На прошлой неделе министр финансов Наталья Яресько посетила ежегодную встречу МВФ и Всемирного банка, которая проходила в столице Перу - Лиме. Как сообщила сама Наталья Яресько, за время командировки она встречалась с руководством всех без исключения международных финансовых организаций, включая директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, руководителей группы Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, Европейского Инвестиционного Банка. Также глава Минфина провела порядка 20 двусторонних встреч с партнерами Украины из других государств, включая страны Большой Семерки. Три встречи были проведены с руководителями крупнейших инвестиционных компаний мира. По результатам командировки, Наталья Яресько провела пресс-конференцию в Украине, на которой рассказала о своих многочисленных переговорах, о планах ее ведомства и о будущем экономики страны. «Минфин» приводит основные тезисы выступления Натальи Яресько.
Кредиты, реформы, налоги: о чем Наталья Яресько говорила на встрече с МВФ и Всемирным банком в Перу
О достижениях Украины
Украине удалось стабилизировать экономику и финансовую систему. Сегодня мы наблюдаем значительное число признаков улучшения ситуации, включая стабильный курс гривны, возвращение вкладов граждан в банковскую систему, уменьшение темпов падения экономики, снижение темпов падения промышленного производства, сокращение темпов инфляции и увеличение резервов Национального банка от критически низкого уровня менее 5 млрд долларов до сегодняшних почти 13 млрд долларов.
Дна достигли. Что дальше?
Мы начинаем возвращаться к [экономическому – ред.] росту. Все усилия нашего правительства будут направлены на то, чтобы как можно скорее обеспечить увеличение внутренних и иностранных инвестиций в нашу экономику, увеличить количество рабочих мест, повысить заработные платы и пенсии.
Просьба к кредиторам
Мы просили наших иностранных партнеров удвоить объем предоставления нам помощи и финансовой поддержки, с 7,5 млрд долларов, которые уже были обещаны (и большую часть из которых уже получено), до 15 млрд долларов, по крайней мере.
О международной финансовой помощи
С начала этого года Украина смогла получить от своих международных партнеров 9,7 млрд долларов финансовой поддержки. За счет этих средств мы, во-первых, пополнили резервы Национального банка, а во-вторых — профинансировали часть расходов государственного бюджета Украины.
Уже до конца 2015 года у Украины есть возможность получить еще порядка 4 млрд долларов финансовой поддержки. Из них – это очередной транш МВФ в 1,7 млрд долларов, и еще 2,3 млрд долларов – это средства других международных партнеров, которые привязаны к выполнению нашей программы с МВФ.
О реформах
Для получения этих 4 млрд долларов, о которых я говорю, мы должны:
- договориться об изменениях в налогообложении, исходя из предельного дефицита государственного бюджета в размере 3,7%. То есть мы должны построить бюджет на 2016 год именно с таким показателем дефицита;
- осуществить дальнейшие решительные шаги для борьбы с коррупцией;
- осуществить ряд реформ, о которых договорились с МВФ.
О бюджете-2016
Чем больше дефицит госбюждета, тем больше нужно привлекать новых кредитов, которые увеличивают долговую нагрузку на нас и на будущие поколения. Уже в этом году мы сделали значительный рывок в этом направлении – мы смогли уменьшить дефицит государственного бюджета до 4,1% ВВП. В следующем году наша цель — уменьшить его еще - до 3,7%.
Сделать это мы должны при условии фактического уменьшения поступлений в бюджет, что уже согласовано со всеми и заложено в проект госбюджета 2016 года. В следующем году уже не будет действовать специальный импортный сбор, будут уменьшены перечисления Национального банка, а также запланировано уменьшение поступлений от рентных платежей. Также, мы уже взяли на себя обязательство отменить с 1 января 2016 года специальный режим налогообложения аграрного сектора, а также восстановить коэффициент 1% по ЕСВ. Это все – тот минимальный пакет шагов, который уже заложен в проект бюджета на 2016 год.
О налоговой реформе
Наша модель налоговой реформы предусматривает уменьшение государственных поступлений на 60 млрд гривен. Почему эта сумма больше той, о которой говорилось ранее? Потому, что по каждому показателю расчетов мы должны договориться с Международным валютным фондом, и не всегда наши видения совпадали, ведь эти расчеты основаны на многих предположениях. И именно эту сумму, порядка 60 млрд гривен, мы определяем вместе с МВФ как разницу в поступлениях. Соответственно, примерно на такую сумму – около 60 млрд гривен — нам нужно уменьшить и уровень расходов.
Министерство финансов готово к уменьшению государственных расходов. Но то, какие именно расходы нужно уменьшать, а какие – нет, вопрос, который требует серьезных обсуждений в обществе и сложных политических решений. Чтобы обеспечить сокращение государственных расходов, например, на 60 млрд гривен, необходимы чрезвычайно сложные решения, и эти решения должны предлагать профильные министерства вместе с Министерством финансов, вместе с обществом, вместе с парламентом. Это сложно, это очень сложно. Но, по мнению Министерства финансов, это возможно.
«Радикальные» реформы
Я хочу остановиться на так называемой «радикальной» модели налоговой реформы, которую обсуждают в обществе. Я не говорю о каком-то одном проекте налоговой реформы – есть несколько предложений «радикальных реформ». Но эти предложения предусматривают снижение поступлений бюджета на 150-200 млрд гривен. Это означает, что аналогичное снижение нужно будет обеспечить и в расходной части – так же, как и в случае с налоговой реформой Минфина. Без сомнения, сократить поступления в бюджет на 25% можно легко – сократив ставки налогов. Но возможно ли уменьшить расходы государственного бюджета на четверть всего за один год? Международный опыт категорически говорит, что нет.
Как Министр финансов, я уверена, что такой объем сокращения государственных расходов сегодня для нас является недопустимым. А уменьшить доходы бюджета на четверть, как предлагает «радикальный» проект налоговой реформы, при этом не уменьшив на соответствующий объем государственные расходы будет самоубийством для нашей страны.
Это означало бы потерю сотрудничества с МВФ и необходимость включать «печатный станок», чтобы финансировать огромный государственный дефицит. Мы все с вами помним страшную девальвацию в феврале 2015 года, а старшие поколения также помнят гиперинфляцию начала 1990-х годов, вызванную таким подходом.
Украина просто не имеет права рисковать всем, только что достигнутой стабильностью, признаками восстановления экономики, — чтобы безответственно экспериментировать над собой.
Коментарі - 13
Но ни госпожа Яресько, ни Яценюк не видят проблем в работе ни Насирова, ни других казнокрадов,… а значит расплачиваться будет «пересічний українець»… :(
Так о чьих удачных реформах речь?
договориться об изменениях в налогообложении, исходя из предельного дефицита государственного бюджета в размере 3,7%. То есть мы должны построить бюджет на 2016 год именно с таким показателем дефицита;
осуществить дальнейшие решительные шаги для борьбы с коррупцией»
— анти-корупционного прокурора выберут не раньше ноября;
— бюджет скорее всего будет принят 31 декабря.
вывод: соответственно транш будет скорее всего аж в январе (может 3+4ый сразу). резервы максимум 14-15 млрд (если соседу не будут отдавать $ и интенсивно закупать $ на межбанке)… будет тяжко еще долго, но ничего — переживем.
надеюсь все-таки что инициативы минфина (одного из немногих работающих министерств) и остальных «здравых сил» в будущем приведут к успехам.
больные-это например >=70%верховной зрады.Для меня показательно было как летом в июле эти товарищи вместо того чтобы побыстрому проголосовать за Яреськины-мвфские законы и через пару дней получить кредит (без которых пока по-видимому никак), тянули кота за одно место и занимались «решением» проблем хитрых валютных кредитчиков (по правилу «перещитайте нам па 5, па 8») а потом вроде ушли на недельные каникулы. результат: проголосовали за нужные законы/получили транш через 2 недели аж к конце июЛя (кстати изначально по плану могли получить его в середине июНя…
Вообще, у нас система/страна настолько запущена, что решения нажаль не будут быстрыми, простыми с высоким кпд. Зашкаливающее кол-во тех, кто тащит все это дело назад-имею ввиду, как тех кто у корыта на верху, так и тех кто на низах (например, пресловутые старые гаишники).Вот они то (в первую очередь тех кто на верхах) не хотят решать проблемы по быстрому, потому что как же ж так мы будем слезать с потоков
Как-то так.