- 16 жовтня 2015, 9:43
Новая парадигма экономического роста: что реально нужно сделать для финансовой стабильности
За последнее время в Украине произошло немало событий, которые влились в единый информационный поток: реформы (либо их декларирование), структурные изменения в обществе, новые социально-политические требования, переговоры о реструктуризации внешнего долга, декларация НБУ о намерениях перейти к монетарной политике инфляционного таргетирования, разработка и имплементация инструментария для внесудебной реструктуризации корпоративного долга под названием «Киевский Подход»…
На фоне этого информационного хаоса много сил и ресурсов брошено на диагностику украинских реалий, работу со старыми неустойчивыми институтами и, конечно же, поиск правильных, эффективных и устойчивых решений, ведущих к росту и развитию.Увенчался ли уже чем-то этот поиск? Вот об этом и предлагаю поговорить.
Последние20-30 лет повидали множество финансовых кризисов, экономических коллапсов и структурных изменений. Каждой экономическое землетрясение было все более деструктивным, и каждый раз последствия для будущего экономик были все более непредсказуемыми. Глобализация и «новая экономическая парадигма» многократно увеличили системные риски и уязвимость финансовых институтов и целых финансовых систем к внешним факторам и «балансовым эффектам».
(Примечание автора: многие иностранные финансисты любили называть эру небывалого развития рынков капитала и космического экономического роста развитых стран за счет кредитного ресурса именно термином «новая экономическая парадигма»).
Мы это все впервые наблюдали во время кризиса суверенного долга стран Южной Америки в 1980-х годах, Российского дефолта 1998 года, и Восточно-Азиатского Кризиса 1998 года. Тогда был сделан ряд важных выводов, но, к сожалению, очень скоро нас настигли новые, более страшные экономические ураганы. Крах американского ипотечного рынка и последовавший Мировой финансовый кризис 2007-2008 прорвали брешь в экономиках США, Европы и Азии. И самое главное – всего несколько лет спустя – Кризис суверенного долга периферийной Европы и «Великий греческий коллапс» существенно подорвут надежды ЕС на экономической рост и процветание.
Украина – страна, множество лет живущая в коррупционной спирали и в зависимости от внешних факторов, – оказалась в политической и экономической дыре небывалых пропорций в 2014 году. Именно тогда благодаря смелости и мужеству обычных людей предыдущий режим пал и власть сменилась. Экономический коллапс Украины 2014-2015 назревал много лет. Отсутствие конструктивной экономической политики, зависимость от внешних рынков сырья, отсутствие диверсификации / модернизации экспортной номенклатуры, ручное управление монетарной политикой с помощью фиксированного курса, стремительно растущие дефициты государственных предприятий и пенсионного фонда, массовая коррупция… Всё это завинчивало Украину в кошмарные тиски.
(Примечание автора: фиксированный курс – это дорогостоящий и неэффективный инструмент монетарной политики, который увеличивает нагрузку на международные резервы центрального банка и сдвигает систему хеджирования валютных рисков на плечи всего государства).
Военная агрессия восточного соседа и последовавший коллапс торговых отношений еще сильнее усугубили ситуацию. Украинский ВВП провалился, государственный бюджет оказался изможденным, управление денежными потоками стало невозможным.
Реструктуризация госдолга решает целый ряд важных вопросов. Во-первых, это вопрос с ликвидностью именно в финансовой логике: денежные оттоки не должны превышать денежные притоки. Реструктуризация дает Украине очень важную передышку (и сам «haircut»), снижает механическое давление на бюджет и дает возможность в скором времени вернуться на внешние долговые рынки.Кроме того, у страны появилось время и платформа для будущих действий: мер по комплексной разработке и внедрению нашей собственной «экономической парадигмы». Мы не можем позволить себе увязнуть в старых методах и практиках, мы не можем позволить себе дальше завинчивать свою финансовую систему и национальную экономику в системные риски и в зависимость от внешних факторов, мы не можем позволить себе еще одно «инфляционное и девальвационное цунами».
Сложившаяся сегодня ситуация очень сложна. Нам необходимо пересмотреть всё, к чему мы привыкли, и самое главное – с помощью комплексного подхода.
Мое мнение таково, что для построения «новой экономической парадигмы» Украины нужен подход «Трех Столпов» с конечной ориентацией на устойчивом экономическом росте и финансовой стабильности. Эти «Три Столпа» представляют собой макроэкономическое, монетарное и фискальное направление.
При этом есть четкое понимание, что для «первого макроэкономического столпа» нужны диверсификация и модернизация украинского экспортного потенциала, стимуляция предпринимательства, борьба с безработицей и активизация четырех ключевых индикаторов экономической активности (промышленное производство, оборот розничной торговли, аграрное производство и строительство). С «монетарным столпом» и с «фискальным столпом» все гораздо сложнее.
В Украине, как и в странах Южной Америки в 1980-е и 1990-е года, как и в странах Восточной Азии во время Финансового Кризиса 1998 года, сложилась серьезная проблема недоверия к национальной валюте. Виной тому известные риски инфляции и девальвации.
В Украине за последние 10 лет (как мы видели и в 2008 году) произошли структурные изменения в составных частях украинского госдолга, корпоративного долга и кредитов, выданных населению. Происходила «долларизация» не только активов, но и пассивов. Иностранная валюта вытесняла национальную валюту. Например, под давлением девальвации и под вторичным давлением инфляции по банковской сфере (стандартная практика анализа долларизации)общая долларизация депозитов достигла уровня 48,2%. За январь-август 2015 долларизация выданных кредитов достигла уровня 53,3%.
Девальвация национальной валюты на 93,5% в 2014 году и на 34% в период январь-август 2015, а также инфляция (по Индексу потребительских цен) в 49,6% за январь-август 2015 заставили НБУ задуматься о применении инфляционного таргетирования, а также об обеспечении ценовой стабильности (при плавающем курсе). Декларация НБУ последовала и появилась надежда, что монетарный инструментарий будет подобран правильно.
И тут мы подходим к важнейшему вопросу: какие конкретные действия нужны со стороны центрального банка и со стороны правительства для эффективной и устойчивой работы монетарного и фискального столпов в «новой экономической парадигме» Украины?
Как мне кажется, Нацбанку будет достаточно трёх ключевых шагов для обеспечения эффективностиименно «монетарного столпа» экономического роста и финансовой стабильности:
(1) нужна институционная ответственность регулятора за ценовую стабильность и за установку «инфляционных маяков» и их достижение;
(2) нужно обеспечить прозрачное и эффективное применение правил резервирования и объективное применение правил надзора;
(3) по отношению к политике плавающего курса, нужно минимизировать риски искажения цен на импортную продукцию в связи с первичными ценовыми изменениями на мировых рынках.
Говоря о «монетарном» и «фискальном» столпах, нужно понимать, что усилий одного НБУ будет недостаточно. Для экономического роста и финансовой стабильности также нужны меры со стороны Министерства Финансов и украинского правительства в целом:
(1)в первую очередь, это немедленная пенсионная реформа (реформа пенсионного фонда как института и борьба с фискальным дефицитом) до конца 2017 года (к возможному моменту возвращения на внешние долговые рынки);
(2) структурное изменение композиции внутреннего долгового рынка с помощью перехода к инструментам поднятия финансирования в национальной валюте, даже если это дороже (серьезными, совместными усилиями НБУ и МинФина);
(3) внедрение новых альтернативных инструментов для институционных инвесторов (не привязанных к иностранной валюте);
(4) развитие рынка деривативных инструментов для открытия доступа к новым рыночным методам хеджирования рисков;
(5) налоговая реформа, ориентированная на стимуляцию бизнеса (предпринимательства) и реального реинвестирования прибыли в экономику;
(6)прозрачная приватизация неповоротливых и неэффективных государственных предприятий;
(7)реорганизация госпредприятия НАК «Нафтогаз» и ликвидацияобразовавшегося фискального дефицита до конца 2016 года;
(8) внедрение общего инструментария внесудебной реструктуризации корпоративного долга «Киевский Подход» с имплементацией последующей политики на «дедолларизацию экономики».
На сегодняшний день существует реальная надежда, что прогресс будет. Много времени потеряно, много сил потрачено, но некоторые важные первые шаги были сделаны. Можно говорить и о некоторых результатах: они вселяют осторожный оптимизм.
Однако реалии таковы, что сейчас все зависит от нас самих, и реформы никто за нас не проведет. В итоге, рецепт достижения финансовой стабильности максимально прост: нам всем простонеобходимо активнее и эффективнееработать над созданиемновых экономических реалий.
|
16
|
- 08:00 Курс на 25 листопада: НБУ знизив гривню на три копійки
- 24.11.2024
- 12:47 НБУ знову припинив купувати валюту
- 22.11.2024
- 20:00 Зростання ВВП уповільнилось, біткоїн досяг $99 тис, євро обвалилось: головне за тиждень
- 19:44 Долар показує найтриваліше зростання за рік
- 18:12 Платформа Arkham відкрила для України доступ до своєї нової криптобіржі
- 17:38 Курс валют на вечір 22 листопада: долар на міжбанку зріс, а євро впало
- 16:51 Євро впало нижче 43 гривень в офіційному курсі вперше з весни
- 16:20 Український стартап презентував інноваційну криптокарту
- 14:15 Долар перевищив 103 рублі на міжнародному ринку, вперше з 2022 року
- 13:01 Євро обвалилось до 2-річного мінімуму на слабких даних із єврозони
Коментарі - 17
Вот и здесь,«рецепт достижения финансовой стабильности» вроде бы выбран правильно, но теперь посмотрите на пункт 6 — приватизировать неповоротливые и неэффективные госпредприятия это разве «активнее и эффективнее работать над созданием новых экономических реалий.»?
По-моему,«активнее и эффективнее работать над созданием новых экономических реалий.» в данном смысле значит создать условия, чтобы эти предприятия стали ПОВОРОТЛИВЫМИ и ЭФФЕКТИВНЫМИ.
ПРОДАВАТЬ активы умеет любой, а вот заставить их приносить ПОСТОЯННЫЙ доход — не каждый. Так неужели приватизация госпредприятий это и есть лучшее проявление «активной и эффективной работы над созданием новых экономических реалий.»?
Проблема в том, что в Украине де-факто государственных монополий — НЕТ.
Потому что НЕТ госпредприятий со 100%-ым государственным владением.
Есть предприятия СОВМЕСТНОГО владения, и именно это порождает ПОСТОЯННЫЙ «конфликт интересов», частных и государственных, личных и общественных.
Результатом этого «конфликта интересов» и являются «глубокий фискальный дефицит и коррупционная составляющая» и «целые сегменты рынка работают неправильно, настоящая конкуренция отсутствует и ключевые факторы мотивации не включаются".
По поводу невозможности искоренения коррупции: был такой чудо зверь гидра, у которой отруби одну голову, вырастут две, таки завалили ту зверушку.
2. экономическое законодательство -162 место в мире…
о чем тут можно писать?
1.банкирам по 5 лет заключения,
2.всем бывшим нардепам верх.рады по 5 лет заключения.
3. акционирование и продажа всех госпредприятий на открытых аукционах, включая жел.дорогу и Нафтогаз.
Кроме этого, за 1,5% платы США предоставляют наличные доллары в больших количествах.