Международные рейтинговые агентства Moody’s, Standard and Poor's и Fitch Ratings монополизировали рейтинговый бизнес всего мира. Руководствуясь собственными критериями, агентства напропалую присваивают рейтинги компаниям, ценным бумагам и даже целым странам.
Смертельно опасные рейтинги
Достойных конкурентов у «трех китов» пока нет, поэтому инвесторы и даже денежные регуляторы большинства государств вынуждены руководствоваться их оценками, сообщает РосБалт.
Между тем, мировой финансовый кризис все чаще выявляет грубые ошибки рейтинговых компаний, позволяя заподозрить их в необъективности и некомпетентности. Очевидно, что в условиях глобального экономического передела многим странам придется пересмотреть свое отношение к оценкам и прогнозам «большой тройки». Ведь просчеты, которые допускают эти агентства, приводят к многомиллиардным потерям и только усугубляют экономическую ситуацию.
Рейтинги международных агентств (у каждого из которых собственные секретные математические формулы и методики) используются инвесторами всего мира для определения надежности заемщиков, перспектив и возможных рисков при работе с ним. За долгие годы работы Moody’s, Standard and Poor's и Fitch Ratings настолько зарекомендовали себя в качестве объективных арбитров финансового рынка, что при одном взгляде на кредитный рейтинг того или иного эмитента становилось понятно, может ли он исполнить свои обязательства в полной мере, будет ли выплачивать дивиденды и погашать долги.
Основа для появления рейтинговых монополистов была заложена еще в 1975 году — тогда Комиссия по ценным бумагам США разрешила компаниям совершать определенные финансовые операции только на основании рейтингов, присвоенных «национально признанной статистической рейтинговой организацией» (NRSRO). В начале 1980-х годов в организацию входило 7 агентств, однако уже к 90-м их осталось всего три. Доверие к ним постепенно укреплялось, на их оценки и прогнозы стали полагаться в Европе и России.
Например, в начале октября Банк России в рамках борьбы с кризисом ликвидности объявил о проведении беззалоговых аукционов для банков, к которым были допущены только банки с международным кредитным рейтингом на уровне «В3» от Moody's или «В-» от S&P и Fitch. В итоге принять участие в аукционах смогли только 120 банков.
Такое доверие российских монетарных властей к оценкам международных агентств возмущает экспертов. «Несправедливо, что финансовую помощь оказывают только банкам с международными рейтингами, — считает президент ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович. — Есть много надежных и перспективных банков, которые не имеют рейтингов, потому что просто не стремились их получить. К тому же, эти агентства (Moody’s, S&P и Fitch) уже дискредитировали себя и показали свою несостоятельность».
Отметим, что летом текущего года S&P оказалось в центре громкого скандала: после разбирательства, инициированного властями США, агентству пришлось признать наличие ошибки в системе расчетов рейтингов по долговым обязательствам компаний. По официальному заявлению агентства, ошибка повлияла на рейтинги пяти публичных сделок на общую сумму $200 млн и на одну частную операцию. Moody's ранее также призналось присвоении завышенных рейтингов долговых обязательств, которые являлись инструментами для институциональных инвесторов, потерявших в итоге 60% вложений.
Похоже, теперь перед рейтинговыми гигантами стоит амбициозная задача — напугать инвесторов, работающих в России и подорвать доверие мировой общественности к финансовой системе страны. Накануне S&P опубликовало исследование состояния банковского сектора России. После пространных рассуждений о том, что государственная помощь может привести к снижению суверенных рейтингов РФ, агентство вынесло вердикт: понизить прогноз по рейтингам со «Стабильного» на «Негативный». После этого директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин поспешил успокоить общественность, заявив, что изменение прогноза принципиально не повлияет на поведение инвесторов, и отток капитала из РФ вряд ли ускорится.
«У нас по-прежнему одни из самых высоких резервов в мире, одни из самых высоких суверенных фондов — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния», — сказал он. «По-моему, ничего не изменилось в стране с точки зрения рейтинга суверенного долга РФ», — добавил Саватюгин, отметив, что логика экспертов S&P не совсем понятна. «Наверное, они просто перестраховываются, потому что было много обвинений в отношении независимых рейтинговых агентств, связанных с тем, что они недостаточно оперативно реагировали на изменение ситуации», — предположил представитель Минфина.
Логика других рейтинговых агентств тоже не поддается анализу. В сегодняшнем обзоре Fitch, например, сказано, что антикризисные меры, предпринимаемые властями Европы и США, наоборот, оказывают поддержку долгосрочным рейтингам дефолтов эмитента (РДЭ) банков этих стран. «Государственная поддержка в развитых странах должна ограничить количество понижений долгосрочных РДЭ банков», — говорится в комментарии агентства.
Получается, что национализация финансовых компаний в США и Европе только укрепляет позиции местных банков, а меры российского правительства по предотвращению кризиса — портят имидж страны. Остается надеяться, что аналитики S&P и Fitch просто не общаются друг с другом — отсюда и противоречия.
По мнению экспертов, России пора прекратить ориентироваться на оценки рейтинговых гигантов. Как отмечается в официальном сообщении РСПП, «существуют серьезные опасения, что международные рейтинги, присваиваемые российским организациям и самой стране, далеки от объективности». Кроме того, агентства неоднократно демонстрировали свое ангажированное отношение к происходящему в экономике РФ, полагаясь не столько на экономические, сколько на политические соображения. По мнению членов РСПП, зависимость российских финансовых рынков от иностранных рейтинговых агентств может негативно отразиться на экономическом суверенитете страны.
Эксперты убеждены в необходимости развивать национальные рейтинговые агентства. В России уже действуют такие компании, как, например, «Рус-Рейтинг», «Эксперт РА», AK&M, Национальное рейтинговое агентство при НАУФОР. Государственные органы также располагают методиками оценки банков. Так, Банк России опирается на указание «Об оценке экономического положения банков», а также на указание «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов». Однако такие методы анализа ЦБ применяются только для внутренних оценок.
Пока российские рейтинговые компании явно не дотягивают до зарубежных коллег. Как полагают аналитики, им просто не хватает опыта. Однако именно финансовый кризис может стать стимулом к развитию. «Основная проблема российских рейтинговых служб в том, что у них нет истории, не «шкалы дефолтов», — пояснил зампредседателя правления банка «Санкт-Петербург» Константин Баландин. — Этот кризис позволит им получить бесценный опыт, ведь в течение последних 10 лет дефолтов в России практически не было, а теперь — хоть отбавляй».
Пока российские агентства «учатся на ошибках» отечественных компаний, рейтинги Moody’s, S&P и Fitch служат отечественному бизнесу основным ориентиром. Как отмечает начальник отдела аналитики УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин, даже если крупные компании работают только на российском рынке, основную часть кредитов они занимают за рубежом, а ставки по займам напрямую зависят от рейтинга заемщика. «Так что, хотим мы этого или нет, доверяем мы рейтинговым агентствам или не очень — нам все равно придется ориентироваться на рейтинги, по крайней мере, до тех пор, пока система не изменится, а это может занять несколько лет», — считает эксперт.
Коментарі