаю действия НБУ по проведению валютных аукционов. На фоне происходивших в последнее время значительных  курсовых  колебаний на межбанковском валютном рынке механизм  валютных аукционов  позволил рынку иметь определенные курсовые ориентиры.

Кроме этого, аукционы по продаже валюты населению для погашения  задолженности по валютным кредитам, учитывая фактически льготный курс продажи валюты, исходя из соотношения  8,01 грн/доллар США (при рынке 8,55-8,65 грн/дол. США) в этом случае решают больше социальную задачу, нежели не только экономическую.

Считаете ли вы оправданным траты ЗВР на поддержание курса?

Алексей Козырев: Одной из основных задач НБУ, согласно действующего законодательства, является поддержание стабильности национальной денежной единицы. Поэтому  активное присутствие и участие  НБУ на межбанковском валютном рынке является полностью оправданным, тем более что в настоящее время украинская экономика переживает не лучшие времена. При этом причинами возникших проблем в украинской экономике являются как внешние факторы (мировой финансовый кризис  и последовавший за этим экономический спад), так и диспропорции в развитии самой экономики Украины – превышение  импорта над экспортом, неэффективное использование ранее привлеченных внешних заимствований, значительная  энергоемкость и материалоемкость продукции, что делает ее часто неконкурентоспособной, особенно в период кризиса, по сравнению с иностранными производителями и т.д.  В этом случае, для поддержания курса гривны, НБУ просто вынужден  продавать значительные объемы золотовалютных резервов.

Какие котировки  доллара и евро относительно гривны стоит ожидать до конца месяца на межбанковском валютном рынке?

Алексей Козырев: Исходя из графиков погашения внешних заимствований  корпоративного и банковского сектора  в сентябре, а также  проплат  за энергоносители НАК « Нефтегаз Украины», я думаю, что значительных скачков курса до конца месяца не произойдет. Скорее всего, курс безналичного доллара США на межбанковском валютном рынке будет находиться 

до конца  месяца в пределах  8,52-8,60 грн. за доллар США. Некоторые отклонения от этого коридора возможны, но они будут ситуативными и кратковременными, так как спрос и предложение в отдельные дни могут незначительно отличаться.

Исходя  из этого и наличный рынок, скорее всего, до конца месяца сюрпризов преподносить не должен. Вероятнее всего котировки будут находиться в пределах 8,50-8,57 грн/доллар (покупка), 8,60-8,65 грн/доллар (продажа). Остальные валюты, как на  безналичном рынке, так и на наличном, будут котироваться исходя из международных кросс-курсов данной валюты к доллару США, складывающихся на этот день на международных рынках.

Какие факторы  будут влиять на курс гривны в ближайшее время?

Алексей Козырев: В октябре  на курс гривны активно будут влиять очередные расчеты НАК «НефтегазУкраины» за закупки газа на зимний период и необходимость погашения валютной задолженности корпоративным и банковским сектором, что будет создавать дополнительный спрос на валюту. В тоже время  в страну  будут поступать средства от экспорта сельхозпродукции.

Кроме того, не секрет, что большинство корпоративных  и банковских структур, которые имеют валютные обязательства со сроком погашения в октябре, находятся в стадии переговоров со своими внешними кредиторами об отсрочке погашения этой задолженности. Поэтому вполне возможно, что часть этих обязательств будет реструктуризирована. Поэтому основным игроком, влияющим на курс в октябре, будет НБУ. Если он будет посредством валютных аукционов гасить всплески ситуативного спроса на валюту, значительных изменений курса не произойдет.  

На ваш взгляд, административное влияние НБУ на курс гривны является эффективным?

Алексей Козырев: Надо  быть реалистами. Мое субъективное мнение таково – в украинских реалиях необходимо применять этакий компромиссный вариант – сочетание в себе как рыночных, так и административных механизмов управления курсом. Украинская экономика с ее значительной энерго- и материалоемкостью  и  зависимостью от внешних рынков сбыта, в основном сырьевых или полусырьевых составляющих экспорта (металл, удобрения, сельхозпродукция и т.д.) на фоне относительно неразвитого внутреннего рынка, не готова  пока к исключительно рыночным механизмам курсообразования, так как за счет курса приходится балансировать между экономической эффективностью экспортных и импортных операций субъектов хозяйственной деятельности, рынком и движением капиталов, созданием условий для модернизации промышленности и выполнением государственного бюджета, которые в конечном итоге  влияют на ВВП  и экономическое положение страны в целом.

Поэтому частичное административное влияние на курс со стороны НБУ в этой ситуации полностью оправдано. Важно, чтобы и в рыночных механизмах и в административных рычагах достигалась золотая середина, стимулирующая в первую очередь рост промышленного производства и создание дополнительных рабочих мест. Только рост ВВП и емкий внутренний  рынок на фоне выполнения бюджета и постепенно увеличивающегося экспорта  способен создать стабильную базу укрепления гривны.

Как влияют транши МВФ на курс гривны?

Алексей Козырев: Деньги, предоставленные  Украине МВФ, оказывают позитивное воздействие на экономику страны. С одной стороны, это позволяет наращивать золотовалютные резервы страны, в результате чего у НБУ появляется возможность активнее влиять на валютный рынок. А с другой, учитывая, что  МВФ дает деньги на определенных условиях, это обязывает к эффективному их использованию, постоянному мониторингу  и контролю за конечным результатом, в том числе и за стабильностью гривны.

Но надо понимать, что деньги МВФ не являются панацеей от всех бед нашей экономики. Украине необходимо срочное проведение структурных реформ, направленных на изменение структуры отечественного экспорта, повышение конкурентоспособности нашей продукции, и стимуляцию роста ВВП  при обеспечении низкого показателя  инфляции.

Является ли модель  плавающего валютного  курса эффективной?

Алексей Козырев: Я считаю, что модель плавающего валютного курса эффективна в Украине только при соблюдении следующих условий:

- снижении налогообложения, особенно для малого и среднего бизнеса (рост внутреннего рынка, снижение уровня безработицы, рост средств направляемых на модернизацию производства),
- стимуляции энергосберегающих технологий, что в конечном итоге снизит зависимость от импортных энергоресурсов,
- государственные программы поддержки экспортеров с целью увеличения объемов экспорта и повышения конкурентоспособности украинской продукции,
- стимуляции роста ВВП за счет активного привлечения средств населения и внешних инвесторов через фондовый рынок,
- выполнение  бюджета.

Без этих составляющих, плавающий валютный курс как механизм будет позволять только абсорбировать определенную часть денежной массы находящейся на рынке, но не будет приводить к  структурным изменениям в самой экономике, и не будет стимулировать рост ВВП, а это одни из ключевых задач эффективности любого экономического механизма. Тут нужен комплексный подход. 

Большое спасибо за внимание и Ваши не всегда простые вопросы. Очень приятно было со всеми Вами пообщаться. До новых встреч :)

От имени редакции и пользователей «Минфина» мы благодарим Алексея Александровича за интересные и развёрнутые ответы.
Выражаем признательность всем участникам конференции!

Коментарі - 11

+
+3
BIG
BIG
24 вересня 2009, 14:31
#
Спасибо большое за ответы, Алексей Александрович! Интересно и доступным языком написано.
+
+2
Greka
Greka
24 вересня 2009, 14:40
#
приятно, что к нашему общению привлекаются такие специалисты. спасибо.
+
+2
MykhaylDonetsk
MykhaylDonetsk
24 вересня 2009, 14:49
#
нориальные ответы.все вроде бы правильно, но делается из вышесказанного совсем немного.совместить бы слова и дело---был бы совсем другой разговор.а так общение получилось интересным.спасибо!
+
+2
Duke
Duke
24 вересня 2009, 14:50
#
Спасибо, Алексей Александрович, за содержательные ответы!
Надеюсь, что практика проведения подобных конференций на сайте станет постоянной! Расширяйте тематику…
+
0
Kegich
Kegich
24 вересня 2009, 16:00
#
Насчет депозитным программ банка «Хрещатик» ИМХО реклама
+
0
BIG
BIG
24 вересня 2009, 16:27
#
в этом нет ничего плохого, он же отвечал на вопросы как директор казначейства банка
+
0
forint
forint
24 вересня 2009, 18:34
#
Согласен с Вами, что необходим комплексный подход формирования валютной корзины при размещении своих сбережений. В дальнейшем хотелось бы узнать метод расчета оптимальных пропорции при размещении сбережений в разных корзинах.
+
+3
N
N
24 вересня 2009, 21:11
#
Интересные и лаконичные ответы, но: Мне просто интересно, кто на сегодня держит 50% своих сбережений в гривне, как рекомендует г-н Козырев. Ну разве что валютчики и то ситуативно. Остальных 2008 год научил многому, так что с его рекомендациями по наполнению так называемой валютной корзине, я пожалуй не соглашусь.
+
+1
Duke
Duke
25 вересня 2009, 0:09
#
В его словах есть правда! Гривна должна быть обязательно. Только не 50%, а 20%-30%! Тут уже подстраховка на все 100%- при любых вариантах развития событий, риск усредняется и таким образом минимизируется.
+
+1
Clyde
Clyde
25 вересня 2009, 11:25
#
Алексей Александрович, спасибо за подробные и понятные ответы! Очень приятно, что есть возможность получить ответ от хорошего специалиста.
+
+2
Vikario
Vikario
25 вересня 2009, 14:50
#
Большое благодарствую за четкие ответы. Надеюсь не последняя конференция с таким компетентным банкиром, как Алексей Александрович. Но насчет корзиночного принципа сбережения денег немного сомневаюсь, потому как цель моих накоплений — квартира, стоимость которой диктует курс у.е. Возможно евро — более стабильна, но к этой денежной единице нужно привыкнуть…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися