20 июня в Киеве прошло профильное мероприятие для профессионалов рынка банковских карт и платежей – конференция «Карточный бизнес и технологии 2017», организатором которого выступила компания Bank Online, а информационным партнером – «Минфин».
Будущее карточного бизнеса и его переход в mobile
Эксперты и участники обсудили состояние и перспективы рынка, проанализировали потребительские настроения, миграцию карточек в mobile и другие тонкости карточного бизнеса. «Минфин» собрал самые интересные идеи с конференции.
1.Украинцы все активнее пользуются картами.
Согласно данным представленным председателем правления компании «Украинский процессинговый центр» (УПС) Антоном Романчуком количество транзакций по активным картам выросло в первом квартале 2017 года на 18% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года и составило 184 млн штук. При этом рост транзакций по бесконтактным картам составил рекордные 326%.
Также увеличился процент покупок в общем количестве финансовых транзакций по платежным картам до 61,5%. В первом квартале 2016 года этот показатель был на уровне 55,7%.
Основной целью оформления карт, по словам Лидии Кулыбы, руководителя отдела исследований в области финансов и розничной торговли компании GfK, по-прежнему является получение зарплаты, на втором месте – карты для выплаты пенсии и социально помощи.
Ростислав Дюк, руководитель направления электронных финансов в проекте USAID «Трансформация финансового сектора» в своем докладе отметил, что чаще всего пользователи банковских карт оплачивают с помощью «пластика» продукты питания, другие товары первой необходимости, одежду и косметику в розничных магазинах.
В то время как через интернет в основном оплачивают коммунальные услуги, мобильную связь, услуги провайдеров, бытовую технику, одежду, обувь, билеты.
Ростислав Дюк / Фото Bank Online
Согласно исследованию USAID, более активному совершению платежей в интернет-банкинге и на сайтах поставщиков содействовали бы следующие факторы:
- бонусы
- наличие квитанции
- более низкая комиссия
- простой интерфейс и наличие подсказок (инструкций)
- cash back
- простой процесс возврата покупки.
Эксперты также отмечают, что основным сдерживающим фактором для пользователей в части оплаты в интернет является страх перед мошенниками.
Потому в Украине все чаще украинские платежные компании предлагают различные решения, способствующие повышению уровня безопасности в сети.
Так, например, Дмитрий Зарахович, управляющий партнер Uapay, рассказал об услуге «Безопасная сделка», которую компания реализовала совместно с крупнейшим сервисом объявлений OLX и компанией «Новая Почта» в мае этого года.
Суть ее заключается в том, что при оплате покупки деньги появятся на счету продавца только после того, как покупатель подтвердит, что посылка доставлена в отделение «Новая почта», и товар его устраивает. Если же товар не устраивает получателя, то деньги вернутся ему на карту, а товар отправится обратно продавцу. При этом пользователям не нужно обмениваться данными банковских карт. И хотя услуга запущена со всем не давно ей уже воспользовалось более 30 000 пользователей.
2. За мобильными приложениями будущее – в этом едины эксперты конференции.
С ростом проникновения смартфонов в Украине растет и спрос на финансовые мобильные решения. Так по данным отчета Ericsson состоянием на июнь 2017-го, проникновение смартфонов в Украине достигло 44%. Ожидается, что уже к 2020 году этот показатель будет на уровне 71%.
Учитывая то, что каждый пользователь смартфона в среднем два часа в день проводит в различных приложениях, потенциал ощущается колоссальный.
Следуют трендам и мобильные операторы.
Новое платежное решение Vodafone Ukraine презентовал на конференции Дмитрий Коваль, лидер направления развития финансовых сервисов Vodafone. Vodafone Pay адаптирован под все смартфоны на базе iOS и Android и воспользоваться им могут абоненты любого украинского мобильного оператора, клиенты любого из украинских банков, держатели карт Mastercard и/или Visa, утверждает Коваль.
Успехами запуска мобильного сервиса – «Мобильные деньги», в свою очередь, поделился и начальник департамента мобильных финансовых услуг компании «Киевстар», Тарас Горкун. За четыре года количество уникальных пользователей сервиса достигло одного миллиона. Средний чек составляет 190 грн., а средний чек в переводах — 520 грн.
Также Горкун отметил, что мобильные операторы давно готовы к более тесному сотрудничеству с банками и финансовыми компаниями в части предоставления уникальной информации для расчета скорингового балла, например, данные о контактах с мошенниками.
Свои технологические решения в области mobile banking представили также компании Visa, Альфа-банк Беларусь, MobiPay, SoftwearFinance.
Павел Малышев / Фото Bank Online
Павел Малышев, СТО компании Softwear.Finance в своей презентации выделил основные проблемы банков в подходе к разработке мобильных приложений:
- Банк по-прежнему не знает своего клиента
- Понесло во все тяжкие (блокчейн, биг дата, машин лернинг)
- Непонимание как зарабатывать даже на том, что есть
- Гонка приложений, функции ради функций
А вот коллеги из Беларуси в свою очередь аргументировали, что банк может быть даже очень клиенто-ориентированным и понимающим своего клиента, продемонстрировав приложение Insync.by. «Наш Insync это не о продуктах, процентах и кредитах, это об эмоциях, историях и ценностях, которые невозможно скопировать», - с гордостью говорит Алексей Корников, директор департамента разработки электронных каналов, Альфа-Банк Беларусь.
Интерфейс приложения напоминает рабочий стол компьютера, который можно настраивать по собственному желанию. Яркий дизайн, все операции совершаются в стиле Drag&Drop — перемещением одной иконки на другую. Также в приложении реализован «умный» поиск по дереву ЕРИП, а самые популярные платежи можно вывести в виде иконок на рабочий стол.
«Мы поддерживаем коммуникацию с клиентом во всех цифровых каналах: активно обмениваемся мнениями, управляем трафиком, показываем, как пользоваться продуктами, создаем повод поговорить о бренде», - рассказывает Корников.
Алексей Корников / Фото Bank Online
3. Банковская карта (любого банка) – может стать основой создания электронного документа гражданина.
Алина Максименко, менеджер проекта «Карточка киевлянина», компании УнИТ рассказала о возможностях использования «Карточки киевлянина» в городской инфраструктуре в части получения различных льгот и государственных электронных сервисов.
По сути «Карточка киевлянина» представляет собой ни что иное как ID документ, обладатели которого могут принять участие в голосовании за бюджетные инициативы, заказать админуслуги в ЦНАП, имеют доступ к медицинскому, образовательному, транспортному, коммунальному, торговому, страховому модулям.
Это один проект на базе одного города. А если разобраться по сути – каждый клиент, обладатель банковской карты уже является идентифицированным банком, а его карта – это и есть его идентификатор личности. Тогда что мешает масштабировать проект на всю страну, рассуждали участники дискуссионной панели «Место банков в экосистеме smart-city». К сожалению, проблема в том, что каждое государственное и местное учреждение в Украине имеют свои данные о гражданине и совершенно не умеют и не хотят ими обмениваться, а тем более в разных форматах, - говорит креативный директор ПриватБанка, Егор Аветисов.
По его словам, выходом могло бы стать создание единого социального процессинга на базе государства, единой системы учета данных, в который банки и различные государственные учреждения передавали бы информацию о гражданах, и откуда необходимая информация поступала бы в предприятия, предоставляющие социальные услуги. И от этого выиграли бы все.
Граждане получили бы: быстрое обслуживание, одинаковые льготы во всех городах Украины, возможность получать дистанционные услуги и прочее. А для городов это экономия на установке дата-центров, разработке программного обеспечения, интеграция с коммерческими структурами, учет всех льгот, предоставляемых городом, возможность производить взаиморасчеты с другими городами за предоставленные льготы.
Опыт подобных успешных проектов есть в Индии и Казахстане. Так, например, в Индии после ввода единого реестра граждан государство только на льготах сэкономило $5 млрд.
На все это прежде всего нужна, как говорится, «политическая воля». А пока мы видим единичные локальные проекты в некоторых городах страны. Возможно когда-нибудь такие инициативы вырастут в нечто большее, «must have» для всей страны.
Завершилась конференция вечером коктейлей, спонсором которого стала торговая марка Jack Daniel's. Организаторы, компания BankOnline, искренне благодарит всех спонсоров и партнеров за то, что помогли провести такое мероприятие и конечно же участников за непередаваемую атмосферу праздника.
Коментарі