Министерство финансов снизило средневзвешенную ставку по 2-летним валютным ОВГЗ до 4,02%, а по 3-летним гривневым — до 13,07%. Хотя еще в первой половине года ставка по валютным облигациям составляла 7,75%.
Жизнь взаймы: как ОВГЗ влияют на экономику Украины
Это создает впечатление, что государственный долг под контролем, а стоимость его обслуживания будет уменьшаться. Так ли это на самом деле, и есть ли риски, связанные с обслуживанием долга, в статье для «Зеркала недели» рассказала заведующая отделом государственных финансов Экспертно-аналитического центра Growford Institute Татьяна Богдан. «Минфин» приводит ключевые тезисы публикации.
Сколько должна Украина
Долговые риски государства остаются высокими. Так, величина государственного и гарантированного государством долга относительно ВВП уменьшилась с пикового уровня 81% ВВП (2016 г.) до 51,2% ВВП в этом году благодаря повышению реального обменного курса гривны и росту реального ВВП при стабилизации номинальной суммы долга. Но, по результатам многих эмпирических исследований, предельный уровень государственного долга для стран с формирующимися рынками составляет 30–50% ВВП.
Относительно доходов бюджета государственный и гарантированный государством долг на октябрь этого года составил 216% и все еще превышал предельно допустимый уровень долга (200% доходов). В Украине отношение краткосрочного внешнего долга к валовым международным резервам на конец второго квартала 2019 г. составило 215,3% и характеризовалось нисходящей динамикой. Но даже эти изменения не обеспечивали достижения предельно допустимого уровня (100%).
Украина нарушает критерии долговой устойчивости по трем из пяти ключевых индикаторов — по отношению государственного долга к ВВП и к доходам бюджета и по отношению краткосрочного внешнего долга к международным резервам. А нисходящая динамика долговых показателей в 2018–2019 гг. объясняется в основном улучшением макроэкономической ситуации в Украине.
Анализ показателей долговых выплат в течение 2013–2019 гг. свидетельствует о повышении отдельных показателей долговой нагрузки в 2019 г. Объем выплат по погашению и обслуживанию долга относительно ВВП достиг максимального значения — 14%. А доля платежей по государственному долгу в затратах бюджета повысилась до 36,7%.
Ставки по ОВГЗ
В целом сумма размещения ОВГЗ на первичном рынке за девять месяцев 2019 г. увеличилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2018-го и в 20 раз — относительно этого же периода 2017-го. Это свидетельствует об усилении долговой зависимости государственных финансов и неустойчивости финансовой позиции правительства.
При этом номинальные процентные ставки по ОВГЗ оставались чрезмерно высокими — средневзвешенная номинальная доходность гривневых ОВГЗ в третьем квартале 2019 г. составила 15,3%.
Высокий уровень процентных ставок по ОВГЗ отражал последствия жесткой монетарной политики НБУ и целенаправленной политики Минфина по удержанию высокой доходности облигаций даже в условиях масштабного притока иностранного спекулятивного капитала. Этому способствовали также слабая конкуренция среди внутренних инвесторов и ограничение прямого доступа розничных инвесторов на рынок ОВГЗ.
Реальная доходность гривневых ОВГЗ в сентябре 2019 г. составила около 8% годовых. Такой высокий уровень реальных ставок по государственным облигациям является беспрецедентным как с точки зрения международных сравнений Украины, так и с точки зрения временных сравнений стоимости привлечения государственных займов в Украине.
С одной стороны, шаги Министерства финансов по снижению номинальных и реальных процентных ставок ОВГЗ в 2019 г. следует оценить положительно. Но, с другой стороны, учитывая массовый приток иностранного капитала на рынок ОВГЗ после подключения Украины к системе Clearstream, у Минфина Украины были все возможности для более радикального снижения процентных ставок по ОВГЗ.
Сейчас среди 35 стран с формирующимися рынками Украина имеет одну из самых высоких номинальных доходностей внутренних облигаций и занимает третье место в рейтинговом списке. По уровню номинальных процентных ставок однолетних облигаций (15,2% годовых) Украину опережают только Египет (15,3%) и Аргентина (35%).
Для сравнения: в Болгарии, Словакии, Венгрии и Словении номинальные ставки имеют отрицательные значения, а в Хорватии, Чехии, Польше, Чили и Таиланде — не превышают 2% годовых. В Марокко, Китае, Сербии, Малайзии, Филиппинах, Румынии, Вьетнаме номинальные ставки находятся в диапазоне 2–4% годовых.
Купи ОВГЗ с доходностью 14,5% годовых и получи дополнительный бонус от «Минфина»
Показательно, что по уровню реальных процентных ставок по внутренним гособлигациям Украина занимает первое место в мире, имея реальную доходность на уровне 8% годовых. Ближайшими соседями Украины в рейтинге самых дорогих заемщиков являются Уганда (с реальной доходностью 6,5%) и Египет (5,9%).
Влияние нерезидентов
Портфель ОВГЗ в собственности нерезидентов в течение января—октября увеличился на 93,3 млрд грн. В результате доля нерезидентов в общем объеме находящихся в обращении гривневых ОВГЗ увеличилась с 1 до 13,7%. Если посчитать эту долю в сумме гривневых ОВГЗ, принадлежащих обычным инвесторам (за исключением НБУ), то получим рост доли нерезидентов с 2,3 до 26,4%.
Такие изменения в составе базы инвесторов в государственные ценные бумаги усиливают риски рефинансирования государственного долга, увеличивают отток средств по статье «доходы» текущего счета платежного баланса и повышают риски волатильности обменного курса гривни.
Министерство финансов декларирует снижение валютных рисков государственного долга вследствие увеличения доли гривневых ОВГЗ в структуре долга и привлечения нерезидентов на этот сегмент рынка. Но подобные утверждения не вполне корректны, поскольку, по международным стандартам GFS и PSDS, долг государства перед нерезидентами считается внешним долгом. А любой внешний долг генерирует валютные риски для платежного баланса страны, даже если они и не касаются государственного бюджета напрямую.
Оставили бизнес без денег
Небезопасно то, что в условиях острого «денежного голода» в экономике рынок ОВГЗ поглощает все большую часть имеющейся денежной массы, усиливая дефицит ликвидности в реальном секторе. Уровень банковских кредитов корпоративному сектору относительно ВВП на конец третьего квартала этого года составил 24%. На сегодняшний день в Чехии, Польше, Словакии и Хорватии уровень банковских кредитов по отношению к ВВП вдвое выше, чем в Украине, а в Эстонии — в 2,5 раза выше.
Уровень монетизации украинской экономики (отношение денежной массы к ВВП) чрезвычайно низок и продолжает уменьшаться. По прогнозам, к концу года он составит 33% ВВП.
Что делать?
В сложившихся условиях приоритетными задачами финансовой и долговой политики государства должны стать:
— сокращение абсолютного и относительного размеров долговой нагрузки;
— дальнейшее изменение структуры госдолга Украины в пользу внутреннего долга и увеличения средней срочности долговых обязательств;
— радикальное снижение уровня номинальных и реальных процентных ставок по ОВГЗ с доведением показателя номинальной ставки до уровня 9–9,5% годовых на конец 2020г.
Читайте также: Государственный долг и риски бюджета
Однако получение положительных результатов от предложенных мер невозможно без изменений в монетарной политике, оздоровления денежно-кредитной системы и возобновления кредитования реального сектора экономики.
Комментарии - 35
Я в своём анализе, попытался пояснить причины этих процессов, долговой проблемы и влиянии этого процесса на экономический рост:
https://minfin.com.ua/blogs/troyssm/124522/
Но я за.
Про Україну говорять лише в негативному світлі.
А про Московський Улус - лише позитивно.
Большой минус Порошенку - с этим участком государство не справилось .
Как показывают последние аукционы по ОВГЗ - снижать доходность еще есть куда. Вполне реально разрешить физлицам покупать ОВГЗ через Ощадбанк без открытия счета в ценных бумагах (в случае покупки с целью держать до погашения), чтобы избежать комиссий депозитария и сделать в ощаде низкие комиссии за покупку. Было бы желание - реализовать можно, но зачем же банкам и нерезам конкуренты в виде аборигенов.
У нас не должно быть дефицита ? почему ?
почитайте бюджет - там достаточно подробно расписано все.
350 миллиардов дотации только на пенсии уходит...
как можно покупать ценные бумаги не открывая в них счет ? а где держать купленное ?
можно снизить доходность и до 10 % . Вы понесете отдавать гривну под такую ставку ?
причем здесь вторичный рынок ?
вторичный рынок - дело десятое. можно покупать не через банк и держать купленное не в том банке , где покупали.... глобально говоря эта операция никак к банку не привязана.
И депозитные сертификаты НБУ.
отдавать чем ?
вернулись 195 миллионов , а через год нужно отдать 1 миллиард 138 миллионов. С чего ?
А пошли деньги - на выплату зарплаты , т.е. их просто проели.