10 компаний-первых жертв кризиса
«Дело» определило десятку компаний, которые наиболее пострадали от финансовой и экономической нестабильности.
Исследование проводилось в пяти отраслях, наиболее подверженных
влиянию кризиса. Согласно данным опроса аудиторской компании Ernst
& Young (проводился среди
При составлении рейтинга учитывались многие факторы. Например, для банков главным критерием стал размер оказанной государством экстренной финансовой помощи.
В промышленных секторах учитывались темпы падения производства, сокращение персонала. А в случае со строительными компаниями определяющим фактором являлся размер долговых обязательств и масштабность замороженных проектов.
В финансовом секторе рейтинг наиболее пострадавших от кризиса возглавили Проминвестбанк и банк «Надра». Размер денежной помощи, выделенной Нацбанком этим финучреждениям, оказался наибольшим. Так, Проминвестбанку регулятор открыл кредитную линию на 5 миллиардов гривен.
Трудности у Проминвестбанка возникли
Вторым по сумме вливаний стал банк «Надра». Ему была предоставлена помощь в размере 1,5 миллиарда гривен. Собственники «Надр» пытались не афишировать свои проблемы. Но клиенты банка массово жаловались, что не могут снять деньги в банкоматах «Надр». В конце концов владельцы финучреждения объявили о продаже бизнеса. Они подписали предварительное соглашение о передаче 86,7% акций «Надр» компании Group DF Дмитрия Фирташа. Миллиардер обязался погасить все имеющиеся у банка долги.
Недвижимость и строительство
В сфере недвижимости кризис ударил в первую очередь по компании «XXI Век», принадлежащей бизнесмену Льву Парцхаладзе. При внесении «XXI Века» в десятку жертв кризиса «ДЕЛО» брало во внимание прежде всего его долговые обязательства. Сейчас за девелопером числятся кредиты в размере 150 миллионов долларов, которые нужно погасить до конца 2008 года. Кроме того, до весны 2009 года «XXI Век» обязан выплатить 175 миллионов долларов по евробондам.
Первое полугодие нынешнего года компания Парцхаладзе закончила с чистым убытком в 76,7 миллиона долларов. После опубликования этих данных у «XXI Века» возникли проблемы с привлечением капитала. В связи с этим компания была вынуждена сократить административные расходы, а также прибегнуть к сокращению 30% персонала. Но даже эти меры не решили проблем. Поэтому «XXI Век» начал активно искать инвестора. Официальная информация по этому поводу может быть обнародована уже на текущей неделе.
Значительный удар кризис нанес и по планам Group DF Real Estate (строительного подразделения компании Дмитрия Фирташа). Опрошенные «ДЕЛОМ» аналитики подсчитали, что кредитные обязательства девелопера исчисляются сотнями миллионов долларов. Такие средства Group DF привлекла для реализации сразу нескольких крупных строительных проектов в Киеве. Так, только на покупку земли для строительства комплекса «Золотой пляж» на столичной Оболони компания Фирташа потратила около миллиарда гривен. Но грандиозным планам помешала финансовая нестабильность. «Group DF пересматривает временные рамки проектов и потребности в их финансировании», — подтвердили «ДЕЛУ» в лондонском офисе компании.
Металлургический комплекс
В металлургической отрасли главные жертвы кризиса определялись по показателю снижения объемов производства. Первым ощутил на себе эту тенденцию Мариупольский меткомбинат им. Ильича. Объемы производства, по оценкам аналитиков, на предприятии упали на 80%. По словам пресс-секретаря комбината Сергея Магеры, объем выплавки чугуна на предприятии сократился до 5 тысяч тонн (нормальный объем — 17 тысяч). «На данный момент из пяти доменных печей работают только две, а из шести мартеновских — одна», — констатирует Магера. От сокращений работников руководство завода пока воздерживается. Однако, по условиям коллективного договора, зарплаты сотрудников могут быть существенно урезаны.
Подобным образом складывается ситуация на Алчевском
меткомбинате, подконтрольном «Индустриальному союзу Донбасса». Объемы
производства на заводе снижены на
Автопром и химия
В автомобилестроении от кризиса наиболее пострадала компания
«Еврокар» (производитель автомобилей Skoda, Volkswagen и Seat). Она уже
заявила о снижении объемов выпуска продукции на 50%. «Кризисная
ситуация на рынке, спад объемов продаж вынуждают предприятие перейти на
гибкий график производства», — объясняет
Крупнейший в Украине производитель автомобилей Запорожский автозавод (ЗАЗ) сократил производство в октябре на 40% (по сравнению с этим же месяцем прошлого года). Частично компенсировать снижение продаж на внутреннем рынке компания намерена увеличением экспорта автомобилей. ЗАЗ планирует поставить в Россию 40 тысяч автомобилей Chevrolet Lanos, еще 14 тысяч машинокомплектов этой модели отправятся на завод General Motors в Египте.
От кризиса значительно пострадали и предприятия химической отрасли. К этому привело снижение спроса и падение цен (например, только в октябре аммиачная селитра подешевела на 30%). В итоге крупнейшее химическое предприятие страны «Днепразот» заявило о приостановке производства аммиака и карбомида.
Кризис задел и концерн «Стирол». Объемы производства компании осенью снизились приблизительно на 20%. Даже несмотря на то, что на протяжении трех кварталов этого года концерн показывал неплохие финансовые результаты, эксперты говорят, что наиболее остро кризис затронет «Стирол» в четвертом квартале. По итогам года, согласно прогнозам, объем производства предприятия составит всего 80% по сравнению с результатом прошлого года.
Ольга Джелебова
Коментарі