Глава правления Коммерческого индустриального банка в интервью «Дело» рассказал об акционерах банка, борьбе за клиента, заработке малых и средних банков и влиянии НБУ. «Минфин» выбрал самое интересное.
Глава банка «КИБ» об акционерах, борьбе за клиента и влиянии НБУ
Об акционерах банка
Получено разрешение Антимонопольного комитета на приобретение пакета, где бенефициаром будет Евгений Казьмин. Сейчас документы поданы в Национальный банк. Работа идет нормально. Занимается этим юридическая компания. Есть задача закрыть этот вопрос как можно быстрее, потому что есть планы по увеличению уставного капитала, и это невозможно сделать, пока не согласуем акционеров.
На самом деле, не так много фамилий было. По сути, три фамилии. Одна до сих пор остается — это Сидоренко Юрий, он, по сути, выходит из бизнеса. Был акционер, который зашел сравнительно недавно — это Усенко Игорь, но, насколько я понимаю, он продает свою долю полностью, так что будет у нас один акционер — это Евгений Казьмин.
У него (Казьмина, — ред.) много бизнесов — это и металлургия, и девелопмент, как и у каждого успешного бизнесмена. Владелец «заводов, газет, пароходов», у него многовекторные бизнесы. Но ключевые — это металлолом, металлургия и девелопмент. Есть желание сделать банк большим, есть для этого финансовые возможности.
О переходе в Коммерческий индустриальный банк
Я полностью никогда не уходил из банковского бизнеса. Когда ушел с должности председателя правления банка «Форум», то работал советником в одном небольшом банке, как раз по стратегии развития. Кроме того, все время работал в Наблюдательном совете Бюро кредитных историй, а это, по сути, партнер большинства банков. Параллельно с этим консультировал людей, которые хотели купить банк.
Потом меня пригласили в этот банк. Это было не первое и не последнее предложение, но что меня здесь подкупило — это то, что этот банк чистый. Когда мы общались с акционерами, я почувствовал, что у меня появляется возможность не переписывать, не исправлять чужие ошибки, потому что когда ты приходишь в большой банк, то у тебя все классно — у тебя объемы, масштабы, но уже сделано столько всяких ошибок, что иногда понимаешь, что легче списать, чем бороться, потому что ты тратишь кучу времени на суды. А здесь ты понимаешь, что у тебя чистый банк, у тебя нет этих проблем. Плюс у тебя есть определенный карт-бланш со стороны акционера.
О целях и задачах
Цели — разработать стратегию на 3 года для того, чтобы сделать банк действительно рыночным, сделать его интересным для обслуживания как юридических, так и физических лиц, то есть универсальным. И мы договорились, что мы делаем акцент на дистанционные каналы продаж.
У нас пока порядка 20 точек по Украине. У нас нет пока полного присутствия во всех областных центрах, поэтому наша задача на следующий год — это покрыть областные центры. Плюс мы выделим какие-то ключевые районы, например, Кривой Рог — районный центр, который может дать фору по количеству населения и по финансовому потенциалу многим областным центрам. Кременчуг — то же самое.
Мы ставим задачу открыть отделение в каждом областном центре.
Как минимум одно, но, наверное, в Киеве этого будет мало. Киев стоит особняком по сравнению с остальной Украиной, поэтому Киев может иметь и пять, и десять отделений.
Основная задача отделения — это обслуживание розничного клиента, поскольку корпоративный клиент один раз пришел, открыл счет, а дальше работает через систему «клиент-банк».
О клиентах
Мы ориентируемся не только на розничного клиента, но и на корпоративного клиента, который не является слишком большим. Как показывает иногда практика, большой клиент — это большие риски.
Когда к тебе приходит большой клиент — у тебя большое счастье, а когда он уходит — у тебя горе, потому что он перестает обслуживать свой долг.
Что касается небольших клиентов, то это могут быть как физлица, так и мелкие компании, частные предприниматели. Мы им можем быть интересны, прежде всего, тем, что мы ищем для любого запроса какое-то индивидуальное решение.
О кредитовании
Мы уже сейчас кредитуем. Если взять наши активы, то сегодня это миллионов 250, закончили 2015 год — где-то с 270-280 миллионами. Основная доля наших кредитов — это пока юридические лица. Это небольшие кредиты, небольшие компании. И такая структура, наверное, сохранится на этот год.
Сейчас ставки где-то около 24-25% для корпоративных клиентов, для физических лиц — от 36%.
О планах
У нас разработан бизнес-план на 3 года. Мы хотели бы увидеть объем активов в районе 1 млрд грн. Задача — в будущем все-таки войти в первую группу или как минимум, в верхнюю часть второй группы. Есть понимание, как это сделать.
Я думаю, что портфель должен быть миллионов 500-600 корпоративный и миллионов до 100 — кредитный портфель «физиков». Есть партнер, с которым мы сейчас ведем переговоры по взаимным брендинговым проектам. Однозначно задача — развивать банк за счет прибыльности. И если говорить о наших задачах, то серьезное внимание уделяется именно комиссионным доходам, а не только кредитным.
О политике НБУ
По валюте я думаю, что ряд ограничений можно было бы уже смягчать, потому что когда мы общаемся с вкладчиками, то они говорят: «Я готов принести вам $100 тыс., но скажите, когда мне эти $100 тыс. можно будет снять? Сколько я дней будут к вам приходить?". И вот это, конечно, останавливает.
О возможности ухода из банка
То, что сейчас создано в банке, я расцениваю как свое детище. Любое детище жалко покидать, расставаться с ним. Понятно, что есть разные сложности. Но для меня всегда главным приоритетом была интересная работа. Если мне нравится, если мне не будет скучно, если мы не начнем заниматься какими-то абсолютно простыми вещами… Но если я буду чувствовать, что я уже не развиваюсь как профессионал, наверно, тогда мне будет не интересно тратить свое время.
Об отличиях работы в крупном и маленьком банках
Я приведу два примера. Это как ехать на гоночном болиде и на люксовом седане. Люксовый «Седан» оборудован всякими системами: там безопасность, там тебе датчики, там еще что-то — это большой банк. То есть ты проезжаешь, тебя не трясет. А гоночный болид, спортивная машина хорошая — это там, где мало приборов. Ты в маленьком банке больше рассчитываешь на свои ощущения. На маленьком болиде любая ямка может выбросить с дороги. Но если надо куда-то руль повернуть, то реакция гораздо проще и лучше, чем на большом аппарате.
Коментарі - 13
Чем он отличается от многих, признанных неплатёжеспособными, типа «Еврогазбанка» Ивченко?
— Ничем, одни «благие намерения» как и у других.
Текст джинсы достаточно стандартный с несколькими «изюминками», вот только гложут сомнения, сможет ли владелец «заводов, газет, пароходов» до 11 января 2017 нарастить капитал банка в 2,3 раза за счёт торговли одним металлоломом.
Кого он обслуживает?
Клоуны какие-то
Не только слышали, но и периодически читаем отзывы, как народ мается при возврате — банки всю сумму в валюте не выдают, только в пределах суточного лимита НБУ.
У меня клиенты которые как раз не хотят маяться с дневными снятиями по валюте переходят в валютные депосертификаты.