Мінфін - Курси валют України

Встановити
28 липня 2015, 16:25

Эффект отмены: подешевеют ли автомобили без импортной спецпошлины

После почти двухгодичного разбирательства в рамках Всемирной торговой организации жалоба Японии относительно дополнительных пошлин на импорт автомобилей в Украину была удовлетворена. Группа экспертов ВТО пришла к выводу, что введение украинским правительством спецпошлин противоречит правилам организации. Министерство экономического развития и торговли Украины спорить с этим не стало, выразив свою готовность отменить пошлины уже в ближайшее время.

Эффект отмены: подешевеют ли автомобили без импортной спецпошлины
Фото: shutterstock.com

Что отмена пошлины даст простым потребителям и как к этому относятся основные игроки украинского автомобильного рынка, выяснял «Минфин».

Защитный механизм

Изначально протекционистская доппошлина была призвана поддержать отечественный автопром, который столкнулся с кризисом производства из-за потери внутреннего и внешних рынков сбыта. Однако, вследствие существенной девальвации гривны действие доппошлины было практически нивелировано. Автопроизводители, равно как и дилеры, отмечают: введение или отмена всевозможных пошлин – это только малая часть инструментария, которым государство может воспользоваться для того, чтобы автопром окончательно не исчез с карты украинской промышленности.

Впервые «автомобильные пошлины» были введены в украинское законодательство еще в 1998 году, когда был принят закон «О стимулировании автомобильного производства». Это был превосходный подарок для автопрома, и поначалу эти пошлины действительно были существенным подспорьем для роста внутреннего производства в стране. Так, в 2004 году таможенная ставка на импорт авто составляла 15%, в 2005 году — 25%.

«Такие протекционистские меры позволили кардинально увеличить объемы производства, создать новые рабочие места, нарастить экспорт. Как результат, до кризиса у нас уже был собственный сформировавшийся авторынок. Например, в 2008 году доля отечественных авто составляла более 60%. К началу 2012 года этот показатель снизился почти до 30%, что крайне негативно сказалось на платежном балансе нашей страны» — рассказали «Минфину» представители компании Еврокар, официального поставщика автомобилей Skoda в Украине.

Дополнительные импортные пошлины были введены в середине 2013 года, когда отечественные производители столкнулись с существенными трудностями после так называемой «торговой войны» с Россией. 

На данный момент размеры специальной пошлины составляют 2,15% для автомобилей с бензиновым двигателем на 1–1,5 литра и 4,32% для автомобилей с объемом бензинового двигателя 1,5–2,2 литра. Отменить их могут уже в ближайшее время — соответствующий вопрос будет рассмотрен Межведомственной комиссией по международной торговле в августе.

Однако будет ли это иметь существенное влияние на конъюнктуру автомобильного рынка Украины — вопрос спорный. Несмотря на изначальное благодатное влияние, протекционистские пошлины не смогли обеспечить отечественным автопроизводителям серьезную защиту от кризисных явлений в экономике. Поэтому неудивительно, что сейчас с трудом сводят концы с концами и дилеры, и непосредственные производители, и сборщики импортных авто — все они серьезно пострадали сокращения спроса на автомобили среди населения.

Тяжелая экономическая ситуация нивелировала весь эффект протекционистских мер. Можно сказать, что украинские заводы их почти не заметили.

По данным Укравтопрома, производство автотранспортной техники за первое полугодие по сравнению с тем же периодом прошлого года сократилось на 86,7%. При этом спрос на автомобили сократился в 1,8 раза, а доля б/у автомобилей на первичном рынке увеличилась до 40%.

«Тяжелая экономическая ситуация нивелировала весь эффект протекционистских мер. Можно сказать, что украинские заводы их почти не заметили, но это не значит, что их необходимо отменять. Автомобильное производство в Украине продолжает падать: два завода, выпускающие легковые автомобили, полностью остановились, два других - работают из последних сил. Без этих специальных мер, возможно, в Украине сегодня не осталось бы даже тех мизерных объемов производства, которые существуют на данный момент» — подчеркивают в Еврокар.

Все это значит, что население, если и покупает сейчас автомобили, то отдает все больше предпочтения подержанным машинам. В таких условиях автопроизводителям и импортерам не просто тяжело работать с достаточный уровнем прибыльности: во многих случаях речь идет о банальном выживании.

Мнение большинства

Большинство игроков отечественного авторынка сходятся на том, что отмена дополнительной пошлины сильно ни на спрос, ни на цену автомобилей не повлияет.

«Надо понимать, что это снижение будет очень незначительным для покупателей, поскольку цена на автомобили с объемом бензинового двигателя 1–1,5 л снизится на 2,15%, а с двигателем объемом 1,5–2,2 - на 4,32%. Это равняется изменению курса валют Нацбанка на 50 копеек и 1 гривну соответственно. У нас такие курсовые колебания проходят довольно часто, поэтому покупатель особо уменьшения цен не заметит. Так, например, после снижения цены автомобиль стоимостью 20 тыс. долларов будет стоить 19,6 тыс. долларов»  - говорит Владимир Иванов, менеджер по коммуникациям компании «Ниссан Мотор Украина» (официального импортёра Nissan и Infiniti).

Доходы населения в гривне остались прежними, и люди сейчас предпочитают хранить сбережения, а не тратиться на крупные покупки. Соответственно, говорить о влиянии отмены пошлин на спрос не стоит.

В том же духе высказываются и в корпорации УкрАВТО, отмечая, что сейчас только пятая часть переходящих остатков на складах дилеров подпадает под действие спецпошлины 4,32%, в то время как уже осенью в Украину начнутся поставки автомобилей модельных рядов этого года, цены на которые будут на 3–5% выше.

«Объем рынка в ближайшее время традиционно будет определяться экономической ситуацией в стране и покупательной способностью населения. Доходы населения в гривне остались прежними, и люди сейчас предпочитают хранить сбережения, а не тратиться на крупные покупки. Соответственно, говорить о влиянии отмены пошлин на спрос не стоит» — объясняют в корпорации.

Временные меры

Кроме специальных пошлин, автомобили, которые ввозятся в Украину облагаются импортной пошлиной (10%), временным импортным налогом (5%), а также акцизным сбором (зависит от объема двигателя ввозимого авто). Теоретически, у Украины есть возможность использовать еще и ряд нетарифных ограничений, которые могут хоть немного защитить рынок, предоставив некоторые преимущества для отечественных производителей. Но на практике, скорее всего, ключевыми аспектами торговой политики станет разве что защита украинского авторынка от субсидированного импорта из других стран.

Все это только ситуативные меры, способные разве что снять «болевой шок», но никак не вылечить «пациента». Ожидать качественных изменений на отечественном авторынке бессмысленно без комплексных мер, направленных не только на поддержку национального производителя, но и на повышение инвестиционной привлекательности Украины. Вводить или отменять пошлины можно сколько угодно, однако украинский автопром уже заждался момента, когда количественная поддержка со стороны государства наконец-то превратится в качественную. 

Сергей Шевчук

Коментарі - 16

+
+6
PontiusPilatus
PontiusPilatus
28 липня 2015, 21:08
#
Пока Япония жаловалась, украинские покупатели обеднели в 4 раза)
+
+1
kuzyagem
kuzyagem
28 липня 2015, 21:22
#
«2008 году доля отечественных авто составляла более 60%. К началу 2012 года этот показатель снизился почти до 30%.» Тут стоит указать, что основной причиной было вступление Украины в ВТО в 2008г на невыгодных условиях. Пошлины на автомобили уменьшились в 2,5раза.
+
+38
Strain
Strain
29 липня 2015, 12:39
#
Раз зашло дело про наш автопром, я в очередной раз выражу свое мнение. 20 лет наш автопром был монополистом на украинском рынке за счет пошлин. Стали ли выпускаемые автомобили лучше? — Нет. В чем смысл его поддержки? Куда кроме России мы экспортируем автомобили? Да практически никуда. Если Россия прикроет эту лавочку в отместку за какие то действия Украины — мы вообще останемся без рынка сбыта.

Мое личное мнение — лучше покопить и купить Geely чем любой автомобиль нашего производства.
+
+1
PlatonUA
PlatonUA
29 липня 2015, 12:51
#
Так Черри и Джили это у нас типа украинские авто
+
+14
DmytroDnepr
DmytroDnepr
30 липня 2015, 14:58
#
Зачем вообще поддерживать этот труп под названием АвтоЗАЗ? Почему вся страна уже 20 лет страдает от пошлин принятых в угоду олигарху Васадзе? Кто в своем уме стал бы покупать сраный «Дэу Сенс» по цене 5 летней бэхи если бы не пошлины?
+
+3
realreader
realreader
4 серпня 2015, 11:12
#
Вот они продают свой хлам втридорога, и, прикиньте, ЖАЛУЮТСЯ, что они работают на грани рентабельности. так сделайте авто доступным — у вас их сметать будут! почему Шкода в Чехии стоит дешевле чем тут???
+
+6
sis
sis
31 липня 2015, 9:31
#
Зачем поддерживать разложившийся труп нашего автопрома? Из-за этого бесконечного лобби одного-двух украинских миллиардеров украинцы вынужденны ездить на развалюхах, или покупать нормальные автомобили в два раза дороже чем они стоят в той же Польше.
+
0
lisray
lisray
31 липня 2015, 12:54
#
Я бы купила джилли, да вот нет у них моделей с низким расходом, небольшой ценой и коробкой автомат. Так какое развитие нашего автопрома, для кого? В матиз страшно садиться, я реально опасаюсь за свою жизнь, т.к. даже при небольшой аварии могу сильно пострадать в этой картонной машине.
+
0
podstrahuy
podstrahuy
31 липня 2015, 13:49
#
А в Гили или Чери при аварии у водителя много шансов остаться живым? Краш тест Чери Амулет: https://www.youtube.com/watch?v=IhYTxyEHgWE
+
0
lisray
lisray
31 липня 2015, 17:29
#
На счет этого не сомневалась. А джилли такого же качества как и чери? Оо
+
0
podstrahuy
podstrahuy
31 липня 2015, 18:59
#
В сортах китайского автопрома не разбираюсь, простите :)
Для меня все эти BYD'ы, Гили, Чери и пр. одного сорта ягоды.
+
0
realreader
realreader
4 серпня 2015, 11:14
#
Ну не надо. BYD вот прямо сейчас сотрудничает с БМВ и запускает полноценный электрокар. еще лет 5 — и будут в топ 10 планеты. жаль что сами такое не делаем — производила бы Украина что-то похожее на BYD — думаю многие покупали бы и гордились.
+
+1
DmytroDnepr
DmytroDnepr
3 серпня 2015, 14:00
#
Ролик от 2011 года, Карл, а машина которая тестировалась вообще модели 2007 года. Сейчас у китайцев поголовно 3-5 звезд в краш тестах, это куда лучше чем Дэу-Сенс в котором ничего не менялось последние 25 лет.
+
0
Strain
Strain
3 серпня 2015, 14:22
#
Я хочу Geely GC7. Но цена 214 000 грн напрягает. Раньше эта машина стоила бы 120 000 грн.
+
+3
realreader
realreader
4 серпня 2015, 11:15
#
Лучше тебе даже не знать, сколько реально стоит это авто, когда машинокомплект покупают в Китае а то точно сна лишишься
+
+8
dabam
dabam
7 серпня 2015, 16:58
#
Так вот ты какая «жизнь по новому» украинцы мечтают о китайских автомобилях (Джили, Чери, Бёд — это вообще самая заветная мечта украинца)! Я всегда покупал немецкие(БМВ, Ауди, Фольцваген, Мерседес) и японскии автомобили (Тоёта, Ниссан, Митцубиси), а теперь только хочу купить(((
З.Ы. В Польше Ауди А4 1,9 турбо дизель 1999 г.в. 1200 долларов, в Германии 1000 долларов. Посмотрите сами цена на не растаможенные авто на авто.рио.юа и обалдейте.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися