Мінфін - Курси валют України

Встановити
18 жовтня 2021, 18:00

Ціна на газ в Європі за день зросла на 20% після відмови Газпрому збільшити транзит через Україну

У Європі знову зросла ціна на газ, вона перевищила $1300 за кубометр. На початку торгів вартість блакитного палива становила $1054. Різке зростання ціни сталось після рішення російського Газпрому. Про це повідомляє РБК.

Ціна на газ в Європі за день зросла на 20%
Фото: akcenty.info

►Підписуйтесь на сторінку «Мінфіну» у фейсбуці: головні фінансові новини

Газпром знову відмовився бронювати додаткові об'єми транзиту через Україну. На тлі цього газ почав дорожчати. Ціна кубометра природного газу на біржі ICE зросла більш ніж на 20%, досягнувши $1317 (за 14:20 за Києвом). Пізніше вартість листопадового ф'ючерсу знизилася до $1267 за 1 тис кубометрів. На відкритті торгів ціна була значно нижчою — $1054.

Читайте також: У Британії компанії збанкрутували через рекордні ціни на газ

18 жовтня «Оператор ГТС України» запропонував під час аукціону транзитні потужності на листопад в обсязі до 9,8 млн кубометрів на добу через газорозподільну станцію «Суджа» і до 5,2 млн кубометрів на добу через станцію «Сохранівка». Але за підсумками аукціону вони залишилися непотрібними.

Нагадаємо, що біржова ціна на газ в Європі восени побила рекорд в $1900. Ріст цін на газ у останні тижні пов'язаний з відновленням промисловості й низькими запасами у сховищах, а також шантажу з боку Росії, яка відмовляється бронювати додаткові потужності українського транзиту. Підприємства Європи, у зв'язку з подорожчанням газу, переходять на вугілля та нафту.

Коментарі - 36

+
+131
Кино Индустрия
Кино Индустрия
18 жовтня 2021, 18:16
#
Не не не, не может быть. Тут некоторые ударенные мешком экперды утверждали, что Россия не причем к высоким ценам на газ в Европе, мол это чисто рынок… ну ну))
+
+157
Stake
Stake
18 жовтня 2021, 19:23
#
Справедливости ради, по факту Газпром даже увеличил поставки в этом году по сравнению с прошлым. Поэтому некорректно говорить, что Россия (Газпром) стала причиной энергетического кризиса. Но при этом вполне корректно утверждение, что Россия не старается разрешить этот кризис, не прилагая усилий по увеличению поставок и извлекая из него прибыль по максимуму. Но это и не удивительно, кто ж добровольно будет себя лишать сверхдоходов.
+
+61
vt313
vt313
18 жовтня 2021, 19:45
#
Скорее всего у ГП нет больше газа на этом направлении.
Среднегодовая цена — 200 долл. За август — 280. Не очень то и прибыль по максимуму.
Вся эта возня для создания видимости важности ГП.
+
+26
Stake
Stake
18 жовтня 2021, 19:59
#
В контрактах спотовые цены учитываются с задержкой в 9 месяцев (на этом настоял ЕС), плюс сейчас заключаются новые контракты, тем же Сербам пытаются навязать договор, который при текущей конъюнктуре рынка будет равен 790$. Так что какое-то количество сверхдоходов явно получат, но разумеется о двукратных прибылях речи идти не может.
А так да, данный энергетический кризис как нельзя кстати для СП2. Но по сути вряд ли что-то меняет, был бы кризис или нет, трубопровод все равно бы запустили, разве что разница по срокам запуска может достигать 2−3 месяцев.
И вы совершенно правы, дополнительного газа по этому направлению действительно немного. Северный поток использует ресурсы от другого месторождения и поэтому их невозможно так просто перенаправить через Украину. Тем более что там даже трубы совершенно разные и под разные давления.
+
+57
Кино Индустрия
Кино Индустрия
18 жовтня 2021, 19:48
#
Вот про этих экспердов я и говорил :D Цена на газ прыгает от каждого кривого слова о Северном потоке 2, и все равно находятся люди, которые говорят, что Россия (Газпром) не при чем, смешно)
+
+40
mazaj
mazaj
18 жовтня 2021, 21:37
#
«…по факту Газпром даже увеличил поставки в этом году по сравнению с прошлым…»

Stake
, у российского руководства есть несколько очень лживо циничных утверждений, для внутреннего пользования. Одно из них Вы озвучили.
1). ГП действительно увеличил в этом году поставки газа, по сравнению с прошлым! Только не говорится о том, что в прошлом году было значительное снижение поставок газа на европейские рынки из-за ковида и локдаунов. И увеличенные поставки этого года нужно сравнивать не с прошлым, а позапрошлым и прочими прошлыми годами. И тут выяснится, что в этом году пока ниже среднегодовых доковидных поставок.
2). Песков не врет, когда заявляет, что РФ готова еще увеличить поставки газа, если их кто-то купит. Но он не напоминает и молчит о том, что ГП владеет собственными газовыми хранилищами в Европе, которые были опустошены этой самой холодной с 2012 г зимой, и которые до сейчас не спешат заполнять. При этом газ не нужно никому продавать, он остается в собственности ГП.

Это (полупустые газовые хранилища ГП в Европе, поставки газа ниже среднегодовых, без учета 2020 г) создают излишнее напряжение и нервозность на биржах. Уверен, что и на биржах есть «засланные казачки». Да и массовая истерия рос СМИ, намеки и косвенные заявления рос властей о том, что неплохо было бы побыстрей уже СП-2 запускать, чтобы ситуацию нормализовать, наводят на размышления.
Укр власти тоже не против заработать. Даже сейчас Украина продает за границу 10 млн куб газа из 55 млн ежесуточной добычи.
+
+16
vt313
vt313
18 жовтня 2021, 21:44
#
Не Украина продает. Продают тредеры, которые хранили газ в украинских ПХГ.
+
+56
Stake
Stake
18 жовтня 2021, 22:21
#
Перефразирую. Поставки Газпрома в ЕС этом году больше среднего показателя за последние 5 лет. И, вероятно, по итогам года будут рекордными за всю историю экспорта России в Западную Европу.
Если несогласны с этим утверждением, прошу предоставить ссылку на авторитетную статистику, желательно из Западной Европы.
Как я и говорил, Россия не прилагала усилий для создания кризиса, но и никак не противодействовала его появлению. А так да, согласен, Россия нисколько не собирается решать вопрос дефицита в краткосрочной перспективе и активно пользуется сложившейся ситуацией. Да и было бы странно бежать спасать кого-то в ущерб собственным интересам. Формально её не за что обвинить.
+
+41
Stake
Stake
18 жовтня 2021, 22:35
#
Основные тезисы:
В Западной Европе увеличилось потребление газа — факт.
Поставки СПГ в Европу в 2021 ниже среднего показателя — факт.
Поставки газа из Норвегии ниже среднего показателя — факт.
Поставки газа из Нидерландов ниже среднего показателя — факт.
Поставки России выше среднего показателя — факт.

Иногда чтобы что-то пошло в твою пользу не обязательно что-то делать, а достаточно просто посидеть сложа руки и подождать, зная что кроме тебя никто эту проблему не решит.
+
0
vt313
vt313
18 жовтня 2021, 23:13
#
Эти факты можно подтвердить? Создается комиссия по поводу согласованных действий на рынке. И есть версии, что РФ занималась манипуляциями. И есть очевидные вещи, типа заполненности хранилищ.
+
+30
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 0:56
#
К сожалению, не по всем тезисам можно привести подтверждения из Европейских источников, т.к. статистика публикуется по итогам года. Но учитывая что никто приведенные цифры от Газпром экспорта не оспаривал, вряд ли имеет место быть подлог в цифрах.
Совокупное потребление газа в ЕС за первое полугодие:
2020 — 277,4
2021 — 316,0

Поставки газа за первое полугодие:
Норвегия:
2020 — 61,5
2021 — 60,6

Великобритания:
2020 — 22,7
2021 — 16,6

Нидерланды:
2020 — 12,3
2021 — 10,2

Поставки СПГ за первое полугодие (2020/2021):
США — 17,35/15,38
Катар — 18,37/11,65
Россия (СПГ) — 10,72/10,94
Алжир — 7,31/8,86
Нигерия — 7,97/7,27
Тринидад и Тобаго — 3,70/1,43
Прочие: 2,17/1,32

Часть данных подтверждается в Refinitiv Eikon, но к сожалению, по понятным причинам не могу дать ссылок из их приложения.
+
+15
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 1:15
#
При этом, как справедливо указал Mazaj, сравнение с кризисным 2020 годом некорректно и эти данные не отображают всей плачевности ситуации в поставках от других стран. Для этого нужно их сравнивать со средними значениями за несколько последних лет.
+
0
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 1:11
#
Https://ec.europa.eu/energy/sites/default/files/quarterly_report_on_european_gas_markets_q1_2021_final.pdf
https://ec.europa.eu/energy/sites/default/files/quarterly_report_on_european_gas_markets_q2_2021_final.pdf
+
0
vt313
vt313
19 жовтня 2021, 9:17
#
Вот и сравнение нормальное.
Поставки выше 2020, но ниже 2018, 2019.
При этом есть нюанс. Поставки в 2021 осуществлялись, в том числе с ПХГ, куда газ был закачан в 2020.
Но никаких проблем не видно. Кризис начался летом, когда Газпром не проводил закачку в свои европейские хранилища.
При этом проводилась массированная спекулятивная атака на этом рынке.
+
+15
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 10:40
#
Простите, пересмотрел графики и не увидел там вашего вывода. Вероятно вы смотрели на график, который показывает относительные значения, а не абсолютные и не учли рост потребления.
Примерные показатели экспорта Газпрома за 6 лет (цифры могут отличаться в пределах 1%):
2015 — 162,6
2016 — 180,8
2017 — 195,9
2018 — 203,9
2019 — 194,2
2020 — 179,3
Средний показатель за 6 лет — 186,1
Поставки за первое полугодие 2021 — 115,3, задел на рекорд, но даже если они окажутся ниже рекордного 2018 это все равно укладывается в нормы. Зато спрос на газ в этом году рекордный, даже Нидерланды из крупнейшего в Европе экспортера газа превратились в импортера.
Это та редкая ситуация, когда ничего делать не пришлось, достаточно было оставить все как есть. А там просто все карты сошлись и слабая генерация энергии из возобновляемых источников и жаркая погода, которая увеличило потребление газа в летний сезон, отказ от добычи Нидерландов, рост цен на газ в латинской Америке и АТР, перенаправив потоки СПГ туда.
+
0
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 11:05
#
По поводу заполненности хранилищ Газпрома, то, если не ошибаюсь их суммарные мощности в Западной Европе немногим более 8 млрд. На фоне потребления Европы и рекордных поставок ГП это не та цифра чтобы вызвать многократный рост цены на газ.
+
0
vt313
vt313
19 жовтня 2021, 12:35
#
Там табл. 9, очень хорошо видно.
Ваши числа это экспорт, вообще, а не только в ЕС.
+
0
vt313
vt313
19 жовтня 2021, 12:52
#
И в догон
https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/actual-supplies/
Можно посмотреть как снизились поставки начиная с июля.
Вот сейчас Гп поставляет 340 млн. кубов в сутки.
А марте этого года было 440 млн.
Казалось бы высокие цены, надо ловить момент?
+
0
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 13:05
#
Глянул 2019 и 2018, там так же просадка в июле, в это время традиционно идет плановое обслуживание трубопроводов (не зимой же их ремонтировать). В сентябре и августе же даже больше поставили, нежели в тех же 2018 и 2019.
+
0
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 13:25
#
Да, действительно, дважды проглядел эту таблицу. Но там все сложнее, это с учетом СПГ, который поставляет не Газпром. В общем, надо тщательнее изучить, но в рабочее время нет возможности вникнуть.
+
0
vt313
vt313
19 жовтня 2021, 13:36
#

31 августа 2021 - 124,3+222,2+90,5 = 437
31 августа 2019 - 191,1+169,5+110,8 = 471.4

30 сентября 2021 — 109,1+196,1+76,6 = 381.8
30 сентября 2019 — 218,8+166,7+108,3 = 493.8

На вскидку, типичная ситуация за месяц. При желании можно, конечно и весь период посчитать.
И вишенка.
17 октября 2021 — 85,0+212,0+43,7 = 340.7
17 октября 2019 — 236,0+169,4+109,1 = 514.5
+
+16
irakez
irakez
19 жовтня 2021, 0:47
#
Все это запустили США и ЕС своей фантиковой пирамидой. А Путин в данном случае просто сидит и наблюдает, как мимо проплывают жертвы этой пирамиды. Да, и пальцем не пошевелит, чтобы вмешаться, и даже усугубляет проблему, но в данном случае, не он является первоначальной причиной всего этого горького катаклизма, происходящего в мире.
+
0
Volkodav88
Volkodav88
19 жовтня 2021, 11:15
#
Справедливости ради тут некоторые из подвида «рогулеголовых» наслушаются тех, кто реально раздевают их до нитки, и ищут виновных на стороне, но ответить не могут сами себе, выполняет ли «Газпром» взятые на себя обязательства по контрактам в Европу? Да, даже больше чем нужно на 10%, а знает ли этот удареный по пустой голове, что США не допоставил 6 лярдов СПГ в Европу, а продал в Азию? Наверное тупице об этом не сказали, и он озвучивает тут бредни хапуг.
+
+31
mazaj
mazaj
18 жовтня 2021, 19:22
#
В Багдаде, то бишь в Дюссельдорфе (Германия) всё спокойно. Как и неделю, как и месяц, как и год назад.
Для промышленных потребителей — 696 евро/1000 куб (потребление до 100 000 куб газа).
Для населения и бытовых нужд — в районе 815 евро/1000 куб
При заключении договора сейчас цены не изменятся до конца 2022 г Долгосрочный контракт с норвегами.
+
+75
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
18 жовтня 2021, 19:49
#
Не правда! Основываясь на наших СМИ, всю Европу лихорадит! Инфляция, подорожание, банкротство — вот основные тезисы местных экспертов! Сотни тысяч европейцев не доедают, всех зажал в газовый кулак «злой пу»!
Только ни кто не хочет посмотреть на этот вопрос с другой стороны -кому выгодно нагнетать обстановку, начиная от неурожая, подорожания продуктов, и цен на газ! Многие «экспЁрты» не хотят понимать что за этой проплаченной шумихой стоят меркантильные интересы наших «чудо — чиновников» и их карманных предпринимателей, которые спят и видят как гр Украины втюхать газ ну хотя бы за полтарушку евро ну и на продуктах поиметь всю страну! Куда дальше если наше Мин Экономики устанавливает граничные цены на бензин основываясь на расчетах «Нафтогаза» который по определению не имеет ни какого отношения к импорту и производству бензина! Вот он Украинский «рынок», а по факту селянский базар — в котором всем руководят или председатели колхоза и маклеры всех мастей!
+
+15
irakez
irakez
19 жовтня 2021, 0:40
#
Об этом кричит весь мир, в том числе и западные СМИ — New York Times, Bloomberg, Washington Post, и т.д. Мир на всех парах несется в стагфляционную *опу после беспрецедентной горы напечатанных фантиков, и только слепые и глухие феды продолжают утверждать, что все в порядке, все под контролем, это все временно, вывсеврети.
+
+15
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
19 жовтня 2021, 5:51
#
Я вам отвечу так -исторический пример, был такой в истории «Нью-Йорк Таймс» руководитель московского (1922 -1936) корреспондентского бюро журналист Волтер Дюранти очень известный, лауреат Пулитцеровской премии за статьи с СССР и о интервью со Сталиным. Он категорически отрицал факт голодомора, называв методы Сталина -…социализация упертых крестьян… И что? Его статьи печатали в США.
Вспомните 2008 год, с мая началась массовая журналистская «атака» -глобальный кризис, развал ЕС, Америке «кирдык», страшный грипп и т. п. Результат — кто пострадал больше всего такие страны как Украина, курс в сентябре доходил до 13, затем стабилизировался на 8 гр за уе. что фактически убило все что работало (средний класс). А для США — при всех падениях всякого рода рынков, банкротства банков и т. п. жизнь основной массы населения ну ни как не изменилась, прри всех прогнозах средний класс США ни как на себе все это не увидел. Ни подорожания продуктов, ни кредитные истории ни социальная сфера ни как не пострадала.
Ну, а что было у нас вы наверно хорошо помните. Для меня вывод один — если экономика, секторально самодостаточна, то все кризисные моменты проходят менее болезненно для населения, а если все заточено по ВЭД сырьем то и результат — коррупция, бедность, инфляция, революционные движения (но в наших условиях скорее — «люмпен -маргинальные» выступления).
+
0
xapyga
xapyga
19 жовтня 2021, 7:32
#
В 2008 никого не убило, или точнее сказать все очень быстро оправились и через год уже зарабатывали больше чем при курсе 5. А вот с 8 на 28 до сих пор многие в яме
+
+30
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 8:56
#
Слабый пример. В США главный козырь — печатный станок. Взять к примеру 2020 год, Фактические поступления в бюджет составили чуть более 3 трлн. долларов. Фактические расходы бюджета 7.5 трлн. долларов. Кассовый разрыв колоссален, по факту он бы уничтожил любой бы бюджет и все социальные програмы любой страны, кроме США, только потому что это единственная страна которая может так свободно напечатать денег и при этом инфляцию почувствуют не лично они, а все страны мира.
С такими напечатанными деньгами можно любой кризис пережить.
В этом году, кстати, у них ничуть не лучше ситуация и поступления в бюджет продолжают падать:
https://usdebtclock.org/
При этом соглашусь, что в США действительно сильная и гибкая экономика, но она сама по себе не является панацеей, особенно учитывая что реальный сектор экономики в США на протяжении долгих лет сжимается в пользу финансовой сферы и сферы услуг.
+
+1
vt313
vt313
19 жовтня 2021, 9:45
#
Первыми, из крупных стран, включил печатный станок банк Японии.
Это было лет 20 назад.
+
0
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 10:59
#
К сожалению не обладаю цифрами эти событий, но всегда уважал их трудолюбие и дисциплину.
+
0
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
19 жовтня 2021, 10:52
#
Вопрос стоял не в этом, ни в США ни в других вещах, вопрос стоял в том, для получения максимального дохода от продажи нашим гражданам и энергоресурсов и продуктов и т п, наши чиновники и карманные к власти предприниматели будут финансировать любые сми для создания предпосылок к бесконтрольному подьёму цен на все что потребляет гражданин. И при таких условиях понятие «рынок» полностью отсутствует. А все остальное «рядом экономическая полемика». Есть, для меня, самый яркий пример в истории современной Украины — это период 1991 — 1996 года, когда (на тот момент) дружественные республики СНГ, Украина, Россия и Беларусь получили по программе отказа от ядерного оружия на своей территории от США и стран НАТО аж 59 миллиардов долларов, от своей части Беларусь отказалась и все деньги уши в Россию и Украину, и что? вы помните тот период? и как на вас отразилось такое вливание? Поэтому наша власть, считаю, пропитанная идеями большевиков (грабь награбленное) ни перед чем не остановится!
+
0
Stake
Stake
19 жовтня 2021, 12:21
#
90-е в странах СНГ — это вообще наглядное пособие «Как не надо делать» или «Как сделать все неправильно». Полное мракобесие. А так согласен, предприниматель всегда будет стараться найти предпосылки для поднятия цен конкретно для своей продукции.
+
0
ITshnik99
ITshnik99
18 жовтня 2021, 20:33
#
:))
+
0
BeTheMusic
BeTheMusic
18 жовтня 2021, 22:17
#
Пора Зеле на колени становиться перед Путиным и клянчить длинный контракт, как он и обещал перед выборами.
+
0
arhimandrit
arhimandrit
19 жовтня 2021, 9:49
#
Уже, как минимум, 7 лет (по факту — 14) россия нагло попирает международное право, убивает граждан чужих государств и своих граждан — на территории чужих государств, аннексирует земли, тиражирует ложь в глобальных масштабах, провоцирует конфликты, является инициатором и участником конфликтов… и что? мягкотелые европейцы, подверженные коррупции, ждали доброй воли от монстра? понятны же планы недогосударства русского, очевидны действия! сейчас планы лаптеногих приводятся в действие. далі буде.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися
 
сторінку переглядає 1 незареєстрований відвідувач.