В экономику вернулась стабильность? Поверхностный взгляд в данные Госстата говорит, что так и есть. Это впечатление обманчиво. Экономист Сергей Алексашенко объясняет, какие проблемы скрываются за статистическими данными.
О чем молчит статистика
На первый взгляд, экономическая ситуация в Украине вполне пристойна. Уж точно намного лучше чем полгода, год или полтора назад. Экономика начала (пусть и медленно) расти, инфляция снижается. Курс гривны стабилизировался, а НБУ постепенно наращивает резервы. Доходность украинских еврооблигаций снизилась до уровня двухлетней давности. На деле такое спокойствие можно сравнить с кораблем с неработающим двигателем. Штиль, он дрейфует, но все прекрасно знают прогноз погоды: штормы и бури.
Вот что наталкивает на эти мысли:
- Новое правительство, как и старое, не делает серьезных ошибок, но очень медленно и непоследовательно принимает решения о реформировании экономики и социальной сферы. Хорошо известный закон перехода количество в качество в такой ситуации не может сработать: слишком мало число принятых решений;
- Переговоры с МВФ вновь провалились. Украина фактически вышла из программы, если оценивать не только количественные, но и качественные критерии. Несмотря на оптимистичные заявления чиновников и политиков, совет директоров МВФ едва ли примет решение о выделении очередного транша в ближайшее время. Логика любой программы МВФ в том, что количество решений, которые нужно принимать, растет каждый месяц. Очевидно, что за два месяца каникул отставание только вырастет.
- Задержка транша — очень плохой сигнал. Как для прямых инвесторов, которые были готовы рассматривать Украину как объект вложений, так и для финансовых игроков. Последние могут при любой возможности начать давить на курс гривны.
- Провален аукцион по продаже Одесского припортового завода. Он мог состояться только в случае соединения множества благоприятных факторов. Понятно, что этого не случилось. Очередная попытка возможна в сентябре. Но добиться результата поможет только радикальное упрощение условий для инвесторов.
- Снижение в конце прошлого года ставки социального взноса привело к ожидаемому результату. Потенциальный дефицит бюджетной системы (разница между полученными доходами и закрепленными расходами) последовательно растет. По данным народного депутата Виктора Пинзеника, недобор социальных сборов за полгода превысил 25 млрд гривен. Нужно помнить, что пенсии в этом году выросли. Это увеличивает расходы Пенсионного фонда. В итоге, если ничего не делать, через 2-3 месяца бюджет не сможет финансировать вообще никакие расходы без нарушения базового критерия программы МВФ, уровня дефицита.
В такой ситуации обманчивая стабильность может быстро стать очередным витком экономического кризиса. К сожалению, невозможно изобрести действующие рецепты национального консенсуса даже ради такой благой цели как радикальная транформация политической, экономической и социальной систем государства.
Краткосрочные конъюнктурные интересы множества игроков, которыми заполнено политическое пространство, перевесят любые идеалистические призывы к объединению.
Год назад я говорил, что политический цикл оставляет власти мало времени на решительные меры. Сегодня приходится констатировать, что сделать за этот год удалось совсем немного. А самое важное из сделанного — консолидация бюджета и отказ от субсидирования цен на газ — поставлено под угрозу авантюрным решением о снижении ставки социального сбора.
Хотя до экватора президентского срока остается пять месяцев, уже сейчас заметно как популисты набирают силу. Соцопросы показывают постепенный рост рейтингов популистских партий (июньский опрос GfK — «Минфин»). И не нужно утешаться тем, что они все еще низки. Начало избирательной кампании мгновенно усилит этот тренд. Партиям, входящим в нынешнюю коалицию, будет сложно показать достижения. А поводов для критики решений правительства предостаточно. К тому же, правящая коалиция не консолидирована. Она не в состоянии ни поддерживать инициативы правительства, ни формировать собственную повестку. Это значит, что в ближайшее время правительство не сможет провести через парламент большое количество реформаторских законопроектов. В такой ситуации единственная надежда на изменения связана с концентрацией усилий на решениях, которые находятся в компетенции исполнительной власти.
Безусловно главная проблема — бюджетная конструкция. Судя по всему, по итогам года центральный бюджет не доберет доходов на сумму не менее 60 млрд гривен (моя интуитивная оценка). Расходы госбюджета сильно выросли, хотя экономическая ситуация не давала для этого оснований. И не похоже, что до конца года ситуация может улучшиться. Значит, уже сегодня правительство должно принять крайне непопулярные решения о том, какие расходы текущего года будут урезаны. И на сколько. Единственная альтернатива — вновь получить деньги от НБУ — моментально выбьет страну за рамки договоренностей с МВФ. Результат — высокая инфляция.
Параллельно правительству нужно сформировать свое видение бюджета-2017. Он будет не менее жестким, чем бюджет текущего года. Слабый рост экономики не дает надежды на быстрое увеличение доходов. Нормализовать бюджетную ситуацию за год не получится. Повышение налогов вряд ли приемлемо политически, а любое сокращение расходов даст ощутимый, но небыстрый результат. Но это не значит, что правительство не должно сокращать расходы. Это — единственный путь, который со временем приведет к стабильному бюджету.
Обойтись без сокращения выплат населению невозможно. Такова структура бюджета. 60% расходов приходится на зарплату и социальную помощь. Поэтому важнейших направлений реформ три: пенсии, социальная помощь и дотации на газ.
Принципиальный момент пенсионной реформы — не только сокращение текущих выплат или снижение давления пенсионной системы на государственные финансы. Но и формирование долгосрочного подхода к пенсионному обеспечению, который позволит начать строить отношения государства с теми, кому сейчас 25-30 лет.
В системе социальной помощи и дотаций на газ правительство уже сформулировало правильные базовые принципы:
- выплата нуждающимся, а не всем подряд;
- оценка благосостояния по доходу домохозяйства, а не по индивидуальному доходу;
- учет всей бюджетной помощи.
Все усилия нужно сконцентрировать на реализации этого подхода. Министерству финансов нужно дать полную свободу действий.
Какое-то облегчение центральному бюджету может дать перевод на местный уровень финансирования начального и среднего образования и здравоохранения. С одной стороны, местной власти лучше видно, какие школы нужно сохранить, а какие — укрупнить. С другой, в местных бюджетах есть денежная подушка, которая не расходуется на решение государственных проблем.
Кроме того, правительству следует активизировать работу по привлечению внешних займов и грантов для органов местного самоуправления и/или предприятий без госгарантий. Украина может привлечь сотни миллионов долларов таких денег. Их привлечение сократит расходы бюджета и повысит инициативность местной власти, ведь за них придется конкурировать проектами.
Что нужно сделать
Вот два самых актуальных вопроса, не связанных с бюджетом.
Проведенная еще в прошлом году работа по реформе управления госпредприятиями и приватизации попала в «долгий ящик». Нужно немедленно извлечь эти наработки и реализовать задуманное. Это сократит давление на бюджет, снизит уровень казнокрадтства и создаст здоровые стимулы в экономике.
Правительство должно разобраться с проблемой медленного роста газодобычи в Украине. И принять решения, которые помогут ускорить развитие этого сектора. Кроме снижения давления на платежный баланс это увеличит налоговые поступления и оживит экономическую ситуацию.
Украина в тяжелом положении. Продолжаются боевые действия в зоне АТО, практически заморожен Минский процесс. Медленно растет экономика. Бюджету хронически не хватает денег. Возможно социальное недовольство после получения счетов за отопление. Приостановка программы МВФ насторожила иностранных и отечественных инвесторов. Парламент еле работает. Вот далеко неполный список симптомов. Рассчитывать на то, что болезнь рассосется, безрассудно. Без целенаправленной интенсивной терапии прогресса не добиться. Так же безрассудно ждать, что Запад вот-вот применит к России новые санкции и ее экономика упадет. Основа российской экономики — экспорт сырья. Спрос на него в мире растет. И несмотря на замедление экономики, Россия еще долго протянет в таком депрессивном состоянии.
Набившая оскомину фраза об историческом шансе для Украины, которую многие эксперты повторяют уже два с половиной года, не утратила актуальности. Окно возможностей для нынешнего поколения украинских политиков еще не закрылось, но его размер быстро уменьшается.
Отказавшись от серьезных реформ, политики обрекают украинцев на долгие страдания и обнуляют свои электоральные шансы в следующем цикле. А он не за горами.
Коментарі - 33
тогда забудьте о пенсиях, субсидиях, социальных выплатах и всевозможных пособиях.
Делайте, что умеете или что хотите…
не будет налогов, не будет и выплат из бюджетов всех уровней.
Так вот перед тем как спорить о государственных финансах — неплохо прочитать как минимум его.
Наверное сайт минфина нам врет по этой ссылке
index.minfin.com.ua/budget/expense/
Потому что по этой ссылке в 2015 году
Выплата пенсий и пособий 16.62% (95млрд грн) всех расходов
Как понять, кто из вас правду говорит?
А вот расходы верховной рады и администрации президента, о которых все так любят поговорить — не достигают и 0.3 %. Вместе взятые.
А за 2015.
Единый социальный взнос в 2015 году 109млрд.
Средства государственного бюджета 104млрд из прошлой ссылки.
Итого 109+104=213млрд
Государственный, неконсолидированный бюджет 605 млрд.
подсчитать, что пенсий у нас платится около 20 миллиардов гривен в месяц. 250 миллиардов в год. Плюс льгот, пособий, декретных, регресных и прочих субсидий — еще миллиардов 100-150 в год. Сравнивайте с общими расходами бюджета. Можете с бюджетом Верховной рады — миллиард в год. Можете с военным бюджетом — миллиардов 50 в год.
И оценивайте — насколько справедлива фраза «В основном налоги идут на содержание чиновнического аппарата», которую я и критиковал.
Краткосрочные конъюнктурные интересы множества игроков, которыми заполнено политическое пространство, перевесят любые идеалистические призывы к объединению.» Без «Весь мир до основанья мы разрушим» ничего не выйдет.
А их и изобретать не надо, они есть и прекрасно существуют…
««Весь мир до основанья мы разрушим»»
А дальше что?
На руинах приятнее жить только садомазохистам, а в построении чего-то нового разрушители не замечены.
Швейцарской конфедерации в этом году исполнилось 725 лет.
Ваш пример — Франция, мой — Швейцария.
По Швейцарии можете что-нибудь критическое высказать — готов прочитать и понять.
Но для этого такое государство нужно строить (и бережно охранять, поддерживать) веками…
Можно построить РЯДОМ, как делают в цивилизованных странах, или МОДИФИЦИРОВАТЬ.
Посмотрите на достижения прогресса, ведь например для изобретения велосипеда колесо НЕ «отбросили в сторону», а именно на основании знаний о колесе изобрели велосипед.
Ничего нового этот научный сотрудник не сказал — «заезженные фразы».
На мой взгляд,«сократит давление на бюджет» замена ДЕфективных менеджеров на ЭФфективных, а не приватизация госпредприятий.
Избавляться нужно от собственности БЕСперспективной или НЕстратегического значения, а не от таких предприятий как ОПЗ.
Ещё можно «сократить давление на бюджет» таким шагом, как ЛИКВИДАЦИЯ нынешней формы ГЧП(государственно-частного партнёрства) в виде СОВМЕСТНОГО ВЛАДЕНИЯ собственностью.
«Цесарю — цесарево, пекарю — пекарево», и управляйте как умеете, а ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ в виде обмена товарами и услугами только через отношения «купил-продал».
Но видать случаи с «Укрнафтой»,«Укргазовидобування» ничему наших правителей не учат.
Или у самих «рыльце в пушку» в виде долевого участия в таких проектах.
Другого не может быть.
Вот такой шаг, ЛИКВИДАЦИИ нынешней формы ГЧП(государственно частного партнёрства) можно назвать «реформой управления госпредприятиями».
А «приватизация» есть УНИЧТОЖЕНИЕ «управления госпредприятиями», но никак не «реформа».
Дорогой Игорь! _Других_ чиновников для _вас_ у олигархов нет…