В конце апреля Дональд Трамп подбил итоги первых ста дней своего президентства. По его мнению, эти сто дней стали «самыми успешными в истории страны». Действительно ли это так, и что удалось сделать скандальному президенту за этот срок, написал политолог, ведущий CNN Фарид Закария в The Washington Post. «Новое время» перевело статью. «Минфин» выбрал самое любопытное.
100 дней Трампа. Что сделал президент США
Сам Трамп признает, что количество невыполненных им обещаний зашкаливает. В либеральном блоге ThinkProgress насчитали 36 политических шагов, которые Трамп пообещал предпринять «в течение первого дня». В результате сделал лишь два.
Поразительнее неосуществленных обещаний лишь те, от которых он полностью отказался. Трамп называл североамериканское соглашение о свободной зоне торговли НАФТА «худшей из когда-либо заключенных торговых сделок и, несомненно, худшей из числа подписанных в этой стране». Он обещал признать Китай («самого большого нарушителя в истории») валютным манипулятором, снова-таки в первый день своего президентства. Трамп считал НАТО «устаревшей» организацией, а также допустил закрытие Экспортно-импортного банка США и высказался о возможной поддержке сирийского президента Башара Асада.
Но в первые дни на посту президента Трамп стал резко менять свое мнение. По его словам, он пришел к выводу (возможно, благодаря докладам разведки), что Китай не манипулирует валютой, что НАТО участвует во многих критически важных операциях, Экспортно-импортный банк помогает большому количеству представителей малого бизнеса в Соединенных Штатах, а Асад совершает военные преступления. Он бесцеремонно объявил об этих изменениях, причем так, будто не знал и не мог знать обо всем раньше, пока был кандидатом в президенты. В феврале Трамп отметил: «Никто не предполагал, что система здравоохранения может быть настолько сложной».
Подозреваю, что следующим этапом прозрения для него станет налоговая политика. Его текущие предложения безответственны. Они поспособствуют росту долга страны на триллионы долларов, при этом не предусматривают максимального стимулирующего эффекта. Отмена налога на полученное по наследству имущество, который ежегодно платят 0,002% американцев, не приведет к столпотворению в магазинах, но обойдется государству в $20 млрд в год. Переговоры о налогах станут интересным испытанием для республиканцев. Партия, заявляющая о глубокой озабоченности по поводу национального долга, собирается принять меры, которые, возможно, приведут к самому значительному увеличению долга в истории Соединенных Штатов (в абсолютном долларовом выражении).
Еще большим уроком для Трампа и — будем надеяться — для его сторонников, станет понимание того, что управлять государством на самом деле непросто. Многим нравился его образ аутсайдера и бизнесмена, привнесшего коммерческие навыки и управленческую сообразительность в Белый дом и готового по-настоящему решать проблемы.
Вместо чего мы наблюдаем полную некомпетентность первых 100 дней пребывания Трампа в должности президента — его указы не проходят через суды, законопроекты отвергаются в Конгрессе, государственные ведомства остаются недоукомплектованными, в Белом доме продолжается бесконечная внутренняя борьба, а мнение по разным вопросам резко меняется. Оказывается, управление семейной франшизой по недвижимости – не то же самое, что управление американским государством. Оказывается, управление страной — тяжелая, «сложная» работа.
И хотя в самом Вашингтоне действительно немало проблем, реальная причина в невыполненных обещаниях еще и в том, что у американцев крайне противоречивые желания. Они хотят качественную медицину, но при этом почти бесплатно. Они не хотят, чтобы власть вмешивалась в их личную жизнь, но при этом им не нравится перспектива любых сокращений в крупнейших госпрограммах (реформе здравоохранения, социальном обеспечении) или отмена налоговых льгот в области здравоохранения и ипотечных кредитов.
Будем надеяться, что самый большой урок, полученный во время президентства Трампа, будет состоять в следующем: американцы постепенно поймут, что причиной неэффективности Вашингтона является не продажность политиков, а, скорее, аппетиты тех людей, которых они представляют.
Коментарі - 1