МВФ выделил $1 млрд финансовой помощи. Взамен украинские власти пообещали провести давно наболевшие реформы. «Минфин» вычитал меморандум о сотрудничестве с МВФ в рамках программы финансовой помощи Украине и выбрал главные обязательства властей. Кроме них, правительство должно придерживаться критериев эффективности - разных статистических экономических показателей. Они приведены в массивных таблицах в самом низу.
Что правительство наобещало МВФ
Монетарная политика: борьба с инфляцией прежде всего
Власти полностью обеспечат независимость НБУ. Регулятор сможет эффективно двигаться к достижению ценовой и финансовой стабильности.
Главная цель монетарной политики – снизить уровень инфляции в рамках политики инфляционного таргетирования. Согласно этой концепции инфляция должна замедлиться до 8% в 2017 году, 6% в 2018 году и 5% в 2019 году. НБУ продолжит наращивать международные валютные резервы и отменять валютные ограничения.
Нацбанк будет укреплять режим инфляционного таргетирования при технических консультациях с МВФ, включая расширение прогноза достаточности ликвидности и переход к более активному управлению ликвидностью для развития межбанковского рынка.
Учетная ставка
Принимая во внимание повышенные инфляционные ожидания, власти будут ослаблять монетарную политику постепенно. В случае неожиданных потрясений, угрожающих инфляционным целям, НБУ повысит учетную ставку и будет использовать другие инструменты, чтобы вернуться к целевым показателям.
Валютный рынок - продолжение либерализации
Власти хотят, чтобы курс гривны полностью определялся объективными рыночными факторами. Чтобы этого добиться, правительство планирует создать ликвидный валютный рынок, способный лучше поглощать шоки. Потому Нацбанк совместно с МВФ разработает институциональные и операционные реформы, необходимые для развития валютного рынка. В это время валютные ограничения будут постепенно отменяться.
НБУ согласовал с МВФ «дорожную карту» валютной либерализации. Обозначенные в ней приоритеты — отмена ограничений по текущим счетам и ослабление антистимулов, сдерживающих прямые иностранные инвестиции. Это будет сделано при условии достижения целевых показателей по резервам НБУ (на конец 2017 года - $21, 8 млрд) и обеспечения макрофинансовой стабильности.
Банковская система и график капитализации
Двадцать крупнейших банков страны, которые составляют 88% активов банковской системы, выполнили программу докапитализации. НБУ урегулировал ситуацию с банками, не достигшими минимального уровня адекватности капитала в 5%. С группой из следующих 19 банков, которые не смогли добиться хотя бы нулевого уровня капитала, вопрос также решен.
Кроме того, НБУ изменил график докапитализации банков 2 и 3 групп.
Банки | Стадия диагностики | Стадия докапитализации | ||
Диагностика | Утверждение правлением | Нулевой уровень | Коэфициент адекватности капитала равен 5% | |
Группа 1 (крупнейшие 19 банков) | Конец мая 2016 года | Конец июля 2016 года | Середина января 2017 года | Конец апреля 2017 года |
Группа 2 (следующие 21 банк) | Конец сентября 2016 года | Конец декабря 2016 года | Конец марта 2017 года | Конец июня 2017 года |
Все остальные банки | Постоянный процесс. Должен закончиться не позднее сентября 2017 года |
Банки 1 и 2 группы с отрицательной операционной прибылью должны подать планы реструктуризации до конца апреля 2017 года. Планы должны включать меры по выходу на прибыльность в ближайшие 36 месяцев. До конца июня 2017 года НБУ, консультируясь с МВФ и Всемирным Банком, должен пересмотреть и утвердить эти планы.
Банки с 3 группы должны подать свои планы к концу мая 2017 года, НБУ их утвердить – до конца июля 2017 года.
Кредиты Привата и госгарантии по вкладам
Убытки ПриватБанка по кредитам оценены в 155 млрд грн, даже с учетом принудительной конвертации обязательств акционеров в капитал банка объемом в 29 млрд грн. Чтобы закрыть эту дыру, Министерство финансов выпустило государственные облигации на 117 млрд грн. Власти также обещают вернуть кредиты рефинансирования, выданные ПриватБанку, не нарушая юридических личных гарантий экс-владельцев.
НБУ признал, что ПриватБанк выдал кредиты на 155 млрд грн лицам, связанным с банком.
До конца марта 2017 года общее собрание акционеров Привата должно было утвердить техническое задание, согласованное с МВФ. Оно предполагает поиск международно-признанной компании для переговоров о реструктуризации и возврате этих кредитов. К концу 2017 года набсовет Привата должен одобрить эту компанию, а также выбрать еще одну международно-признанную аудиторскую фирму для переоценки кредитного портфеля. Переоценка будет проходить каждые полгода в течение 2 лет.
Набсовет к середине мая 2017 года должен одобрить стратегию реструктуризации кредитов на 155 млрд грн, разработанную международной компанией. Закончить реструктуризацию должны к концу июня 2017 года. Сокращенный вариант стратегии и отчеты о ее реализации должны публиковаться два раза в месяц на веб-сайте банка.
На основании всего этого власти должны окончательно утвердить шаги по оздоровлению банка, включая покрытие дополнительных нужд в капитале.
Парламент, чтобы укрепить доверие вкладчиков, принял закон о временном возмещении полной суммы вкладов в Привате. В дальнейшем правительство планирует отказаться от гарантирования вкладов в государственных банках.
Долги и банкротство
К концу сентября 2017 года Верховная Рада примет поправки в закон о «Восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», которые должны способствовать реструктуризации и повышению эффективности ликвидации. До того же срока парламент должен усилить положения Гражданского процессуального и Хозяйственного процессуального кодексов. Цель – дать возможность ареста внутренних денежных переводов и банковских счетов должников.
К концу июня Министерство финансов должно предложить изменения в Налоговый кодекс. Речь идет об определении безнадежной задолженности. Нововведения должны позволить списывать безнадежные долги без открытия процедуры банкротства.
3200 на два года
Власти признают, что повышение минимальной зарплаты до 3200 грн с 1 января 2017 года создает риски, так как сопровождается значительным общим ростом оклада в экономике без повышения продуктивности. Для ограничения этих рисков власти не будут повышать минимальную зарплату в 2017 и 2018 годах. Они также скорректируют минимальный прожиточный минимум в этом году, учитывая инфляцию.
Существует риск, что повышение минималки приведет к оттоку сотрудников в теневой сектор. Чтобы этого избежать, власти ускорят реформу администрирования налогов, включая ужесточение требований к режиму упрощенного налогообложения, отменит мораторий на налоговый аудит и проверки малых предприятий, увеличит штрафы за неофициальное трудоустройство и усилит качество ревизий.
Налоги: никаких поблажек
Власти пообещали МВФ воздержаться от какого-либо снижения налогов и новых налоговых амнистий. С 1 января 2018 года правительство планирует значительно усилить требования к режиму упрощенного налогообложения.
Льготное налогообложение будет применяться только к местным налогам на имущество, и то лишь для компаний, работающих в индустриальных зонах.
До конца апреля 2017 года власти должны представить на рассмотрение парламента законопроекты, гармонизирующие учет и платежи единого социального взноса и налога на доходы физлиц.
Власти также обязались легализировать добычу янтаря и азартные игры не позднее 2018 года.
Налоговая и таможня - единое целое
К концу марта 2017 года налоговая и таможенные администрации должны были объединиться в единое юридическое лицо. А региональные налоговые и таможенные органы - в единый офис, по одному на каждый регион. Это еще предстоит сделать.
К концу декабря 2017 года Верховная Рада должна утвердить законопроект, позволяющий ГФС использовать непрямые методы проверки уплаты налогов.
До конца апреля 2017 года у парламента есть время одобрить создание финансовой полиции. Сферы ответственности новой финполиции и ГФС должны быть четко разделены.
Земля
Либерализация рынка земли, включая продажу сельскохозяйственных участков, важна для ускорения экономического роста страны. Чтобы провести земельную реформу, власти создали рабочую группу. Вместе со Всемирным Банком она разработает законопроект, разрешающий продажу участков.
К концу мая парламент должен принять этот законопроект, отменяющий мораторий на продажу сельскохозяйственной земли к концу 2017 года. Более того, власти обязались открыть информационную программу, которая будет объяснять преимущества реформы.
Пенсионеры
Расходы бюджета на выплаты пенсий слишком высоки, несмотря на низкий размер индивидуальных пенсий. Количество пенсионеров растет непропорционально к трудоспособному населению. Как следствие, дефицит Пенсионного фонда превысил 140 млрд грн в 2016, или 6% от ВВП. Без реформ этот показатель продолжит расти, а это угрожает всей пенсионной системе в будущем. Чтобы этого избежать, парламент должен проголосовать за пенсионную реформу к концу апреля 2017 года. Она должна заработать к 1 января 2018 года.
Реформа предположительно увеличит возраст выхода на пенсию, сохранит как минимум 3% от ВВП в долгосрочной перспективе и обеспечит украинцам адекватные пенсии, пропорциональные их взносам. Новосозданная система должна применяться ко всем категориям работников, кроме ограниченного числа опасных для жизни профессий. В дальнейшем власти обязались ввести надбавку к взносам в систему социального обеспечения, которую будут платить работодатели. Доходы от этих надбавок станут мостом между досрочным выходом на пенсию и системой, описанной выше.
Здоровье
Власти обязались провести глубинные реформы сферы здравоохранения. На первом этапе правительство должно ввести новый механизм финансирования по принципу «деньги идут за пациентом». Это значит, что с июля 2017 года сфера первичных медицинских услуг будет получать бюджетное финансирование с учетом количества граждан, зарегистрированных у конкретного врача в определенном медицинском учреждении.
Закупать медицинские услуги будет только Национальная медицинская служба, сформированная в первой половине 2017 года. Со следующего года эта служба будет отвечать и за финансирование специализированной и стационарной медицинской помощи, а также закупки лекарств.
Наука экономии
Власти обязались стимулировать тягу домохозяйств к экономии. Для этого они снизили нормы потребления с 5,5 до 5 м3 на 1 кв.м для индивидуального отопления. С 65 до 51 кВт/г за 1 кв.м электричества для индивидуального отопления. С 0,0548 до 0,0431 Гкал на 1 кв.м для централизованного отопления с 1 мая 2017 года.
До конца июля 2017 года власти пересмотрят систему коммунальных субсидий домохозяйств, скорректируют социальные нормы в непиковые месяцы отопительного сезона, а также применят тариф на распределение газа и отопления на основе мощностей. Все изменения вступят в силу 1 мая 2017 году и позволят ограничить расходы на субсидии до 47 млрд грн в этом году.
Для полной либерализации тарифов на газ КМУ должен утвердить монетизацию субсидий на уровне компаний, предоставляющих коммунальные услуги до конца августа 2017 года. Это должно позволить частным газовым трейдерам конкурировать с Нафтогазом в поставках газа.
К концу сентября 2017 года КМУ обязан отделить тарифы на поставку и распределение газа от цены газа, как товара. С 1 мая 2017 года власти должны отменить возможность оплаты отопления в рассрочку.
Е-декларирование
Власти уже обеспечили подачу и публикацию высокопоставленными чиновниками деклараций об активах и доходах за 2015 год. Декларации подало около 22 000 человек. В НАБУ передали 10 сообщений о лицах, не подавших свои отчеты. При этом чиновники раскрыли мало информации о своих банковских счетах и других активах заграницей.
В ответ на это НБУ и Госслужба финансового мониторинга проинформируют своих контрагентов в заграничных финансовых центрах, что пособничество в укрывательстве такой информации может нарушать закон Украины.
НАБУ
До конца декабря 2016 года НАБУ наняло 542 штатных сотрудника из необходимых 700 и открыло 3 региональных представительства. С начала своей деятельности НАБУ возбудило расследования против 8 народных депутатов, 39 судей, 23 прокуроров и 52 управляющих госпредприятиями. В суд передали 40 дел, а один депутат лишился своего иммунитета.
НАБУ продолжит публиковать поквартальные отчеты о деятельности на своем веб-сайте.
До конца апреля власти должны назначить одного эксперта, который будет входить в комиссию внешнего контроля над НАБУ. Эта комиссия согласует техническое задание о годовом внешнем аудите НАБУ до конца июля 2017 года. Аудит планируют завершить к концу октября 2017 года.
Новый суд
К концу апреля 2017 года власти должны подать в Верховную Раду законопроекты, которые позволят начать деятельность антикоррупционному суду. Парламент должен одобрить эти законы к середине июля 2017 года. Документы должны обеспечивать бюджетную автономию суда и определять процесс отбора судей. Президент должен одобрить кандидатуры судей до середины января 2018 года, а сами суды начать работу – до конца марта следующего года.
Интересные «потолки»
Кроме вышеописанных реформ и структурных маяков, наше правительство обязалось придерживаться определенных экономических показателей.
Правительство утверждает, что обеспечило исполнение всех количественных критериев эффективности на конец декабря 2016 года и индикативных целевых показателей, кроме задолженности по возмещению НДС. При этом власти выполнили только 3 из 11 структурных маяков, которые должны были быть завершены до декабря 2016 года. Потому власти попросили назначить новые дедлайны этих маяков. МВФ, в свою очередь, согласился на это.
Власти попросили МВФ завершить третий пересмотр на основании исполнения критериев эффективности по состоянию на конец декабря 2016 года. Фонд и тут пошел на встречу.
Кроме того, правительство, ссылаясь на задержку с третьим пересмотром, попросило, чтобы четвертый основывался на критериях эффективности на конец марта 2017 года.
Мы свели все показатели, которых должно придерживаться наше правительство, в несколько таблиц. Во всех пунктах показатели указаны в млрд грн, если другие исчисления не уточнены в графе «критерии». Обновленный график пересмотров программы сотрудничества и ожидаемые суммы траншей указаны в самом конце.
Количественные критерии
Критерии | 2016 год | 2017 год | ||||||||
Cентябрь | Декабрь | Фактические | Предложенные | |||||||
КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | Март | Август | Сентябрь | Декабрь | |
«Потолок» кассового дефицита сектора общегосударственного управления | 35 | 42 | 39 | 84,9 | 205 | 177 | 15 | 29 | 45 | 80,97 |
«Потолок» кассового дефицита общегосударственного сектора + Нафтогаз* | 30,5 | 23,97 | 22,2 | 90 | 194,69 | 163,32 | -1,1 | 16,2 | 52 | 80,97 |
Нижний порог роста чистых международных резервов, нарастающим итогом, млрд $ | 1,77 | 2,23 | 2,28 | 2,31 | 2,62 | 2,69 | 2,28 | 3,73 | 3,29 | 5,03 |
«Потолок» изменений чистых внутренних активов НБУ, нарастающим итогом | -2,88 | -10,1 | -16,8 | 9,92 | 30,83 | 3,13 | 22,58 | 11,18 | 26,35 | 17,95 |
«Потолок» долга, гарантированного государством | 28,2 | 28,2 | 0 | 28,2 | 28,22 | 16,52 | 15 | 15 | 15 | 15 |
* - означает профицит
Постоянные критерии эффективности
Критерии
|
2016 год | 2017 год | ||||||||
Cентябрь | Декабрь | Фактические | Предложенные | |||||||
КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | Март | Август | Сентябрь | Декабрь | |
Потолок просроченной задолженности по выплатам внешнего долга | 0 | - | 0 | 0 | - | - | 0 | 0 | 0 | 0 |
Индикативные целевые показатели
Критерии
|
2016 год | 2017 год | ||||||||
Cентябрь | Декабрь | Фактические | Предложенные | |||||||
КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | Март | Август | Сентябрь | Декабрь | |
Потолок на изменения нарастающим итогом монетарной базы НБУ | 25,12 | 25,12 | 19,19 | 46,45 | 72,25 | 45,57 | 58,65 | - | - | - |
Средняя инфляция, % | - | - | - | 12% | - | 12,40% | 12% | 12% | 10% | 8% |
Потолок общего объема просроченной задолженности возмещения НДС | 0 | - | 2,5 | 0 | - | - | 0 | 0 | 0 | 0 |
Потолок текущих первичных расходов госбюджета | - | - | - | 526 | - | 525,64 | - | - | - | 620 |
Занятость в секторе общегосударственного управления | - | - | 3 340 | - | - | - | - | - | 3 290 | - |
Пункты меморандума
Критерии
|
2016 год | 2017 год | ||||||||
Cентябрь | Декабрь | Фактические | Предложенные | |||||||
КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | КЭ | Скорректированные КЭ | Фактический КЭ | Март | Август | Сентябрь | Декабрь | |
Дефицит Нафтогаза* | -4,5 | -18,2 | -17,2 | 5,1 | -10,32 | -14,44 | -16,1 | -12,8 | 7 | 0 |
Внешнее проектное финансирование | 8,96 | - | 3,69 | 15,85 | - | 6,75 | 4 | 8 | 12 | 16 |
Кредиты НБУ и ФГВФЛ и гособлигации, выпущенные под финансирования ФГВФЛ и докапитализации банков | -0,635 | - | -0,635 | -0,635 | - | 25,16 | 455 | 28,02 | 24,97 | 23,59 |
Гособлигации, выпущенные для докапитализации банков и финансирования ФГВФЛ | 166 | - | 14,27 | 166 | - | 129,21 | 174 | 184 | 207 | 227 |
Запланированная международная помощь, кроме МВФ, млрд $ | 1,33 | - | 1,33 | 2,4 | - | 1,47 | 2,52 | 2,47 | 2,53 | 4,36 |
Конвертация нерезервной валюты в рамках сво линии Центробанка в резервную валюту путем прямой продажи | 0 | - | 0 | 0 | - | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Чистое финансирование от долговых операций, млрд $ | 1,23 | - | 1,23 | 2,46 | - | 2,54 | 2,19 | 2,54 | 4,87 | 5,84 |
Прогнозированные выплаты процентов по гособлигацями во владении НБУ | 36,05 | - | 36,05 | 49,29 | - | 49,29 | 10,58 | 22,88 | 33,29 | 44,82 |
Чистый выпуск центральным правительством внутреннего долга в иностранной валюте | 0,455 | - | 0,913 | -38 | - | 1,13 | -0,99 | 1 | 852 | 701 |
* - означает профицит
График пересмотров
Пересмотры | Должны быть выполнены критерии эффективности на: | Дата пересмотра | Сумма транша,млрд $ |
Совет директоров одобрил программу финансовой помощи | - | 11 марта 2015 года | 4,8 |
Первый пересмотр | конец марта 2015 года | 15 июня 2015 года | 1,6 |
Второй пересмотр | конец декабря 2015 года | 15 сентября 2015 года | 1 |
Третий пересмотр | конец декабря 2016 года | 15 ноября 2016 года | 1 |
Четвертый пересмотр | конец марта 2017 года | 15 мая 2017 года | 2 |
Пятый пересмотр | конец июня 2017 года | 15 августа 2017 года | 1,2 |
Шестой пересмотр | конец сентября 2017 года | 15 ноября 2017 года | 1,2 |
Седьмой пересмотр | конец декабря 2017 года | 15 февраля 2018 года | 1 |
Восьмой пересмотр | конец марта 2018 года | 15 мая 2018 года | 1 |
Девятый пересмотр | конец июня 2018 года | 15 августа 2018 года | 1 |
Десятый пересмотр | конец сентября 2018 года | 15 ноября 2018 года | 1 |
Коментарі - 1