Мінфін - Курси валют України

Встановити
17 липня 2019, 11:40

Що очікує позичальника, який не платить по кредиту

Дзвінки родичам, штрафні санкції і навіть кримінальна відповідальність — такі наслідки можуть очікувати позичальників у разі прострочень за кредитними договорами.

Звонки родственникам, штафные санкции и даже уголовная ответственность — такие последствия могут ожидать заемщиков в случае просрочек по кредитным договорам.
фото: news.dtkt.ua

Редакція PaySpace Magazine досліджувала, чим загрожує невиплата кредитів позичальникам, і як вирішують проблему неповернень кредитори. «Мінфін» публікує скорочений варіант статті.

В Україні величезна кількість сервісів, які швидко і без зайвих запитань дадуть кредит до зарплати. Багатьом українцям це допомагає «вписатися» в бюджет в екстрених випадках. Але у деяких громадян виробляється звичка брати в борг з приводу чи без. І якщо не відслідковувати терміни, можна опинитися в боргах, причому на досить значні суми.

Наслідки для позичальника 

Візьмемо конкретний приклад: позичальник взяв кредит 1 000 гривень на 10 днів під акційний відсоток — 0,01% на добу. Якщо він не встигне виплатити позику протягом 10 днів, ставка за кредитом збільшиться до декількох відсотків в день і почне нараховуватися пеня. У деяких сервісів кредитування є можливість відстрочити платіж на декілька днів, але це вже буде вважатися простроченням платежу.

Рейтинг мікрофінансових організацій України

Представники кредитних служб рекомендують уважно вивчити умови договору перед оформленням кредиту і дотримуватися їх. Порушення договору може призвести до негативних фінансових наслідків, а також зіпсувати кредитну історію. Дані про прострочення і невиплати можуть перешкодити взяти наступний кредит в будь-якій фінансовій організації.

Якщо клієнт продовжує ухилятися від виплати боргу, йому будуть нараховуватися штрафи. У кожної організації свої правила, тому позичальникові краще уточнювати їх для кожного конкретного випадку. У відповідності до законодавства України служба кредитування має право розпочати процедуру стягнення заборгованості у будь-який момент з початку прострочення платежу. Однак Legal Collection — досить дорога процедура. Так, на початку року топ-менеджери Moneyveo розповіли, що в їх практиці лише близько 170 договорів пройшли судову справу.

Як діють кредитори

У більшості випадків схема стандартна. Спочатку представники банків або мікрофінансових організацій проводять роз'яснювальну бесіду з боржником. Вони можуть зателефонувати клієнту і у ввічливій манері вимагати виплати за кредитом. Цей метод використовується на перших етапах, коли сума і термін заборгованості не надто великі.

Крім того, дзвінки про заборгованість будуть надходити поручителям за кредитом, які також несуть відповідальність перед банком або МФО. Якщо клієнт нічого не робить для погашення заборгованості, то кредитори будуть дзвонити не тільки позичальнику, але і його родичам з наполегливим проханням повернути кредит.

Далі банки та мікрокредитні компанії можуть продати пул «поганих кредитів» колекторам, які займуться стягненням заборгованості самостійно.

Останній варіант — подати на боржника в суд. Якщо суд винесе рішення на користь банку або сервісу мікрокредитування, буде відкрито виконавче провадження, а майно боржника буде описано і виставлено на аукціон. Потрібно відзначити, що справа може розглядатися не один місяць, а може, навіть цілий рік.

Коли сума заборгованості стає занадто великою, клієнта можуть притягнути до кримінальної відповідальності. За особливо тяжкі порушення договору суд може засудити його до двох років позбавлення волі. Це відбудеться в тому випадку, якщо суд доведе, що борг не погашався навмисно, хоча для цього були всі передумови і можливості.

Зараз в Україні досить високий відсоток неповернення кредитів — від цього страждають не тільки кредитні організації, але й вся фінансова інфраструктура в цілому.

Коментарі - 48

+
+66
cccccccccc1
cccccccccc1
17 липня 2019, 12:18
#
Стаття 355. Примушування до виконання чи невиконання цивільно-правових зобов`язань. 

P.S.За особо тяжкие нарушения договора суд может приговорить его к двум годам лишения свободы - Статтю в студию КК України
+
+2
Toxa David
Toxa David
17 липня 2019, 12:32
#
Поддерживаю. Вопросы не возврата долгов регулируются Гражданским кодексом Украины и по этой статье не предусмотрено уголовное наказание если при получении кредита не было подделано документы. Прошу указать статью Уголовного кодекса по которому собираетесь судить должника и сроки наказания «За особо тяжкие нарушения договора суд может приговорить его к двум годам лишения свободы» по этой статье.
+
0
yarg
yarg
17 липня 2019, 18:01
#
Невозврат кредита - это например
Стаття 190. Шахрайство

1. Заволодіння чужим майном або придбання права на майно шляхом обману чи зловживання довірою (шахрайство) -

карається штрафом до п'ятдесяти неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або громадськими роботами на строк до двохсот сорока годин, або виправними роботами на строк до двох років, або обмеженням волі на строк до трьох років.
2. Шахрайство, вчинене повторно, або за попередньою змовою групою осіб, або таке, що завдало значної шкоди потерпілому, -
карається штрафом від п'ятдесяти до ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян або виправними роботами на строк від одного до двох років, або обмеженням волі на строк до п'яти років, або позбавленням волі на строк до трьох років.
3. Шахрайство, вчинене у великих розмірах, або шляхом незаконних операцій з використанням електронно-обчислювальної техніки, -
карається позбавленням волі на строк від трьох до восьми років.
4. Шахрайство, вчинене в особливо великих розмірах або організованою групою, -
карається позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років з конфіскацією майна.


или вот хорошая статья
Стаття 191. Привласнення, розтрата майна або заволодіння ним шляхом зловживання службовим становищем

привласнення - самое то. «караються позбавленням волі на строк від семи до дванадцяти років»
+
+30
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 8:17
#
Стаття 191. Привласнення, розтрата майна або заволодіння ним шляхом зловживання службовим становищем - для сотрудников банка или материально ответственных лиц ( кладовщиков, экспедиторов, экономистов по закупкам, вплоть до директора). К заемщикам не имеет никакого отношения если заемщик не работает в этом же банке.
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 8:33
#
Привласнення майна. причем здесь сотрудник банка? заемщик получил майно ( чужие деньги) на месяц и решил их не отдавать. присвоил. именно эта статья.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
18 липня 2019, 9:51
#
Далее по тексту идет «шляхом зловживання службовим становищем» и является неотъемлемой частью предыдущего. Разве что если глава НБУ придет и заявит, кредит или лицензия.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 11:56
#
Для того чтобы «зловживати службовим становищем» при выдаче кредита в банке как минимум надо иметь право выдавать этот кредит в банке (или влиять на решение о выдаче кредита) — то есть как минимум быть сотрудником банка.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 8:24
#
Стаття 190. Шахрайство
1. Заволодіння чужим майном або придбання права на майно шляхом обману чи зловживання довірою (шахрайство) — нет не заволодшння, нет и придбання (покупки, дарственной, спадку) так как деньги отданы в кредит (временно с правом распоряжения и с обязательным возвратом) а не переданы навечно с изменением собственника, и переданы добровольно банком после всесторонней оценки банком кредитного рейтинга заемщика.
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 8:35
#
Мошенничество. заемщик подписал договор что вернет деньги через месяц и смошенничал. не вернул. с целью завладеть ими. Тоже вполне подходит.
+
0
sanch ☺
sanch ☺
18 липня 2019, 10:08
#
Это еще нужно доказать, что на момент заключения договора заемщик не собирался его возвращать.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 11:42
#
Даже если заемщик через месяц не вернул майно (деньги) от этого он по закону не стал владельцем майна (денег), владельцем денег так и остался банк и банк (как владелец) через суд требует возврат своего имущества (денег) от заемщика.
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 12:23
#
Если я сниму вашу квартиру на месяц, а через месяц вас в нее не пущу и платить перестану.
По вашей логике это не преступление. Я ведь по закону не становлюсь владельцем квартиры. Я просто не отдаю ее вам. Все в порядке.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 12:59
#
Я не говорю что это не преступление не надо перекручивать слова или приписывать мне свои мысли. Это преступление но это преступление (не возврат кредита) не относиться к уголовным и решается по статьям гражданского кодекса, а там нет таких суровых наказаний ( в основном возврат тела кредита и доказанных процентов даже за счет имущества заемщика) как в УК ( позбавленням волі на строк від п'яти до дванадцяти років з конфіскацією майна).
«Если я сниму вашу квартиру на месяц, а через месяц вас в нее не пущу и платить перестану». По вашей логике право собственности на квартиру автоматически перейдет вам (Стаття 190. Шахрайство 1. Заволодіння чужим майном або придбання права на майно) и я не буду иметь права на свою квартиру?
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 13:00
#
Правильно. право собственности не перейдет. произойдет попытка присвоения чужого имущества. Разновидность кражи.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 13:07
#
Нет я буду иметь право на квартиру, так как собственник от ваших действий не изменился и буду отстаивать свое право в суде (как и банк имеет право отстаивать в суде возврат своих денег) по статьям ГК Украины.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 13:17
#
Разновидность кражи — это уголовный кодекс, а не выполнение условий договора (в том числе и кредитного) — это гражданский кодекс (банк видел с кем заключал договор и просчитывал риски не возврата кредита и часть рисков заложил в проценты по кредиту).
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 14:08
#
Отстаивайте в суде. лет 10. а я буду бесплатно жить в вашей квартире.
вы тоже видели кому сдавали квартиру. Это типа аргумент «не жалуйтесь теперь».

через пару месяцев вы начнете искать коллекторов . чтобы меня выселить.
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 15:04
#
Не стоит сравнивать стоимость квартиры и стоимость кредита на мобильник а также тяжесть последствий для вас. Вот по этому  «Заволодіння чужим майном або придбання права на майно» (квартирой) - это Стаття 190. Шахрайство Уголовного кодекса, а не возврат кредита ( на приобретение техники в том числе) это Гражданский кодекс. Для этого банки и устаннавливают ограничения в сумме кредитного лимита для каждого клиента индивидуально или отказывают в выдаче кредита.
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 18:05
#
Ну не вопрос. Если я возьму у вам мобильник позвонить и весело подпрыгивая убегу с ним. Это преступление ? и если да - под какую статью попадает ?
+
+8
Toxa David
Toxa David
19 липня 2019, 8:07
#
Ну вы же умеете читать все а не только первое предложение. Разновидность кражи — это уголовный кодекс, а не выполнение условий договора (в том числе и кредитного) — это гражданский кодекс, деньги «переданы добровольно банком после всесторонней оценки банком кредитного рейтинга заемщика». «(банк видел с кем заключал договор и просчитывал риски не возврата кредита и часть рисков заложил в проценты по кредиту)».«Для этого банки и устаннавливают ограничения в сумме кредитного лимита для каждого клиента индивидуально или отказывают в выдаче кредита».«владельцем денег так и остался банк и банк (как владелец) через суд требует возврат своего имущества (денег) от заемщика». Если хотите поменять статьи наказания в ГК Украины и в УК Украины то вам в ВСУ и Минюст. Вы с грабителем который отжал у вас телефон заключали договор? устанавливали сроки? делали копию с его документов? оценивали риски не возврата? брали с него проценты (до 700% год)? имели право отказать грабителю? Ну так зачем сравнивать ухо с пальцем? Просто так что бы поговорить.
+
0
yarg
yarg
19 липня 2019, 8:55
#
С человеком, бравшим телефон позвонить договор заключался. в устной форме Кодекс такие договора признает между гражданами. был договор что позвонит и вернет. Вы на него смотрели и имели право отказать. Ситуация абсолютео идентична. ну и повторю-коллекторы появились у нас только по причине неспособности полиции выполнять свои обязанности. Во всем мире этим занимаются правоохранительные органы. у которых есть дубинки и тюрьмы
+
0
Toxa David
Toxa David
19 липня 2019, 10:26
#
Ну так надо было вам оценить риски не возврата телефона и отказать. Кроме того у вас остались копии документов того кто у вас брал телефон и подписанный им договор — можете обратиться в правохранительные органы или в суд. Но при таких процентах (700% в год) можете купить себе семь новых телефонов и не обращаться в суд. Ситуация как вы говорите абсолютено идентична.
+
+8
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 8:26
#
Может наведете статистику сколько заемщиков за последние годы были осуждены по этим статьям (190,191)?
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 8:35
#
Не могу. откуда у меня такая статистика?
+
0
Toxa David
Toxa David
18 липня 2019, 11:44
#
Уверен таких приговоров суда нет, и если есть то по ГК Украины а не по УК и не по этим статьям.
+
+90
Nata121082
Nata121082
17 липня 2019, 14:46
#
Заказная статья банка или МФО. Нет в УК статьи за то что человек не платит кредит! А вот нарушение статьи 189, 335, админ наказание за разглашение персональных данных это реальные и приминимые статьи.А статья 190 на которую так любят ссылаться банки и мфо не подразумевает не оплату кредита а подразумевает взятие кредита например по поддельным документам. И у меня всегда один вопрос почему мфо сразу не идут в суды а начинают самосуд: соседи, родственники и т.д? Неужели в компании манивео за всю их деятельность только ко 170 людей кредит не вернули? Вот примут законопроэкт 10434 от 10.07.2019 где ограничение мфо по процентам 180 % годовых (сейчас 720) и максимальная оплата по кредиту 1700 в месяц посмотрим сколько мфо останется работать!
+
+15
yarg
yarg
17 липня 2019, 17:56
#
Правильно . пусть их вообще не останется. будет одалживать у ростовщиков. там уже будет и 1000 % годовых и отрубывание рук за невозврат и все как положено в мире.
+
+22
MaxTirpiz
MaxTirpiz
17 липня 2019, 16:09
#
Самый лучший  рецепт борьбы  с МФО и их коллекторами - не  идти на  контакт и заносить  телефоны в черный  список.  Скорее   тогда  отстанут, так как заёмщик попадет в категорию  неперспективных.  А  если  брать  трубку, общаться, что то объяснять то, учитывая что  все  разговоры с должником пишутся, каждый отвеченный  звонок  - это признак  согласия  должника на диалог и признак его слабости. С такого точно не слезут и до  суда  дойдут, ибо тот слаб.
+
0
Nata121082
Nata121082
18 липня 2019, 6:45
#
100% согласна. Они звонят что бы выставить свои требования! Не давайте им такой возможности!
+
+17
Nata121082
Nata121082
18 липня 2019, 6:27
#
Yarg не в одной стране мира нет таких % по кредитах!!! Не в одной стране мира коллекторы так себя не ведут за деньги заемщиков. Вы откройте ютуб и послушайте как они разговаривают по телефону, что и кому они говорят, как пишут и клеют всякую хрень. Им все равно кому звонить что говорить главное что бы кто то заплатил. 90% людей перестают платить из за звонков и поступков мфо ну и конечно %. Я не говорю что платить не нужно. Взял — отдай. Но МФО как и банки должны действовать в рамках закона! Только 80% договоров никакого отношения к кредитным не имеют и мфо это понимают посему и занимаются телефонным терором! Страдают люди которые вообще к мфо никакого отношения не имеют. Покупают базы данных, вычисляют дальних родственников, соседей, бывших коллег и знакомых, и на вопрос людей откуда у вас мой номер, нагло врут что яко бы заемщик сделал их поручителем в своём договоре. У одних знакомых которые взяли 7000 отдали 35000 потом перестали платить позвонили соседке и назвав все данные заемщика, сообщили, что если он не отдаст долг то будет платить она так как она поручитель, у нее сердечный приступ от этого звонка! Это при том что знакомые ее номер сами не знали и соседку в глаза никогда не видели в доме 20 подъездов! Это законно? Правильно? Люди в петлю лезут из за этого неужели вы это не понимаете? Мфо как и заемщики должны действовать по закону! Сейчас слава богу не 90! Идите в СУД!
+
0
sanch ☺
sanch ☺
18 липня 2019, 10:23
#
«Не в одной стране мира коллекторы так себя не ведут» есть - РФ, думаю еще куча стран 3-го мира.
Как по мне тут нужно ставить цель борьбы не с коллекторами, а просвещать население. Пока будут доверчивые и не знающие своих прав люди - будет ниша любителей их развести.
+
0
Nata121082
Nata121082
18 липня 2019, 11:37
#
По поводу РФ то там уже куча законов принято о деятельности коллекторов.А у нас их же нет?!
+
0
yarg
yarg
18 липня 2019, 12:24
#
А зачем например американцам коллекторы? У нас они появились по причине бездеятельности полиции. А у них эти функции выполняет полиция. Не вернул взятое в долг — дубинкой и в тюрьму. все.
+
0
Nata121082
Nata121082
18 липня 2019, 16:47
#
Нет у нас они появились потому что мфо и банкам так проще запугать человека, затравить, жизнь испортить или вообще лишить её. Зачем делать по закону? Ножом по горлу и в колодец!« А пойди в суд так договор показать не льзя потому что его или нет или он составлен »большими юристами" которые электронную подпись от 6 цифр смс отличить не могут, хоть бы комментарий прочли к ст 190 или к тем что они плетут. Суд, в лучшем случае для банка, признает тело кредита потом пересчитают ещё раз,при теле в 10000 у банков и мфо сумма вырастает в 200000 которые после суда снова станут 10000. Выгодно это банку или мфо? Нет конечно. Куда выгодней телефонный терор устроить и давить! Авось нервы сдадут у кого нибудь побегут и оплатят. А нет то повеситься. ... А если вы говорите про Америку то уважаемый там % по кредиту явно не 720, правда? Если я не ошибаюсь не больше 4%!
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
19 липня 2019, 9:27
#
Как то мне банк устроил телефонный террор . Месяца четыре. Звонил по 10 раз день  с разных номеров.  Я  трубку  не взял  ни  разу. Каждый  незнакомый номер  сразу  загонял  с  черный список. Потом банк  звонил перестал, вообще перестал.
+
0
yarg
yarg
19 липня 2019, 10:43
#
Когда у нас будет 100 % возвратов - и у нас будет не 720 % .
а пока - в ставку закладывают всех умников , рассуждающих «возьму и не верну. и ничего они мне не сделают». Вот за них вы и платите. наслаждайтесь.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
19 липня 2019, 11:08
#
Дык я не заплатил ничего...:) по ставке 720 % платить не имел желания
+
0
Nata121082
Nata121082
19 липня 2019, 18:05
#
Возьму и не верну таких 1%. А 99% берут и платят пожизненно за несчастные 5-10000. Мало того что уже заплатили в 10 раз больше чем брали так потом опять за твои деньги ещё и терор устраивают! Уставной фонд мфо 10000 через год смотришь уже 400000. Это как ветром надувает или дядя инвестор свои доложил? мфо и банки существуют на деньги обычных людей и пора бы это уже понимать!
+
+15
Nata121082
Nata121082
18 липня 2019, 6:42
#
А по поводу невозврат кредита это машеничество. То вопрос а почему не например убийство? Там и срок больше! Что за глупость! Какой « довірою» пользуется заемщик что бы взять кредит если перед тем как выдать кредит мфо и банки обзванивают всех до 7 колена? Где же тут довіра? Выдача кредита это риск для кредитора! Его риск! Как банк или мфо выдаёт кредит заранее предполагая что он может быть и не выплачен, от этого такие сумасшедшие %, так и заемщик взяв кредит может его не отдать. Поэтому банки и втюхивают страховки. Только заемщик платит и банку и страховку а когда у него случается форс- мажор и он перестаёт платить все равно попадает под пресс. И вопрос так зачем нужна страховка? Потому что это выгодно.....банку!
+
0
Apollo17
Apollo17
18 липня 2019, 7:43
#
Бред какой
те кто страдает получает от хорошего портфеля доход, который покрывает убытки
для кого эта статья?
+
+22
DmitriiM
DmitriiM
18 липня 2019, 8:34
#
Заказная статья.
+
+15
Torez
Torez
18 липня 2019, 9:05
#
В принципе все интернет-займы к кредитам отношения не имеют, т.к. договора не подписываются, даже электронной подписью, проверка заёмщика не проводится и т.д., поэтому говорить о кредите тут не уместно,это просто ростовщики
+
+7
sanch ☺
sanch ☺
18 липня 2019, 17:57
#
Договор должен быть в письменном виде, в обратном случаи - это беспроцентный заем.
+
+15
MykolaA
MykolaA
19 липня 2019, 10:14
#
Цитата:
«Когда сумма задолженности становится слишком большой, клиента могут привлечь к уголовной ответственности. За особо тяжкие нарушения договора суд может приговорить его к двум годам лишения свободы.» — Откровенная брехня. Следовательно, статья заказная. Огласите ФИО автора сего опуса.
+
0
MaxTirpiz
MaxTirpiz
19 липня 2019, 10:27
#
Полная  чушь.  Приват банк  иногда  включает  счетчик за прострочку в размере 500 грн. штрафа в день,  правда в автоматическом режиме. Выходит  за долг  в 1000 грн. сумма  штрафов в 100 тыс грн., Только  в суд банк   не  идет, должник спит спокойно.
+
0
AnticollectorUA
AnticollectorUA
20 липня 2019, 13:55
#
Это заказная статья!!!
+
0
corsww
corsww
28 липня 2019, 17:59
#
Не знаю, какой напиток пил иди что вдыхал автор этого бреда под названием статья. Но мне даже обсуждать ее лень. Так как такой откровенной чуши мог написать только человек  которого купили с потрохами те, кто выдает эти так называемые кредиты. 75 проц того что в ней написано откровенная ложь. Остальные 25 проц чушь.
+
0
mygrech
mygrech
20 березня 2021, 16:49
#
Что за бред здесь пишут читайте законы каждый кредит который выдает банк застрахован иначе банк не дал бы его и все потуги это напрасные колебания, а то что они используют онлайн технологии при выдаче кредита онлайн меняя сумму кредита и срок пока вы ставите электронную подпись об этом банки не говорят потому что нарушают закон загоняяя заемщика в капкан и еще ни один банк за это не понес наказание потому что все у нас продаются начиная от политиков заканчивая ментами и судьями
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися