Нацбанк опубликовал итоги мая на валютном рынке. Показатели подтверждают, что рынок перестало лихорадить.
Валютный рынок замер
В апреле НБУ продал банкам только $215 млн. В мае регулятор даже несколько раз выкупал валюту с межбанка. Для сравнения, в предыдущем месяце НБУ продал $946,3 млн., а в целом за первые четыре месяца года — $5,4 млрд.
На наличном рынке впервые с начала года банки скупили у населения больше валюты, чем продали, сальдо составило $77,4 млн. Для сравнения, за первые четыре месяца они продали на $2,7 млрд. больше, чем купили. По многочисленным заявлениям НБУ, на наличном рынке пропал ажиотаж. Об этом говорит и уменьшение среднего наличного курса. В феврале он составлял 8,35-8,37 грн./$1. В мае — 7,33-7,71 грн./$1.
«Рынок мертвый, началось лето. Думаю, до середины августа доллар будет болтаться в пределах 7,5-7,7 грн.»,— охарактеризовал рынок зампредправления одного из средних банков. Он объяснил, что падение курса объясняется действием двух постановлений НБУ — №107 и №109, которые исключили из расчета валютной позиции банков резервы, сформированные в валюте. Чтобы не подпадать под санкции, банки вынуждены продавать валюту.
«Мы все понимаем, что НБУ старается сделать все возможное, чтобы гривня оставалась более стабильной. Но мы считаем, что такие постановления идут вразрез с международным порядком и создают более рискованные для нашей работы условия»,— сказал в конце апреля глава представительства BNP Paribas в Украине Доминик Меню и допустил, что на действия НБУ можно ожидать международной реакции.
Упомянутый зампред добавил, что нормализация лишь кажущаяся, так как структурные проблемы остались нерешенными: «ВВП упал на 20%, банки не рекапитализируются, депозиты не выдают. Так что девальвация более чем вероятна».
Экс-замглавы НБУ Сергей Яременко тоже считает, что дальнейшая девальвация гривни неизбежна в силу состояния экономики, состояния торгового и платежного баланса, а также высоких платежей за газ. «Гривня укрепляется за счет того, что валюта не востребована неработающей экономикой. Нет спроса ни для импорта, ни для погашения внешних заимствований. Парадокс в том, что импорт падает, но мы не создаем импортозамещающие производства. Поэтому пройдет время, а импорт все равно останется. Зато экспорт продолжит падать»,— подчеркнул господин Яременко. По его мнению, спрос на валюту все еще велик и, по некоторым оценкам, до конца этого года составит до $20 млрд.: «Действия Нацбанка в таких условиях напоминают попытку протянуть время, зная о неизбежности исхода. Не исключено, что протянут даже до выборов. Но и девальвация возможна лишь до какого-то предела. Курс достигнет какого-то значения, когда спроса на валюту просто не будет — никто не захочет покупать ее по такой цене. Каким будет это значение, предсказать невозможно в силу хаотической политики государства».
Ситуацию на наличном рынке упоминавшийся зампредправления банка объяснил введением населения в заблуждение: «Люди сливают доллары, потому что услышали два прогноза. Первый зампред НБУ Анатолий Шаповалов сказал, что курс будет 7,5 грн./$1. Зампред НБУ Александр Савченко вообще сказал, что возможно падение до 6 грн. Как им верить, если они между собой не могут разобраться?».
Коментарі