Мінфін - Курси валют України

Встановити
galinamitina
Галина Хейло
Зареєстрований:
26 листопада 2018

Останній раз був на сайті:
13 березня 2023 о 21:17
Підписчики (18):
uliymua
uliymua
NFH
NFH
35 лет, Харків
GRNG
GRNG
Romaha
Romaha
49 лет
090793
090793
eugenkai
eugenkai
pysarev
Олексій Писарев
76574987
Arsen Salamakha
34 года
salik77
salik77
kosdie
Космас Диегезис
ygusev
Юрий Гусев
43 года, Киев
donox
MILEBCKIY .
27 лет, Украина, Киев
всі підписчики
фундатор фінансово-аналітичного центру «Трансформація», Віце-президент АУБ, банкір, фінансовий експерт
18 березня 2019, 19:28

Уровень, который Украине следует пройти

Почему стране важно в 2020 году запустить накопительный уровень пенсионной системы?

Вице-премьер-министр Украины Павел Розенко призвал Верховную Раду принять закон для запуска с 2020 года накопительного уровня пенсионной системы. Он считает, что Украина готова к его внедрению. «Если бы Украина вовремя ввела накопительную систему, примерно десять лет назад, то мы бы за это время аккумулировали больше ресурсов в экономике Украины от системы пенсионного страхования, чем получили кредитов от Международного валютного фонда. Вот какого ресурса мы лишены из-за нерешительности политиков", – подчеркнул вице-премьер.

Неиспользованный финансовый ресурс

До 2004 года – года вступления в силу закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» – в Украине действовала доставшаяся в наследство от советских времен одноуровневая солидарная пенсионная система. На смену ей пришла трехуровневая пенсионная система, благодаря которой у граждан появилась возможность самим копить себе на старость. В настоящее время в Украине действуют первый и третий уровни пенсионного обеспечения. Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования, а третий – добровольного.

Первый уровень — солидарная пенсионная система – осуществляет текущие пенсионные выплаты пенсионерам за счет пенсионных взносов трудоспособного населения. Второй уровень пенсионной системы – обязательный накопительный – предполагает разделение пенсионного взноса работающего на две части: в солидарную систему и на индивидуальный счет в накопительную. Эти средства предполагается инвестировать в ценные бумаги, а в случае смерти владельца счета могут передаваться наследникам. Закон не определяет сроки введения второго уровня, указывая лишь условия, при которых может быть принят закон о создании накопительной системы. Запуск второго уровня, запланированный в Украине еще в 2007-ом, откладывается и переносится из года в год.

Третий уровень негосударственного добровольного пенсионного обеспечения предусматривает накопление средств на дополнительную пенсию по выбору граждан-участников и их работодателей в негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Их на 30 сентября прошлого года в Государственном реестре финансовых учреждений 62. Общее количество участников негосударственных пенсионных фондов в Украине составило 848,8 тыс. Общая стоимость активов НПФ за 9 месяцев прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличились на 13,9%, до более 2,6 млрд грн. Интересно, что 58% участников НПФ мужчины, причем в возрастной группе старше 60 лет их количество превышает количество женщин более чем вдвое. Большинство участников НПФ (или 60,4%) – это лица в возрасте от 25 до 50 лет. Доля представителей негосударственных пенсионных фондов возрастной группы от 50 до 60 лет – 27,1%, старше 60 лет – 11,5%, до 25 лет – 1%. Как видим, молодые люди уже задумываются о своей дополнительной пенсии и начинают откладывать средства на старость сейчас.

Верховная Рада 3 октября 2017 года приняла пенсионную реформу, которая, в частности, предусматривала введение с 1 января 2019 года накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования. Однако в конце декабря 2018 года согласно Меморандуму об экономической и финансовой политике Украины до 2020 года на период действия программы stand-by наша страна приостановила введение второго (накопительного) уровня пенсионной системы.

В конце февраля этого года с рекомендацией способствовать внедрению накопительного уровня пенсионной системы с 2020 года в Кабинет Министров обратились представители общественных организаций и негосударственных пенсионных фондов. Они опасаются, что второй этап пенсионной реформы будет отложен на неопределенное время в связи с затягиванием рассмотрения законопроекта №6677 о введении накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Авторами данного документа является группа народных депутатов из разных фракций. Документ предлагает ввести децентрализованную накопительную систему через негосударственные пенсионные фонды. Согласно ему, часть обязательных взносов в пенсионную систему должна накапливаться на пенсионных счетах граждан, которые платят такие взносы, и будут инвестироваться в экономику Украины для получения инвестиционного дохода и защиты их от инфляционных процессов. Система, согласно пока непринятого законопроекта, будет иметь прогрессивную шкалу отчислений — от 2% до 7%.

Резервы для экономики

«Сегодня Украина вошла в новый политический цикл – выборы президента и парламента. И если второй уровень пенсионной системы не будет внедрен с 1 января следующего года, как это определяет закон, возможностей завершить этот важнейший этап пенсионной реформы не будет как минимум ближайшие четыре года», – полагает руководитель института гражданских свобод Галина Третьякова.

Для развития экономики страны должен быть достаточным ресурс «длинных» денег для ее кредитования. В Украине такой ресурс в финансовом секторе практически отсутствует, а ведь его можно будет генерировать после запуска в стране второго накопительного уровня. Например, согласно данным исследования компании The Towers Watson, на начало 2016 года общий объем активов 19 стран с крупнейшими пенсионными рынками достиг $35,32 трлн, что составило 80% от их совокупного ВВП. В число крупнейших пенсионных рынков мира вошли такие страны как Австралия, Бразилия, Великобритания, Гонконг, Германия, Франция США (их объем пенсионных активов составляет 61,5% в общем объеме 19 стран) и другие. В течение последнего десятилетия практически во всех странах в этой сфере зафиксированы положительные тренды: среднегодовые темпы роста пенсионных активов на рынках составляли 4,9%. В пяти странах объемы пенсионных активов превышают валовой внутренний продукт. Так, в Нидерландах соотношение пенсионных активов к ВВП достигло 184%, в США – 121%, в Австралии — 120%, в Швейцарии — 119%, в Великобритании — 112%.

Одной из причин необходимости реформирования пенсионной системы в нашей стране является огромный дефицит бюджета Пенсионного фонда Украины, который финансируется из госбюджета. Ведь нынешние пенсионеры получают пенсии за счет пенсионных взносов работающих, а не средств, накопленных за время своей работы. Для выплаты пенсий социальных взносов не хватает. В Украине до 16% ВВП идет на содержание пенсионеров. Это самый большой показатель в мире. Ухудшается демографическая ситуация. Если в настоящее время на 100 плательщиков пенсионных взносов приходится 95 пенсионеров, то в будущем их число может увеличиться до 114- 125 человек на 100 плательщиков взносов.

Запуск второго уровня пенсионной системы – это работа на перспективу и реальный шанс изменить в лучшую сторону жизнь на пенсии нынешних молодых людей. Граждане становятся заинтересованными в белой зарплате и последующем инвестировании денег, которые находятся на накопительном счете. Эти «длинные» деньги начинают работать на экономику страны. Кроме того, работа второго уровня пенсионной системы может подстегнуть интерес украинцев к негосударственным пенсионным фондам и способствовать увеличению добровольных взносов в них.

Переглядів: 1937, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 24

+
+38
mary27
mary27
19 березня 2019, 0:47
#
Хорошая статья, хотя в ней в принципе очевидные вещи.
+
0
Владимир Поливальников
Владимир Поливальников
19 березня 2019, 5:08
#
Согласен. Хотя мне не понятна связь между запуском второго уровня и программой станд-бай от МВФ.
Эта история с «Если бы, да кабы...» со вторым уровнем тянется с 2007 года. 12 лет «резины» — это показатель серьёзности намерений «наших» правителей по отношению к украинскому народу. Я думаю он не вводится потому, что какой-нибудь министр финансов не сможет просто так взять эти деньги и прокручивать их в своих чёрных схемах. Потому что эти средства будут находится на счетах в НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ пенс. фондах и к ним не добраться, а соответственно ничего не заработать, т.е. отсутствует фактор личной выгоды.
Вот и вся сказка про белого бычка…
+
0
yarg
yarg
19 березня 2019, 11:23
#
Причем здесь министры финансов?
проблема в том, что их некуда вкладывать. А раз так — не будет и дохода. А без дохода — какой смысл этой возни?
+
0
mary27
mary27
19 березня 2019, 20:09
#
Министры финансов притом, что модно писать о «зраде»)
Это попытка высосать ее из пальца)
ПФУ тупо тратит все то, что получает из ЕСВ+дотации.

проблема в том, что их некуда вкладывать" — та же проблема первое время была в Чили.
Инвестировали в гос.бумаги и ипотечные облигации.
+
0
Kanarej
Kanarej
19 березня 2019, 12:58
#
Ну почему же не может? Вот в Аргентине взяли и национализировали все негосударственные пенс. фонды.
+
0
yarg
yarg
19 березня 2019, 13:17
#
Венгрия тоже — https://www.eurointegration.com.ua/rus/experts/2018/03/5/7078197/
социалисты, они такие.
+
0
mary27
mary27
19 березня 2019, 22:13
#
Популизм — зло.
+
0
mary27
mary27
19 березня 2019, 22:12
#
Насчет МВФ, там речь о двух причинах:
Нужен более эффективный надзор (на уровне надзора НБУ за банками), и второе — МВФ боится, что часть ЕСВ, который пойдет в НПФы 2го уровня, увеличит дефицит в итак дефицитном ПФУ.
Который придется дотировать из бюджета.
А МВФ требует бездефицитного бюджета.
Выходом был бы отдельный, не связанный с ЕСВ взнос.
Впрочем, пересiчнi естественно, станут считать его новым налогом.

С другой стороны, устранить дефицит ПФУ (как написано в законе «об НПО») невозможно в обозримом будущем.

+
+124
vladymyrkiev
vladymyrkiev
19 березня 2019, 10:28
#
Длинные деньги возможны там, где есть шансы на сохранение их от инфляция и получения обратно. Ничем этим мы похвастаться не можем.
+
0
mary27
mary27
19 березня 2019, 21:37
#
Не факт.
https://minfin.com.ua/blogs/vshapran/120202/
+
0
yarg
yarg
19 березня 2019, 11:22
#
«Длинные деньги» должны приносить владельцу не менее 10 % годовых в валютном эквиваленте. Потому что они более рисковые чем короткие.
А теперь вопрос — есть ли у вас проекты, которые смогут «отбить » такую доходность.
Если нет — то и деньги не нужны.
+
0
Victor1976
Victor1976
19 березня 2019, 22:24
#
Интересно, а какой смысл мне от внедрения второго уровня, если деньги от взносов (читай — дополнительный налог) я самостоятельно могу размещать на тех же депозитах,
+
+15
mary27
mary27
19 березня 2019, 22:41
#
Размещайте.
Дело в том, что пересiчнi вместо депозитов берут кредиты)
И говорят «депозиты — то для богатых, алигархов и каупционеров»)
+
+15
Kanarej
Kanarej
19 березня 2019, 23:39
#
Чому бідні? Бо дурні… Чому дурні? Бо бідні :)
+
0
Victor1976
Victor1976
19 березня 2019, 22:34
#
А в случае форс-мажора перевести в валюту или вовсе попридержать? Доверять свои деньги НПФ и воспользоваться ими при выходе на пенсию (попробуй ещё доживи) неразумно, лучше самостоятельно копить на пенсию и распоряжаться деньгами.
Если экономике нужны длинные деньги — пожалуйста, привлекайте депозиты на выгодных условиях. Некоторые банки, называя себя «европейскими», по депозитам в гривне дают 10-13% годовых, но кредиты выдают — под 70-115%!!! Ничего не слипнется?
+
0
mary27
mary27
19 березня 2019, 22:43
#
НПФы тоже могут уходить в валюту, что они нередко и делают)
Вот вам один «валютный» НПФ:
http://www.vseswit.com.ua/ru/funds/portfolio/1.html
Диаграмма «Структура портфеля по валютам».

Вот второй:
http://ru.otpcapital.com.ua/news/news_detail.php?ID=189646

«лучше самостоятельно копить на пенсию и распоряжаться деньгами» — проблема в том, что эти деньги до пенсии могут банально «не дожить».
Их потратят раньше.

«Если экономике нужны длинные деньги — пожалуйста, привлекайте депозиты на выгодных условиях» — так депозит как раз «короткие» деньги)
«Длинные» — это скорее корп.облигации.
Которые вы вряд ли купите.

«Некоторые банки, называя себя «европейскими», по депозитам в гривне дают 10-13% годовых» — так кто вас заставляет размещать у них вклады?
Голосуйте против них гривной.
А они, столкнувшись с трудностями фондирования, поднимут % по вкладам)
+
0
Владимир Снисарь
Владимир Снисарь
20 березня 2019, 10:51
#
Кто читал закон про ИСИ, то помнит, что НПФ имеют право размещать свои активы преимущественно в госбумаги. Какая будет сохранность этих денег, вложенных в почти банкрота?
+
+28
yarg
yarg
20 березня 2019, 11:09
#
Какого «почти банкрота»? государство? с какого перепугу оно банкрот? вы видимо заблудились в 2013 году :)
+
0
mary27
mary27
20 березня 2019, 12:33
#
Вы явно закон не читали)
Т.к. на самом деле правила инвестирования для НПФ написаны в «законе Украины об НПО»:
https://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1057-15/page

И там предел инвестирования в гос.бумаги — до 50%.
Более того, никто не обязывает НПФ инвестировать именно в них.
Если условный НПФ будет держать 50% на депозитах, 40% в корп.облигациях и 10% в золоте, это будет вполне в рамках закона)

Это «лайфовая» СК может до 80% страховых резервов держать в гос.бумагах.

«вложенных в почти банкрота?» — так наши НПФ не в итальянские еврооблигации инвестируют)
+
0
ramarren
ramarren
20 березня 2019, 13:26
#
Третий уровень нет желания использовать, так как это повторная уплата с этих вкладов НДФЛ. А связываться с оформлением бумажек в налоговой для возврата — неизвестно сколько времени и нервов потребует. И так каждый год. Депозит проще и понятнее.
+
0
mary27
mary27
20 березня 2019, 13:31
#
Вы как-то писали про тонкости заполнения декларации для получения этой налоговой скидки.
Могли б расписать подробнее?

«повторная уплата с этих вкладов НДФЛ» — на выплату пенсии на установленный срок — 60% от действующей ставки НДФЛ (сейчас 10,8%).
При возрасте клиента в 70 лет НДФЛ не взимается.
Или я что-то пропустила?
+
0
ramarren
ramarren
21 березня 2019, 13:32
#
Какова бы ни была ставка, не очень хочется платить налог второй раз. А ведь НДФЛ уже уплачен с тех денег, которые кладешь на пенсионный и/или страховой счет. Но при получении с выдаваемой суммы его снимут еще раз. Смысл в таких «инвестициях»? Логично было бы пенсионные выплаты второго уровня освободить от уплаты налога.

Сейчас для того чтобы вернуть эту деньгу, нужно заполнить полностью налоговую декларацию, к ней подать заявление на налоговую льготу, приложить договор с ПФ или СК, квитанции о перечислениях, указать счет, куда переводить возмещение. Сам процесс сбора и передачи бумажек в налоговую инспекцию требует времени и усилий, но отдельно тут конечно надо отметить необходимость подачи налоговой декларации. То есть это еще собрать бумажки на работе, подсчитать проценты с депозитов и прочих доходов, коли такие имеются. Понятно, что для получающих даже «серую» (не говоря уже о «черной») зарплате — это все нереализуемо. Да даже забудешь проценты с накопительного счета указать — уже можно погореть. И все из-за того, что типа думаешь о будущем на пенсии. Игра не стоит свеч, ИМХО.

+
0
mary27
mary27
21 березня 2019, 17:27
#
«НДФЛ уже уплачен с тех денег, которые кладешь на пенсионный и/или страховой счет» — так с депозитами та же история?)
И на них вычет из НДФЛ сейчас в принципе не положен.
Может, когда введут «пенсионные депозитные счета»…

И с денег в НПФ НДФЛ снимается только по выплате пенсии по возрасту, до того НДФЛ не взимается.

НДФЛ идет не с взносов, а с инв.дохода.

Впрочем, если вы о «накопительном» страховании, то в случае досрочного разрыва договора НДФЛ действительно платится со всей выкупной суммы, и по полной ставке.

«собрать бумажки на работе, подсчитать проценты с депозитов и прочих доходов, коли такие имеются» — насколько я помню, % с депозитов там указывать не нужно.

«для получающих даже «серую» (не говоря уже о «черной») зарплате — это все нереализуемо» — естественно.
Еще вычет не положен для ФОПов.
Только для наемных работников.

Если для условного клиента получение вычета из НДФЛ сложно и неудобно, его банально можно не получать)

+
0
ramarren
ramarren
22 березня 2019, 13:11
#
«НДФЛ идет не с взносов, а с инв.дохода»

Нет, со всей выплаты. В этом и разница с депозитом: там действительно налогом облагается только доход. Не облагается только если получатель старше 70 лет или инвалид 1 группы

https://otppension.com.ua/to-private-clients/tax-benefits

«Если для условного клиента получение вычета из НДФЛ сложно и неудобно, его банально можно не получать»
Ну вот это грабеж тогда. 10 тыщ отложил на пенсию, а получается что только 8200. Получается фонд -18%, а депо, условно, +18.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися