Зампред НБУ Екатерина Рожкова написала колонку для «Экономической правды» о том, кто виноват в банкротстве банка «Михайловский». «Минфин» выбрал ключевые тезисы.
Рожкова о «Михайловском»
Летом 2013 года банк основала «футбольная команда». В 2014 году «Михайловский» начал агрессивную работу в рознице. Он привлекал депозиты физлиц, кредитуя компании, которые невозможно было связать с «футболиствами». В марте 2015 года под давлением НБУ бенифициар вышел из тени (данные от 8 марта 2015 года на сайте НБУ, пдф). Им оказался владелец крупной сети бытовой техники «Эльдорадо» Виктор Полищук.
НБУ провел инспекционную проверку в «Михайловском» и признал банк проблемным. Причина — недостаточное качество активов и нарушение ограничений на привлечение денег граждан. К новым банком применяется лимит на привлечение вкладов: не более 50% регулятивного капитала.
«Михайловский» решил обойти ограничения. Он прятал привлеченные вклады, направляя их в доверительное управление. Депозиты не отражались в балансе банка, поэтому инспектор не мог их увидеть.
Акционер и менеджмент банка обязались исправить ситуацию. Процесс действительно пошел. «Михайловский» частично погасил кредиты юридических лиц, начал дооформлять обеспечение под займы. Летом 2015 года НБУ снял статус проблемности. И подписал с «Михайловским» программу финансового оздоровления.
Уже осенью НБУ заметил новую креативную схему. «Михайловский» в качестве поверенного привлекал для ООО «Инвестиционно-расчетный центр» деньги граждан по повышенным процентным ставкам. Счет этой компании был открыт в другом банке, поэтому отследить «вклады» НБУ не мог. И 23 декабря НБУ вновь отнес «Михайловский» в категорию проблемных.
От банка требовалось прекратить привлечение денег в финансовые компании, раскрыть все связанные компании, предоставить их отчетность и создать банковскую группу. НБУ потребовал от «Михайловского» график возврата кредитов, выданных связанными лицами.
Было много встреч с руководством и акционером банка, заверений с их стороны в готовности поддержать «Михайловский». Были и попытки запугивания сотрудников НБУ, обвинений их в необъективности. В апреле 2016 года мы согласовали план финансового оздоровления банка. 18 мая председатель правления «Михайловского» Игорь Дорошенко заверил нас в том, что программа исполняется своевременно и в полном объеме. А на следующий день банк провел цепь мошеннических операций под прикрытием работы программы «Операционный день банка».
Нагрузка на Фонд гарантирования вкладов выросла на 1,1 млрд гривен. Из банка был выведен действующий кредитный портфель на сумму 682 млр гривен и обеспечение под кредиты на 2,2 млрд гривен. Сотрудники Фонда позже выяснили, что подготовка к мошенничеству началась задолго до реализации схемы.
В случае мошенничества реакция НБУ прогнозируемая и мгновенная: выведение банка с рынка. Что и произошло с «Михайловским». За несколько дней НБУ собрал и передал в правоохранительные органы документы, свидетельствующие о мошенничестве.
Игорь Дорошенко сейчас под следствием. Компанию ему должен составить акционер банка, который довел «Михайловский» до банкротства. И сознательно обманывал НБУ. Подписывая гарантии и программу финансового оздоровления, одновременно склоняя менеджмент банка к мошенничеству.
Мы делаем все возможное, чтобы они понесли справедливое наказание.
Коментарі - 21
Опять эта полуправда. отсутствие денег это не равно проведение внутребанковских операций. Если денег нет коммерческий банк их не нарисует, ни наличных ни безналичных. Если же путем внутребанковских операций было перечислено 900 млн. грн., то их где-то взяли. Да, внутри банка и да, безналичные. Но говорить, что перечислили деньги которых не было нельзя.
Технически это возможно, но незаконно.
http://finbalance.com.ua/news/V-budinku-Rozhkovo-obshuki
http://finbalance.com.ua/news/NBU-nazvav-tiskom-obshuk-u-Rozhkovo---ofitsiyna-zayava