У торговых сетей проблемы с безналичными платежами. В некоторых случаях оплатить что-либо картой в первые два дня после национализации Привата было вообще невозможно. В отдельных сетях ограничения действуют до сих пор.
Где можно заплатить картой
«Минфин» обратился непосредственно к торговцам и выяснил, в какие торговые сети без наличной гривны лучше не заходить вообще.
В чем причина сбоев? Официально – это технические проблемы. Об этом говорят почти все торговые сети. Но на деле ситуация несколько другая — торговцы вместе с банками-эквайрами POS-терминалов в первые дни истории с Приватом попытались максимально обезопасить себя от риска неплатежа. Из-за этого платежи с карт ПриватБанка не принимали или, как минимум, ограничивали их.
О том, что ситуация возникла не по вине банка, говорят и в самом Привате. Как пояснили «Минфину» в его пресс-службе, с первого же дня национализации, никаких технических неполадок со стороны ПриватБанка не было. Все вопросы возникали именно со стороны торговцев.
Тем не менее, больше всего пострадали покупатели тех сетей, которые работали с POS-терминалами ПриватБанка. Почти все основные торговцы просто перестали их использовать для обработки платежей.
«Не всегда сбой в работе торговых терминалов — техническая проблема, зависящая от банка-эквайера. Это может быть временный перерыв работы источника связи (мобильной, Ethernet и т.д.), механическая поломка оборудования, отключение терминала непосредственно торговцем по какой-то субъективной причине» — рассказывает начальник управления торгового эквайринга Ощадбанка Наталья Войтович.
В понедельник и вторник безнал вообще не принимали в АТБ и Сильпо. МегаМаркет тоже полностью убрал приватовские терминалы, из-за чего оплатить безналом там можно только на некоторых кассах. В сети ситуацию объясняют ситуацию заменой ПО. Терминалы всех остальных эквайров (основные — Ощадбанк, Укрсоцбанк, Райффайзен банк Аваль, банк Пивденный и Укрэксимбанк) сейчас работают в обычном режиме. В большинстве случаев, платежи картами Привата проходят без затруднений.
Вопрос в том, что именно Приват был одним из основных эквайров на украинском рынке. По словам Войтович, вместе с Ощадбанком и Райффайзеном он охватывал около 84% рынка. Вообще же мало-мальски активно в этом направлении работает 15 украинских финучреждений. Всего хотя бы 1 терминал в торговый сетях есть у 37 банков.
Все это означает, что отказ от приватовских терминалов сильно снижает пропускную способность касс торговых сетей. Особенно в условиях безальтернативности. Нет терминалов Привата — нет безналичных платежей.
Еще одна проблема, которая может возникнуть у клиентов банка – негласные лимиты на операции по таки картам. Если покупка превышает определенную сумму (которую выставляет банк-эквайр), на кассе могут сказать, что по неизвестным причинам банк отклонил операцию.
В сети «Метро» по неизвестным, ни кассиру, ни клиенту причинам, не проходило около трети всех платежей. Терминал просто выдавал сообщение, что операция отклонена. В таких случаях клиенты ПриватБанка могли решить проблему, только позвонив в колл-центр банка на месте прямо возле кассы.
Понятно, что такие лимиты действуют неофициально. В Ощадбанке заверяют, что ничего подобного в банке нет и никогда не будет, карты Привата обслуживаются как раньше.
Есть и другие нюансы, которые зависят от конкретного торговца. В маркете Велика Кишеня не принимают платежи по социальным картам Привата. Их обычно проводили по приватовским терминалам, которые сейчас не используются вообще. В сети АЗС ОККО держатели карт Привата не смогут оплатить заправку полного бака. Таким образом, сеть пытается обезопасить себя от рисков неплатежа.
Проблемы с безналичной оплатой в торговых сетях:
Сеть | Дата сбоя | Официальная причина | Оплата картой 21.12 | Банк-эквайр |
Varus | 19.12 | - | да | - |
ЭкоМаркет | 19.12 | - | да | - |
Фуршет | 19.12 | - | да | Райффайзен |
Велика Кишеня | 19.12 | - | да | Ощадбанк |
МегаМаркет | 19.12 | Переустанавливают ПО | да | Приват, Укрэксим |
АТБ | 18.12 | Временные трудности на сервере | да | Приват |
Сильпо | 20.12 | Большое количество клиентов | да | Приват |
Ашан | 20.12 | Проблемы с оплатой онлайн заказов | да | - |
Метро | 19.12 | Терминалы не проводили около 30% транзакций | да | - |
Новус | 21.12 | Замена модемов | да | - |
WOG | 19.12 | Сбой связи с сервером на конкретных АЗК | да | - |
ОККО | 19.12 | Изъятие приватовских терминалов | да | Райффайзен |
Shell | Сбоев не было | - | да | - |
Socar | Сбоев не было | - | да | - |
Коментарі - 22
Они достали — с одной стороны ратуют за тотальный безнал, с другой стороны морочат людям голову. Банк национализирован, деньги для платежей влиты, карта физлица при онлайн платежах работает отлично… Что еще надо торговым сетям?
Я не специалист, но как изъятие терминала, защищает от риска неплатежей? Ну стоит терминал от Аваля и что? Я ведь расплачиваюсь приватовской картой и риск в ней(банке), а через чей терминал проходит платеж, вроде и не так уж важно?
Иллюстрация: у нас раньше была розница, там был терминал. Какой то мошенник-хакер года расплатился мутной (клоном-подделкой) картой какого то иностранного банка. Терминал транзакцию одобрил. Потом приехала служба безопасности Привата, менты… опрашивали работников, изъяли копию видео и т.д… Этот клиент оказался какой то известный мошенник по пластиковым картам. НО деньги банк на р/с предприятия выплатил.
Но как они на практике представляют? Если кассир прохлопал дать подписать чек, а потом оказалось что именно эта операция была мошеннической, то администратор скорее даст кому то поставить крестик, а безопасникам банка скажут «видео не сохранилось». Кассира то менеджерам жалко как правило больше, а банк пусть платит.
Если через Приватовский терминал происходит оплата картой «неважно какого банка мира», то за поступление денег на р/с предприятия отвечает только Приват на практике.
Торговые сети видимо боялись, что деньги поступят на р/с в ПБ, а там их уже заморозят.