Совет директоров одобрил очередной транш финансовой помощи Украине. Фонд ухудшил экономический прогноз на этот год, но в среднесрочной перспективе ситуация выглядит неплохо. Главное, не только не прекращать реформы, но и ускорить их проведение.
Чего хочет МВФ
«Минфин» оперативно перевел структурные маяки из меморандума — главные обязательства украинских властей перед Фондом. Без них МВФ не выделил бы $1 млрд. В скором времени мы предоставим полный перевод всех обещаний правительства.
О наболевшем
Либерализация рынка земли, включая продажу сельскохозяйственных участков, важна для ускорения экономического роста страны. Чтобы провести земельную реформу, власти создали рабочую группу. Вместе со Всемирным Банком она разработает законопроект, разрешающий продажу участков.
К концу мая парламент должен принять этот законопроект, отменяющий мораторий на продажу сельскохозяйственной земли к концу 2017 года. Более того, власти обязались открыть информационную программу, которая будет объяснять преимущества реформы.
Расходы бюджета на выплаты пенсий слишком высоки, несмотря на низкий размер индивидуальных пенсий. Количество пенсионеров растет непропорционально к трудоспособному населению. Как следствие, дефицит Пенсионного фонда превысил 140 млрд грн в 2016, или 6% от ВВП. Без реформ этот показатель продолжит расти, а это угрожает всей пенсионной системе в будущем. Чтобы этого избежать, парламент должен проголосовать за пенсионную реформу к концу апреля 2017 года. Она должна заработать к 1 января 2018 года.
Реформа предположительно увеличит возраст выхода на пенсию, сохранит как минимум 3% от ВВП в долгосрочной перспективе и обеспечит украинцам адекватные пенсии, пропорциональные их взносам. Новосозданная система должна применяться ко всем категориям работников, кроме ограниченного числа опасных для жизни профессий. В дальнейшем власти обязались ввести надбавку к взносам в систему социального обеспечения, которую будут платить работодатели. Доходы от этих надбавок станут мостом между досрочным выходом на пенсию и системой, описанной выше.
Что сделано
| Маяк | Статус |
| Принятие парламентом бюджета-2017 с дефицитом в 3,1% от ВВП | ![]() |
| Решение проблемы с недостаточным капиталом всех крупных банков | ![]() |
| Пересмотр обязательств КМУ по введению автоматического механизма регулирования тарифов на газ и отопление, если они отличаются от цены самоокупаемости на 10% или больше | ![]() |
| Уменьшение нормы потребления с 5,5 до 5 см/м2 газа для индивидуального отопления, с 65 до 51 киловатт/час на м2 электричества для индивидуального отопления, и с 0,0548 до 0,0431 гкал/м2 для централизированного отопления с 1 мая 2017 года | ![]() |
| Заполнение высокопоставленными чиновниками деклараций о доходах за 2015 год и предоставление общественности доступа к ним | ![]() |
| Корректировка параметров субсидий на коммунальные услуги, чтобы достигнуть бюджетных целей. | ![]() |
Новые цели
| Маяк | Дедлайн | Статус |
| Нанять международную компанию с хорошей репутацией для переговоров о реструктуризации и возврате кредитов, выданных ПриватБанком связанным лицам; Нанять международную аудиторскую компанию с хорошей репутацией для оценки кредитного портфеля ПриватБанка в следующие 2 года | конец апреля 2017 года | ![]() |
| Принятие парламентом пенсионной реформы | конец апреля 2017 года | ![]() |
| Принятие закона и создание новой финансовой полиции, которая заменит налоговую и сконцентрирует борьбу с финансовыми преступлениями в одном агентстве | конец апреля 2017 года | ![]() |
| Снятие парламентом моратория на продажу земли под сельскохозяйственные цели. Продажу должны разрешить к концу 2017 года | конец мая 2017 года | ![]() |
| Одобрение парламентом создания антикоррупционного суда | 15 июня 2017 года | ![]() |
| Пересмотр параметров системы субсидий, которые должны вступить в действие 1 мая 2017 года Введение корректив в социальные нормы в неотопительный сезон. Они должны вступить в силу 1 мая 2017 года. Принятие тарифов на газ и отопление, основанных на распределении мощностей. Это должно перенести некоторые затраты на летний сезон. Срок вступления в силу – 1 мая. Расходы на субсидии должны сократиться до 47 млрд в 2017 году. | конец июля 2017 года | ![]() |
| Одобрение Кабмином монетизацию субсидий на уровне коммунальных предприятий | конец августа 2017 года | ![]() |
| Создание Минфином централизованной базы данных людей, получающих соцпомощь | конец декабря 2017 года | ![]() |
Невыполненное, но делать придется
| Маяк | Предыдущий дедлайн | Статус | Новый дедлайн |
| Передать законопроект о продаже земли на рассмотрение парламента | конец сентября 2016 года | ![]() | конец мая 2017 года |
| Принятие парламентом поправок, одобренных МВФ, в законопроект об усилении корпоративного банкротства | конец сентября 2016 года | ![]() | конец сентября 2017 года |
| Одобрение парламентом усиления законов об аресте внутренних денежных переводов и аресте банковских счетов должников | конец сентября 2016 года | ![]() | конец сентября 2017 года |
| Одобрение КМУ и публикация классификации госпредприятий на группы: «оставить в госсобственности», «приватизировать», «ликвидировать». Предприятия, подлежащие приватизации, должны перейти в Фонд госимущества | конец октября 2016 года | ![]() | конец августа 2017 года |
| Принятие парламентом законопроекта, усиливающего НАБУ | конец ноября 2016 года | ![]() | конец мая 2017 года |
| Одобрение парламентом пенсионной реформы | конец декабря 2016 года | ![]() | конец апреля 2017 года |
| Принятие парламентом поправок к закону о приватизации, делающих процесс более прозрачным и подведомственным | конец декабря 2016 года | ![]() | конец августа 2017 года |
| Объединение таможенных и налоговых администраций | конец декабря 2016 года | ![]() | конец марта 2017 года |


Коментарі - 66