Украинский финансовый сектор с 2015 года живет согласно Комплексной стратегии развития до 2020 года. Ее воплощают в жизнь все регуляторы рынка — от НБУ до Фонда гарантирования вкладов.
НБУ обновил программу развития финансового сектора-2020
В этом году стратегию обновили. Курировали изменения в Департаменте стратегии и развития Нацбанка. О сути новшеств и сроках их внедрения представители четырех регулирующих ведомств (НБУ, Нацкомфинуслуг, НЦКПФР и Фонд гарантирования) рассказали на отдельной пресс-конференции.
«Минфин» публикует главные тезисы.
Михаил Видякин, директор Департамента стратегии и реформирования НБУ
В январе этого года мы завершили совместную работу с другими регуляторами по обновлению комплексной программы развития финансового сектора до 2020 года.
Направления реформы мы сгруппировали в 3 основных блока. Первый – достижение макроэкономической стабильности. Второй – трансформация регуляторов для повышения их эффективности. Третий – защита прав потребителей финансовых услуг.
В чем суть обновления: это в первую очередь расширение периметра некоторых программ. Стратегия разрабатывалась в 2015 году, в ней не учитывались вызовы, которые возникли в 2016-м.
Речь идет о более глубоком внедрении международных стандартов: IFRS 9, ISO20022, IBAN. Еще одно направление – детализация уже существующих программ. Например, это касается стратегии развития госбанков, что связано с появлением еще одного государственного финучреждения. Третий момент – перенос сроков по внедрению ряда направлений. Причина в том, что парламент задерживает принятие нужных законов.
Детализация подразумевает не только конкретные цели, она подкреплена целевыми показателями. Например, уровень наличных денег в экономике в 2020 году зафиксирован на 9,5% (агрегат М0 к ВВП, сейчас – 18,1%). Безналичные расчеты — 55% (сейчас — 25), количество POS-терминалов – 11 тыс. штук на 1 млн человек (уровень Польши сейчас. В Украине – 4,7 тыс.). Платежи через национальную платежную систему «Простір» — 30% (сейчас – 1,46%).
Каждый из наших проектов проходит свой долгий путь. Мы называем это туннелями. Сначала мы, как регулятор, должны оценить текущее состояние рынка, выделить основные проблемы, затем ознакомиться с лучшими международными практиками, разработать свою концепцию изменений и подвергнуть ее общественному обсуждению. Только потом пишется законодательный акт, который подается на рассмотрение в парламент. Важный этап – имплементация изменений и оценка эффекта от их внедрения.
Большая часть наших проектов сейчас находится или на этапе разработки, или они до сих пор не приняты парламентом.
Одна из главных наших проблем – слабая координация между регуляторами. Внедряя тот или иной проект, каждый из них концентрируется на изменениях важных именно для их сектора. Комплексных проектов крайне мало. Реформы, которые проходят, не идут параллельными путями, им недостает слаженности.
Тимур Хромаев, глава Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку
Готовых проектов законов по финсектору хватит, минимум, на неделю работы Верховной Рады. Эффективность в этом смысле у нас очень низкая. Но я считаю, что есть определенный прогресс. Мы сфокусировались на очистке рынка путем выведения эмитентов, которые, на наш взгляд, были сомнительными. В этой связи очень много внимания мы уделяли проблеме аудита.
Еще мы начали реформу инфраструктуры рынка, в первую очередь – это закон о депозитарной системе. В ближайшие месяцы мы подадим его в Раду, это позволит серьезно продвинуться в смысле защиты прав собственности на финансовых рынках. В этом году мы будем заниматься реформированием своих функций. Но нам пока не хватает полномочий и это тоже проблема парламента, который до сих пор не занялся вопросом распределения полномочий Нацкомфинуслуг между НБУ и НКЦБФР.
Ольга Гурбич, член Нацкомфинуслуг
Серьезное место в комплексной программе развития финансовых рынков занимает рынок страхования. Это довольно объемная часть работы. Во-первых, нужно изменить общую среду регулирования страхового рынка. Упор необходимо сделать на агрострахование, страхование жизни, обязательное страхование ответственности владельцев наземного транспорта. Отдельная часть – работа с посредниками страхового рынка.
Больше всего мы продвинулись в вопросе автострахования. Мы подготовили ряд изменений в общий закон о страховании и в закон об автогражданке, подготовили отдельный закон об автостраховании. Еще из позитива – улучшение платежеспособности страховых компаний. Они активно чистят свои портфели, делая их более прозрачными. Портфели страховых компаний удалось очистить от акций сомнительных эмитентов. Их место занимают более качественные активы, например, ОВГЗ или депозиты в надежных банках. Мы также подготовили проект закона о негосударственном пенсионном обеспечении. Отдельный проект посвящен защите активов небанковских финучреждений и их оценке.
Андрей Оленчик, заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физлиц
Наша главная цель в рамках комплексной программы – до 2020 года максимально приблизить национальную систему гарантирования вкладов к действующей редакции правил Международной ассоциации страховщиков депозитов. Прежде всего речь о работе с активами неплатежеспособных банков. Первая задача – создание единой базы с информацией о всех активах банков-банкротов в нашем управлении. Второе – изменения в функционале уполномоченных лиц Фонда. По аналогии с продажей активов, их полномочия будут постепенно перемещаться на уровень соответствующих подразделений Фонда. Эту задачу мы планируем решить в ближайшие месяцы.
Третье – система выплат. Мы намерены отказаться от работы по принципу банков-агентов. Новая система позволит вкладчикам неплатежеспособных банков получать свои возмещения в любом финучреждении, которое подало в Фонд соответствующую заявку. Сейчас для каждого банкрота мы определяем несколько уполномоченных банков-агентов.
Четвертая сфера – возврат убытков с помощью исков к владельцам существенного участия в обанкротившихся банках. На данный момент сумма наших претензий к собственникам банков превышает 180 млрд гривен. В соответствии с новым подходом, мы перейдем от работы через правоохранительные органы к прямым гражданским искам.
Коментарі